Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Выпустили книгу или сборник стихов? Расскажите об этом у нас: main@sub-cult.ru

В январе 2023 года на российский рынок вышел комикс «Панелька», плод неожиданного союза двух независимых издательств «Питер» и MOLOT HARDCORP. Социальный боди-хоррор в постапокалиптическом антураже балабановских хрущёвок, приправленный японскими референсами, звуками и даже способом чтения, подталкивает поупражняться в складывании слова «манга» из, как всегда, не слишком подходящих для этого льдинок. Чтобы решить задачу, нашей книжной редакции пришлось обратиться не только к издателям и авторам «Панельки», но и независимому комикс-эксперту.

s33mv5iabvu

© «Питер», MOLOT HARDCORP

Сложные времена требуют объединения

Возможно, если последние годы вы не следите за «Питером», сама коллаборация издателя с более чем 30-летней историей, специализирующегося на профессиональной литературе, и достаточно молодых MOLOT HARDCORP, принципиально выпускающих злободневные комиксы 18+ с чёрным юмором и зубодробительным экшном, покажется вам странной. Однако не спешите с оценкой. Только за 2022 год в издательстве «Питер» успели выпустить постапокалиптический французский комикс «Сквозь снег», антимилитаристский графический роман «В окопах» Тарди, а также «Морт Синдер» и «Этернавт» — две работы аргентинского дуэта Оэстерхельда и Бреччиа, чьи биографии похожи на политический триллер. Поэтому нет ничего удивительного, что, набив руку на таких серьёзных переводах, в «Питере» почувствовали в себе силы самостоятельно продюсировать русских комиксистов.

«Сложные времена требуют креативных решений и объединения, — говорит Анастасия Касаткина, шеф-редактор направления «Творчество и популярная литература» в издательстве «Питер». — Коллаборации — это круто. Мы объединили наши сильные стороны по аудитории, анонсированию, дистрибуции, а также поделили груз рисков. Но, конечно, мы бы не стали брать любой проект. «Панелька» пересекается по общему месседжу с нашими работами — что человечность и добро можно найти даже в самые мрачные времена, когда, кажется, нет надежды».

img-ufnuvj79

© «Питер», MOLOT HARDCORP

В MOLOT HARDCORP также считают, что выпуск нового для них формата манги сопряжен с большими рисками, которые они предпочли разделить с крупным издательством «Питер». Кроме того, «Панелька» не пересекается с другими работами из уже существующей вселенной «Молота».

Постапокалиптический боди-хоррор заказывали?

Маленький мальчик в противогазе и с небольшим автоматом исследует старую заброшенную панельку, в которой притаились жуткие монстры. Наивный и любознательный ребёнок на удивление смел и ловок. Он быстро ориентируется в ситуации, а ещё может заглядывать в воспоминания монстров, некогда бывших людьми. Что малыш забыл в таком жутком месте? И как обычный постсоветский город районного значения разом стал похож на все постапокалиптические романы Глуховского (признан иностранным агентом на территории РФ)? Давайте разбираться.

«Если вы ищите в комиксах эскапизма, то у вас ещё есть время передумать и не открывать эту книгу»,пишет известный видеоблогер и актёр озвучки, Дима Сыендук.

Пандемия, вакцина, война, женское сопротивление и расчеловечивание — вот основные актуальные вехи предлагаемого нам мира будущего. «Панельку» начинали писать ещё в 2019 году во время пандемии COVID-19, а финальные штрихи в виде части снаряда на фоне жилого полуразрушенного квартала добавили уже в 2022-м. Интересно, решатся ли читатели пренебречь советом Сыендука, открыть книгу и лишний раз отрефлексировать сегодняшнюю катастрофу, да ещё и с не слишком аппетитными деталями?

rclhvwstrjo

© «Питер», MOLOT HARDCORP

По словам сценариста «Панельки» и главного редактора MOLOT HARDCORP Владислава Погадаева, у читателя всегда есть запрос на постапокалиптический боди-хоррор, вопрос скорее в объёме ниши. Не знаем, как насчёт постапокалиптики, но жуткий и довольно физиологичный комикс «Отель «Лето» Терлецкого и Герасимого имел большой успех в 2021-м. Так что ожидаемые 3-4 тома серии по 120-150 страниц каждый, скорее всего, найдут своего фаната.

Тем более жанровая принадлежность и полюбившийся по «Бычьему Цепню» дуэт Погадаева и Чащиной, дополненный в этот раз художником Сашей Мышкиным, ещё не все козыри «Панельки».

Манга входит в чат

Судя по возрастающей в мире, да и в России, популярности манги, её появление в репертуаре MOLOT HARDCORP было лишь вопросом времени. По мнению Евгении Чащиной, отвечающей в «Панельке» за рисование флешбеков, на мангу не сложно подсесть из-за того, что новые серии тайтлов выходят довольно часто, кроме того, читатель почти всегда знает, чего от них ожидать.

«Мы очень любим экспериментировать с форматами, поэтому первая манга «Молота» была просто вопросом времени. Методом проб и ошибок мы пришли к тому, что «Панельке» очень подошла графика и эстетика манги», — признаётся Владислав Погадаев.

ajazwi0aqda

© «Питер», MOLOT HARDCORP

Первое, что бросается в глаза при знакомстве с «Панелькой» — это порядок чтения. Необходимость построения кадров, да и всего издания, справа налево кажется спорной. Скорее это, как и написание всех звуков «Панельки» катаканой (японской слоговой азбукой), всего лишь яркие элементы, призванные привлечь к книге внимание читателя, увлекающегося мангой.

Для того же к рисованию истории привлекли молодую художницу, работающую под псевдонимом Саша Мышкин. Её рисунок, как считает сама Саша, скорее можно отнести к манга-стилю, поэтому при работе над «Панелькой» художнице не пришлось что-то менять. У имеющей большой опыт знакомства с мангой юной девушки скорее возникла необходимость изучить реалии 90-х и внешний вид медицинских отклонений по фотографиям, чем каноны японского комикса.

«Из всех комиксов я чаще всего читаю мангу и действительно люблю её. Больше всего мне нравятся такие авторы как Нэекодзиру, дуэт Нисиока, Хидэси Хино, Суэхиро Маруо, Кю Хаясида, Дзюндзи Ито и многие другие. На момент создания «Панельки» я читала «Дорохэдоро» так что эту мангу в какой-то степени можно считать референсом», рассказывает Саша Мышкин.

bm50ldxcpxu

© «Питер», MOLOT HARDCOR

Однако при всех стараниях «Молота» и бесспорной заслуге художников «Панельку» сложно назвать мангой. Перед нами увлекательная и страшная история, заигрывающая с читателем некоторыми атрибутами канонов японского комикса. Кстати, по словам Владислава Погадаева, всё не так просто и впереди ждут «японские сюрпризы», объясняющие это, на первый взгляд, притянутое за уши подражание.

Чтобы не быть голословными, мы даже обратились к Александру Кунину, руководителю центра рисованных историй РГБМ, соорганизатору международной конференции исследователей рисованных историй и визуальной культуры «Изотекст», и вот его вердикт:

«Панелька» — отличная рисованная история в стиле манга. Но манера чтения справа налево, стиль рисунка и даже использование японских букв, которые широкая аудитория не сможет прочесть, не делают её мангой».

Что такое руманга?

Хорошо, если «Панелька» не манга, то, возможно, она, как заявлено в выходных сведениях, является румангой. Последние несколько лет издатели активно используют этот термин для публикации комиксов российских авторов. Только за 2022 год такие издательства, как МИФ, «Комикс Паблишер» и даже Popcorn Books, представляли румангу на читательский суд. Возможно, настало время говорить о появлении если не школы русской манги, то хотя бы каких-то её зачатков?

mt-4ko1eo1q

Руманга «Я — Авейра» © МИФ, 2022

«В России нет ни школы русского комикса, ни тем более русской манги. Индустрия развлечений у нас в стране продвигается только за счёт увлечённых людей и не столь массова, чтобы создать платформу под различные «школы», считает Владислав Погадаев. «Панельку» «румангой» назвали уже в «Питере», а я такое слово ранее даже и не знал. Вообще, ко всему стоит относиться немного попроще. Мы в «Молоте» постоянно экспериментируем и на этот раз решили попробовать стилизовать проект под мангу».

По словам Александра Кунина слово «руманга» появилось где-то в середине 2000-х годов, когда весь мир переживал очередной бум манги. Именно тогда в разных уголках Земли выросли люди, с детства увлекающиеся мангой. Многие из них стали художниками и начали сами рисовать истории в этом стиле. Тогда же в России вышла первая манга «Ника» Богдана, а с 2009 по 2011-й даже издавался журнал «РуМанга» с работами отечественных манга-художников. Однако широкие круги любителей манги относились к подобным начинаниям скептически и заявляли, что их нельзя сравнивать с оригинальным японским комиксом.

«Всё же манга — это не только стиль рисунка, но и психология, особая манера повествования, погруженность в культурный японский контекст. Мангака-японец видит и описывает мир так, как никто другой не сможет. У всех своя ментальность, и это верно. Поэтому стали появляться названия «евроманга», «америманга» и т.п.. По такому же принципу появилось название «руманга», — поясняет Александр Кунин.

rumang3

Превью третьего номера журнала «РуМанга». © Сергей Пронин, ProDesign, 2009

Почему же мы наблюдаем подъём интереса к руманге сейчас? Наши собеседники сходятся в том, что ни о каком появлении «школы русской манги» не может быть и речи. По мнению Евгении Чащиной, российские комиксисты просто пытаются «урвать себе частичку понятного читателям вайба». Александр Кунин считает, что за последние 30 лет на рынке всё так перемешалось, что чистых жанров и стилей, а значит и «школ» сформироваться больше не может. Однако «сегодня азиатской продукции (манги, махвы и т.д.) очень много. А с уходом супергероики большой двойки станет ещё больше».

Видимо, следуя общему тренду, издатели пытаются добавить себе немного манга-очков, называя комиксы «румангой». Но так ли сегодня важна жанровая определённость? Конечно, если вы надеетесь увидеть в «Панельке» большеглазого бисёнена на фоне опадающей сакуры (берёзы?), то вам стоит скорректировать ожидания. Ведь, несмотря на японскую стилизацию, «Панелька» наряду с «Бычьим Цепнем» от тех же MOLOT HARDCORP наиболее пугающе точно и визуально гармонично описывает сегодняшнюю российскую действительность в комиксе.

Обложка: © «Питер», MOLOT HARDCORP

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика