Топ-100

Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: leonovichjohn@mail.ru

Хотите увидеть здесь новость о вашем проекте? Пишите: leonovichjohn@mail.ru
Владислав Лешкевич

Рэп стал самым популярным направлением в музыке. Возможно, Вы об этом не слышали, потому что в наушниках играла Linkin Park или Nirvana, а, возможно, что потяжелее. Но в США узнали об этом ещё два года назад: по итогам исследования Nielsen на хип-хоп пришлось 25 процентов от всей музыки, которую слушают американцы, в то время как на долю рока выпало всего 23.

В России рэп оказался не менее востребован, хотя набирать обороты он начал не так давно. Первые рэп-группы появились в нашей стране менее полувека назад, в 1990-х. Сейчас это направление занимает высокие позиции во многих топ-чартах и даже активно внедряется в рекламные и образовательные ролики. Чего только стоит один рэп-урок по истории.

Мы предлагаем Вам отмотать плёнку назад, чтобы понять, как и почему рэп стал не просто музыкальным стилем, а чем-то большим — трендом.

1960-е, США

Одна из местных дискотек или вечеринок. Брейк-данс. Музыка. Диджей ставит одну ритмичную композицию за другой, а в перерывах между выступлениями танцоров он произносит текст под музыку. Так появляются первые рэп-композиции.

Со временем МС начинают выходить на улицы, чтобы всем прохожим продемонстрировать своё умение быстро рифмовать слова. Пока они это делают ради удовольствия, даже не задумываясь о том, что это может приносить какую-то прибыль.

1980-е, США

Одна из местных дискотек или вечеринок. Брейк-данс. Музыка. Ничего не поменялось, кроме того, что МС всё чаще стали выступать с концертами в клубах, а время от времени даже продавать свои первые записанные композиции.

В этот же период рэп приобретает остро-социальную окраску. Появляются так называемые «гангста-рэперы», которые в своих текстах затрагивают вопросы расовой дискриминации, бедности, преступности, наркотиков. Среди ярких представителей этой разновидности, пожалуй, можно назвать 2Pac и Dr.Dre.

Спустя десятилетие «гангста-рэперы» пользуются огромной популярностью. Они начинают записывать альбомы, которые тиражируются миллионами. Альбом «All Eyes On Me» того же 2Pac, например, с невероятной скоростью разлетается 8-миллионным тиражом и оказывается, как ни странно, за пределами США, в том числе и в СССР.

1990-е, Россия

Пока в Соединенных Штатах выходят рэп-альбомы и МС собираются на баттлы, в Советском Союзе молодёжь только-только начинает осваивать хип-хоп культуру. «Мальчишник» — первая рэп-группа, образованная в Москве только в 1991 году. В это же время проходит первый рэп-фестиваль «Рэп Пик 91», появляется известный рэп-исполнитель Богдан Титомир, группа «Каста», «Bad Balance».

Несмотря на то, что наша страна с небольшим опозданием перенимает западные хип-хоп-традиции, понятие «рэп» возникает ещё в СССР, в 1984, благодаря музыкальному ансамблю из Куйбышева «Час Пик» и их детищу «Рэп». Этот альбом можно по праву считать первым рэп - альбомом на русском языке.

90-е годы — своеобразная отправная точка, с которой начинается активное развитие и популяризация рэп-культуры в России. Изначально она копирует западную: «Bad Balance» записывают несколько композиций на английском языке, «Мальчишник» посвящают один из треков Майку Тайсону, в котором раскрывают ту сторону жизни, которая характерна для среды афроамериканских рэперов, но никак не для советской.

В текстах также часто появляется тема города («Bad Balance» - «Город джунглей», «Жизнь Петербурга»), доступных женщин (большая часть композиций рэп-группы «Мальчишник), драк, уличных разборок («Bad Balance» - «По закону»), власти («Bad Balance» - «Антиполис»). Герои этих композиций — ничем не отличающийся от других человек, выросший в хрущёвке. Главными ценностями этого героя становятся семья и старые друзья («Каста» - «Под одним небом»), верность идеалам («Bad Balance» - «Отсос»).

Стоит заметить, что на начальных этапах рэп-культурой в большинстве своём увлекалась столичная молодёжь. Распространяться по всей территории страны она начала только в середине 90-х, потому что именно в это время рэп-исполнители начали выпускать кассеты со своими альбомами. Тогда, например, вышел альбом первой в России девушки-рэпера Лика МС «Рэп».

2000-е, Россия

Переосмысление тематической стороны рэп-культуры начинает происходить только в 21 веке. Причиной к этому служит то, что появляется всё больше новых исполнителей и, как следствие, расширяется аудитория. Популяризация рэпа порождает необходимость расширять тематические границы музыки, создавать композиции, которые могут быть не только интересны аудитории, но и близки. Именно в этот момент начинается условное разделение на «столичный» рэп и «провинциальный».

Наиболее популярной фигурой в «столичного» направления становится, конечно же, Децл. Основная тематика композиций 2000-х — вечеринки («Пятница», «Принцесса», «Мы отдыхаем», «Вечеринка у ДеЦла»), человеческое самоопределение («Кто?ты», «Слёзы»), наркотики («Черный змей»). Децл раскрывает коммерческий потенциал рэпа и вводит новые тренды, например, популяризирует одежду, как бы сейчас сказали, oversize.

Не имея реклам и эфиров, как у Децла, в провинции появляются свои рэп-звёзды, например Каста, «Контрольный укол», «NTL». В противовес вечеринкам, эти исполнители рассказывают в своих треках о нищете, криминале, дворовых драках и о любви. В это же время, помимо Касты, Ростов-на-Дону дарит России еще одного артиста - Басту и рэп-группу - «Грани».

Тогда же, в 2000-х, В России появляются массовые рэп-баттлы. Примечательно, что они проводятся в интернете. Первый такой баттл, например, был проведён в 2001 году на портале Hip-Hop.ru. В нём принял участие 21 исполнитель. Многие современные рэперы, такие как Oxxxymiron, Noize MC, Johnyboy и Рем Дигга, обрели свою известность благодаря тем самым интернет-баттлам.

А что сейчас?

Не так давно в Краснодаре появилась возможность проводить оффлайн-баттлы, потому что открылась площадка «SLOVO». За основу организаторы взяли формат лиги Don’t Flop, созданной в Великобритании почти 10 лет назад, а в качестве места проведения выбрали старое промышленное здание, которое позже выросло до креативного пространства «Ангарт».

Идея с оффлайн-баттлами была быстро подхвачена аудиторией, и уже в 2013 году «SLOVO» вышло на всероссийский уровень: появились филиалы в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и других городах.

Кстати, несколько месяцев назад филиал в Екатеринбурге решил отделиться и стать самостоятельной площадкой. Причиной к этому послужил межорганизационный конфликт. Теперь в Екатеринбурге не будет «SLOVO», но зато появится «ZLOVO».

Екатеринбург, к сожалению, не единственный, кто решил обрести независимость. 4 года ранее по той же причине отделился и филиал в Петербурге. Несмотря на возражения организаторов из Краснодара, петербуржцы решили не только сохранить товарный знак, дописав к названию всего лишь 3 буквы, но и первыми его зарегистрировать.

К тому времени, как «SLOVOSPB» стало самостоятельной площадкой, успел и конкурент подрасти.

В 2013 году в Петербурге была запущена баттл-площадка «Versus Battle». Она открылась в баре с символичным названием «1703». За 6 лет существования в словесной хип-хоп перепалке сразились такие известные рэперы, как Oxxxymiron, Johnyboy, Гнойный, Слава КПСС, Гуф, Птаха и другие.

В отличие от «SLOVO», «Versus Battle» становится популярным с первых дней во многом благодаря тому, что для участи в баттлах приглашаются знаменитые рэперы, в то время, как «SLOVO» даёт возможность молодым исполнителям без имени попробовать себя.

«140 BPM BATTLE» — ещё одна довольно известная петербургская площадка, предназначенная для неизвестных рэперов. Название символизирует ритм, под который проводятся рэп-состязания. Формат баттла предполагает, что участники должны зачитывать заранее заготовленные тексты под электронные минусы. В этом состязании МС показывают своё умение не только в использовании рифм и панчей, но и в наложении их на бит.

Еще одно петербургское youtube - шоу, созданное Антоном Забаевым — «RBL» / «Russian Battle League». Традиционные акапелльные баттлы - не единственный формат выступлений на этой площадке. Помимо него активно используются комплиментарные баттлы (предполагает колкое, саркастичное воспевание противника) и «Drop The Mic» (баттл под бит один на один).

Возможно, Вам могло показаться, что Петербург — единственный город, в котором есть баттл-площадки. Это могло бы быть похоже на правду, если бы в феврале этого года лига «Кубок МЦ» не выпустила первое видео. Эта площадка когда-то была подлигой столичного филиала «SLOVO», но теперь приобрела статус самостоятельного проекта. Одной из отличительных особенностей этой лиги можно считать то, что судейский вердикт выносится после каждого баттла. Помимо этого, «Кубок МЦ» не старается разнообразить своё шоу форматами, а представляется способом возродить и популяризовать интерес к одному единственному формату, который стал постепенно уходить в небытие, к формату акапелльных баттлов.

Как и раньше, интерес к хип-хоп культуре имеет наибольший процент в столицах. Тогда, в самом начале пути развития рэпа, это можно было проследить благодаря разнице между количеством рэперов, рождающихся в столицах, и количеством объединений, появляющихся в регионах: Москва и Петербург явно выигрывали в этой борьбе. Сейчас мы можем наблюдать ту же ситуацию, только в качестве критерия обращаться к информации о количестве баттл-площадок. Несмотря на то, что в регионах были попытки запустить проекты, похожие на «SLOVO» и «Versus Battle», большинство из них не увенчалось успехом.

Так, например, в 2017 году в Омске была запущена площадка «Battle time in Siberia», однако через несколько лет она была закрыта по неизвестным причинам.

 
16+