Роман Владимира Орлова «Альтист Данилов» отсылает нас к «дьявольской» Москве Булгакова. Правда, вместо Мастера и Воланда перед нами предстаёт некий Владимир Данилов, альтист, наполовину демон, которого ещё в детстве с позором изгнали из родного мира (в романе – Девять Слоёв) за происхождение. Данилов кочует из интерната в интернат, потом, в более зрелом возрасте, открывает для себя сначала консерваторию, а затем и театр. Звук и инструмент становятся его верными друзьями. У Данилова есть сверхспособности, и временами он использует свои умения в корыстных целях. Однако человеческое начало берёт над ним верх. Такой поворот событий не даёт сородичам покоя, поэтому его унижают, судят, рассматривают всю его жизнь на Земле, таскают по разным местным отделениям и в конце концов снова отправляют к людям.
Бытовой демонизм
Роман «Альтист Данилов» был опубликован в 1980 году и является первым в трилогии «Останкинские истории». В серию также входят романы «Аптекарь» и «Шеврикука или Любовь к привидению». В книге изображается Москва одновременно бытовая и фантасмагорическая; это два полюса, которые чудом соединились вместе. Советские улицы и советские граждане представляют собой обыденность, в то время как демоны отвечают за балагур и нарушение системы. За это же отвечает и музыка, в том числе и экспериментального плана, которой в романе отводится особое место.
Скрытый Мастер
Хотя главный герой и не Мастер, но также Творец, связанный с потусторонним миром определёнными узами. Герой проходит Слой за Слоем, испытание за испытанием ради любви к Музыке и земной девушке Наташе. С героем вечно происходит что-то неладное, особенно после того, как суд приговорил его к Люстре – своеобразному артефакту, который отвечает за связь c демонической канцелярией. Стоит только Данилову сделать что-то хорошее, как в Слоях тут же узнают об этом и насылают новые несчастья. Автор помещает своих демонов не под землю, а на небеса, тем самым разрушая историческое деление на ад и рай. И если в булгаковском Мастере чувствовались сила и величие, то герой Орлова – это скрытый Мастер, закрашенный налётом бюрократической серости. Он очень предан музыке, он готов отбросить демонический контракт, согласно которому должен пакостить, но мнительность и инертность делают его маленьким, незначительным винтиком в механизме жизни.
Мистика, магистраль и работа в газете
Владимир Орлов пришёл в писательство как и многие другие авторы – из журналистики. Сначала работал в «Красноярском рабочем», затем в «Комсомольской правде». В 1960-м году издал сборник очерков «Дорога длиною в 7 сантиметров», посвящённый строительству сибирской магистрали Абакан-Тайшет. Через 5 лет Орлов продолжил тему освоения Сибири в романе «Солёный арбуз», по которому был снят фильм «Таёжный десант». Однако дебютной работой писателя стало произведение «После дождичка в четверг», вышедшее в 1969 году. Затем были романы «Происшествие в Никольском», «Бубновый валет», «Камергерский переулок» и другие. Всего на счету Орлова более 20 произведений. В 2014 году Владимир Орлов скончался от продолжительной болезни. Писателю было 77 лет.
Читайте также
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!