Битмейкингом сейчас может заниматься практически каждый, кто имеет желание, компьютер и немного терпения. Конечно, музыкальное образование здесь является преимуществом, но расти в этой сфере возможно и без него. Битмейкинг актуален, имеет интересную историю и, скорее всего, не менее интересное будущее.
Уровень развития битмейкинга напрямую зависит от уровня развития музыкальной индустрии в целом, в большей степени от жанров хоп/трэп-культуры. В 1970-е годы, когда хип-хоп как музыкальный жанр только зарождался, битмейкинг, соответственно, тоже находился в стадии эмбриона. Битмейкеров можно было пересчитать по пальцам, оборудование — драм-машины, синтезаторы, миди-системы тоже было достать нелегко. Коммерческий успех, деньги стали появляться в этой сфере только в середине 90-х, когда основались первые хип-хоп лейблы (Death New Records, Bad Boy Records). С тех пор лейблы начали получать с продажи пластинок крупные суммы, продюсеры — позволять себе предметы роскоши. Появились посвященные битмейкингу сайты, например, Warbeats, где профессионалы и любители делились своими наработками и опытом. Сейчас осваивать битмейкинг стало намного проще, чем 10-15 лет назад. Теперь все есть в открытом доступе: драм-киты, готовые семплы, midi заготовки («рисунки» мелодий).
Вася Зайцев (HVSE), битмейкер: «Из-за доступности обучения битмейкингу овладеть таким навыком может даже ребенок. С одной стороны, музыкальная индустрия сейчас становится все проще и проще — это можно заметить, послушав того же Моргенштерна (битмейкер рэпера Моргенштерна Slava Marlow делает достаточно незамысловатые биты, выработав «Моргенштерн type beat» - фирменное звучание, –прим. автора), где всего пару музыкальных дорожек. С другой стороны, это мой субъективный взгляд, и люди, занимающиеся музыкой, всегда пытаются совершенствоваться. Но вся популярная попса сейчас – это продукт, и к битмейкингу многие подходят, как к продукту. Делают как можно больше битов для продажи».
Кроме того, битмейкинг — сфера, в которой может не быть классического «подъема по карьерной лестнице». Случается, что новичок в этом деле продает свои биты популярному артисту. Здесь решает индивидуальный подход: понравится, не понравится, подойдёт, не подойдёт. Работу похвалят и посоветуют, а имя автора дойдет до известного исполнителя — и вот, заказы стремительно увеличиваются, успех в сообществе растет. Но конкуренция в сфере большая, индустрия полна. Зато на каждого артиста найдется свой битмейкер.
«Для роста важна последовательность. Свои работы можно продвигать с помощью YouTube, социальных сетей или специальных площадок для продажи битов, например, Beatstars, Beatmaker.TV. Также стоит следить за трендами и стараться писать биты в стилистике набирающих обороты исполнителей», — советует Виктор Храпов (FRYE), битмейкер-любитель.
Некоторые артисты не хотят платить за бит и учатся делать их самостоятельно. Существует множество курсов и туториалов для тех, кто желает стать продюсером звукозаписи, аранжировщиком, диджеить и писать музыку. Но этому можно научиться и без уроков профессионалов, по видео на YouTube и наставлениям знающих друзей. Кстати, иногда битмейкер выступает в качестве продюсера или саундпродюсера, то есть принимает участие непосредственно в создании трека — корректирует подачу и вокал артиста, занимается сведением, пишет текст.
«Стал ходить по концертам и понял, что создать группу ничего не стоит. Писали песни, репетировали, было весело. Позже все участники группы стали занятыми, и я понял, что мне никто и не нужен, чтобы писать музыку. Купил звуковуху, ломанул Ableton (Ableton Live — одна из самых популярных программ для создания битов, - прим. автора) и стал что-то писать. Так я пришел к тому, чтобы писать музыку на ноуте, а не джем-сессией на репетиционной базе. Хотя в моем случае все равно зачастую написание трека начинается с живого инструмента», — рассказывает Нил Польский, битмейкер-любитель.
Битмейкинг последние годы стал доступным и прибыльным занятием, хотя такой источник заработка достаточно нестабилен. Создание битов сейчас часто просто хобби, которое может вовсе не приносить дохода. Все, что нужно иметь начинающему битмейкеру для работы — компьютер, наушники и одну из предназначенных для этого программ, «виртуальную студию», с полем, так называемый секвенсором, в котором можно манипулировать секвенцией, фрагментами. В данном случае — аудиодорожками или миди. Самыми популярными программами являются FL Studio, Ableton Live, Logic, Cubase, Pro Tools, Cockos REAPER. Идеальный набор оборудования для битмейкинга — мониторы, звуковая карта, акустически подготовленная комната, но все это не главное.
«Если мне понравился результат на выходе – кидаю знакомым ребятам по приколу», — поясняет Виктор (FRYE).
Если сотрудничество происходит с андеграундным артистом, либо работа идет в одиночку, нет жажды популярности или коммерческого успеха, скорее всего битмейкера можно отнести к категории андеграундных битмейкеров. О западных битмейкерах наши отзываются как о более креативных. Как правило, в индустрии развитие битов происходит благодаря тесному сотрудничеству битмейкера и артиста. Таких примеров достаточно много.
Waka Flocka Flame и Lex Luger
Waka Flocka Flame (Хоакин Малфурс, американский рэпер, подписанный на лейблы 1017 Brick Squad Records и Warner Bros) и Lex Luger (американский продюсер, автор песен). Именно эти люди показали миру трэп в его классическом представлении, закрепив за ним популярность. В результате комьюнити битмейкеров стало постепенно переходить от звука старой школы к трэп-звучанию.
Denzel Curry и Ronny J
Denzel Curry (хип-хоп исполнитель) и Ronny J (музыкальный продюсер, рэпер). В 2016 году их работа «Ultimate» открыла миру агрессивные биты с перегруженным 808 (басом). До этого среди звукорежиссеров это называлось «плохим сведением», когда какой-то инструмент в миксе слишком выделялся, тем более, если это касалось низких частот.
Playboi Carti и Pi’erre Bourne
Playboi Carti (рэпер, участник лейбла ASAP Mob – AWGE Label и Interscope Records) и Pi’erre Bourne (Джордан Тимоти Дженкс, продюсер). Их сотрудничество и дебютный релиз Карти с вирусным треком и клипом «Magnolia» подарили миру жанр «минималистик трэп» — минималистичные биты из 5-6 партий инструментов, с заедающей мелодией и припевом, состоящим из повторов и одних и тех же фраз.
Pop Smoke и 808Melo
Pop Smoke и 808Melo (Андре Майкл Лоблак, британский продюсер и автор песен, известен тяжелой басовой перкуссией). В 2019 году они вывели в тренды локально известный UK Drill, зародившийся в южной части Лондона. Так, известные артисты (Travis Scott, Nicki Minaj, 50 Cent и др.) на время отошли от привычного звучания и стали записывать совместные работы с Pop Smoke поверх UK Drill, которые значительно отличаются от стандартных «трэповых».
Как в 2021 занять свое место в условиях конкуренции? Найти свое собственное звучание, которое выделяло бы от массы других битмейкеров, копирующих стиль уже состоявшихся в индустрии продюсеров, и пытаться двигать это звучание в тренды через работу с крупными артистами. Продвигаться «спамом» — просить подписаться на ваше сообщество в социальной сети, вкладывать деньги в таргет.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!