С каждым днем визуальное искусство трансформируется и совершенствуется, выходя на новый уровень. Картинка теперь значит намного больше, чем просто изображение. В том числе не стоит на месте и визуализация в музыкальной сфере. С профессиональной подачи клипы становятся похожи на короткометражные фильмы. Многие смотрят их и получают эстетическое наслаждение. Но, наверное, мало кто знает, как появились и развивались живые картинки, сопровождающие музыкальный ряд.
Предыстория
Если представить музыкальный клип как разновидность фильма, то зарождаться он начал уже в конце 19 века, с появлением самого кинематографа. Музыка была первым звуковым сопровождением визуального. Во времена, когда человек ещё не научился озвучивать героев на экране, в залах кинотеатров сидел либо один музыкант, либо целый оркестр. Над каждым фильмом работала целая группа людей, которая состояла из композитора, исполнителей и режиссёра. Музыка и изображение уже тогда были связаны друг с другом. Мелодия подготавливала зрителей к сюжетным поворотам и передавала атмосферу картинки.
В 1894 году появилось и распространилось такое понятие, как иллюстрированная песня. Эдвард Б. Маркс и Джо Стерн для привлечения внимания аудитории транслировали статичные картинки параллельно с живым выступлением.
Зарисовки
Уолт Дисней и его «Забавные симфонии» и Макс Флейшер с мультфильмами «Screen Songs» ещё на шаг приблизили мир к появлению музыкальных клипов, к которым мы привыкли. Если у Диснея были музыкальные мультфильмы, в которых звучало по несколько композиций, то у Флейшера, помимо зарисовок, было ещё и подобие современного караоке. Зрители должны были петь слова, следя за шариком, прыгающим по словам.
Все это промокампания
В 1950-е годы телевидение и реклама активно развивались. Разум среднестатистического человека (жителя города) стал зависим от визуализации. Теперь телевещание стало ещё одним хорошим способом распространения информации о продуктах. О музыкальных в том числе. Клипы отлично справлялись с задачей раскрутки исполнителей и их композиций.
«Dáme si do bytu» («Let's get to the apartment») — это один из самых первых рекламных музыкальных клипов в истории. Он был создан чешским режиссёром Ладиславом Ричманом в 1958 году. Это уже чем-то напоминает привычное всем видео под музыку. Но пока что есть в нём и абстракция кинематографа.
Рок-н-рольная лихорадка
The Beatles на пике популярности: они — кумиры практически всей молодёжи. Рекламная кампания как таковая им не особо нужна. Но фанаты хотят чаще видеть своих кумиров, им не хватает концертов и пластинок. Ждать оставалось недолго. Уже в 1965 году группа начала производство музыкальных роликов. Они распространялись, транслировались в другие страны — в основном в США. Это было сделано для того, чтобы создать эффект присутствия, не давая личных выступлений в различных странах и городах. Клипы представляли из себя небольшие зарисовки, снятые в студии — «Day Tripper» и «We Can Work It Out».
Потом, после битловского (во всех смыслах) переворота стали появляться ролики Боба Дилана («Subterranean Homesick Blues»), Pink Floyd («Scarecrow»), Nancy Sinatra («These Boots Are Made For Walking») и многих других исполнителей.
Включите громче
Чем дальше, тем больше появлялось клипов. Этому способствовало наступление эпохи музыкального телевидения, которая грянула ближе к середине и концу 1970-х годов. Движение началось в 1974 году в Австралии, когда Грэм Уэбб и Рассел Малкахи стали снимать видео для телевизионного шоу, рассчитанного на подростков. Затем Малкахи начал работать самостоятельно, снимая малобюджетные клипы для Marcia Hines, Hush и AC/DC. И даже спустя время, переехав в Англию, он продолжил заниматься съёмкой видеороликов.
Но окончательное становление произошло в 80-х. 1978 год ознаменован появлением «Музыкального Телевидения», больше известного как MTV. Там уже не просто крутили клипы ради рекламы. Были придуманы и созданы целые серии развлекательных шоу-программ с участием самих музыкантов.
На MTV впервые были показаны ролики Майкла Джексона, а первым клипом, показанным на телеканале, стал «Video Killed the Radio Star» группы The Buggles.
Процесс распространения музыки и клипов было не остановить. На территории распавшегося Советского Союза подростки тоже находили способы увидеть ролики. Они записывали и перезаписывали их на кассеты в специальных салонах, подсматривали у старших приятелей и просили друзей по переписке отправить записи по почте.
Будущее где-то рядом
Всё изменилось с появлением интернета. «Музыкальный Канал» стал чахнуть и сохнуть, в то время как альтернативная площадка под названием интернет наливалась соком. Napster (сервис обмена файлами, существовавший с 1999 по 2001) был лишь первым шагом на пути к перевороту. Дальше был YouTube, с которым всё изначально было предельно просто — заливаешь видео, делишься, распространяешь. Одни из первых, кто воспользовался этим, были музыканты из группы OK Go, загрузившие клипы на песни «A Million Ways» в 2005 году и «Here It Goes Again» в 2006 году.
Этот новый способ распространения музыки стал полезен не только в рекламном ключе, но ещё и в обучающем. Словно в гонке вооружений, клипмейкеры и музыканты учились на чужих ошибках, стараясь с каждым разом на максимальную мощность использовать имеющиеся технические возможности.
Сейчас же, когда мы видим длинные музыкальные клипы по 10 минут, учитывая, что сама композиция в 3 раза короче, можем сделать вывод: клипы стремятся переродиться в кино. Или, может, всё наоборот, как сказал искусствовед Уолтер Патер: «Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой»?
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!