Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Выпустили релиз или сняли клип? Расскажите об этом у нас: main@sub-cult.ru
Вековая история музыкальных клипов

С каждым днем визуальное искусство трансформируется и совершенствуется, выходя на новый уровень. Картинка теперь значит намного больше, чем просто изображение. В том числе не стоит на месте и визуализация в музыкальной сфере. С профессиональной подачи клипы становятся похожи на короткометражные фильмы. Многие смотрят их и получают эстетическое наслаждение. Но, наверное, мало кто знает, как появились и развивались живые картинки, сопровождающие музыкальный ряд.

Предыстория

Если представить музыкальный клип как разновидность фильма, то зарождаться он начал уже в конце 19 века, с появлением самого кинематографа. Музыка была первым звуковым сопровождением визуального. Во времена, когда человек ещё не научился озвучивать героев на экране, в залах кинотеатров сидел либо один музыкант, либо целый оркестр. Над каждым фильмом работала целая группа людей, которая состояла из композитора, исполнителей и режиссёра. Музыка и изображение уже тогда были связаны друг с другом. Мелодия подготавливала зрителей к сюжетным поворотам и передавала атмосферу картинки.

В 1894 году появилось и распространилось такое понятие, как иллюстрированная песня. Эдвард Б. Маркс и Джо Стерн для привлечения внимания аудитории транслировали статичные картинки параллельно с живым выступлением.

Зарисовки

Уолт Дисней и его «Забавные симфонии» и Макс Флейшер с мультфильмами «Screen Songs» ещё на шаг приблизили мир к появлению музыкальных клипов, к которым мы привыкли. Если у Диснея были музыкальные мультфильмы, в которых звучало по несколько композиций, то у Флейшера, помимо зарисовок, было ещё и подобие современного караоке. Зрители должны были петь слова, следя за шариком, прыгающим по словам.

Все это промокампания

В 1950-е годы телевидение и реклама активно развивались. Разум среднестатистического человека (жителя города) стал зависим от визуализации. Теперь телевещание стало ещё одним хорошим способом распространения информации о продуктах. О музыкальных в том числе. Клипы отлично справлялись с задачей раскрутки исполнителей и их композиций.

«Dáme si do bytu» («Let's get to the apartment») — это один из самых первых рекламных музыкальных клипов в истории. Он был создан чешским режиссёром Ладиславом Ричманом в 1958 году. Это уже чем-то напоминает привычное всем видео под музыку. Но пока что есть в нём и абстракция кинематографа.

Рок-н-рольная лихорадка

The Beatles на пике популярности: они — кумиры практически всей молодёжи. Рекламная кампания как таковая им не особо нужна. Но фанаты хотят чаще видеть своих кумиров, им не хватает концертов и пластинок. Ждать оставалось недолго. Уже в 1965 году группа начала производство музыкальных роликов. Они распространялись, транслировались в другие страны — в основном в США. Это было сделано для того, чтобы создать эффект присутствия, не давая личных выступлений в различных странах и городах. Клипы представляли из себя небольшие зарисовки, снятые в студии — «Day Tripper» и «We Can Work It Out».

Потом, после битловского (во всех смыслах) переворота стали появляться ролики Боба Дилана («Subterranean Homesick Blues»), Pink Floyd («Scarecrow»), Nancy Sinatra («These Boots Are Made For Walking») и многих других исполнителей.

Включите громче

Чем дальше, тем больше появлялось клипов. Этому способствовало наступление эпохи музыкального телевидения, которая грянула ближе к середине и концу 1970-х годов. Движение началось в 1974 году в Австралии, когда Грэм Уэбб и Рассел Малкахи стали снимать видео для телевизионного шоу, рассчитанного на подростков. Затем Малкахи начал работать самостоятельно, снимая малобюджетные клипы для Marcia Hines, Hush и AC/DC. И даже спустя время, переехав в Англию, он продолжил заниматься съёмкой видеороликов.

Но окончательное становление произошло в 80-х. 1978 год ознаменован появлением «Музыкального Телевидения», больше известного как MTV. Там уже не просто крутили клипы ради рекламы. Были придуманы и созданы целые серии развлекательных шоу-программ с участием самих музыкантов.

На MTV впервые были показаны ролики Майкла Джексона, а первым клипом, показанным на телеканале, стал «Video Killed the Radio Star» группы The Buggles.

Процесс распространения музыки и клипов было не остановить. На территории распавшегося Советского Союза подростки тоже находили способы увидеть ролики. Они записывали и перезаписывали их на кассеты в специальных салонах, подсматривали у старших приятелей и просили друзей по переписке отправить записи по почте.

Будущее где-то рядом

Всё изменилось с появлением интернета. «Музыкальный Канал» стал чахнуть и сохнуть, в то время как альтернативная площадка под названием интернет наливалась соком. Napster (сервис обмена файлами, существовавший с 1999 по 2001) был лишь первым шагом на пути к перевороту. Дальше был YouTube, с которым всё изначально было предельно просто — заливаешь видео, делишься, распространяешь. Одни из первых, кто воспользовался этим, были музыканты из группы OK Go, загрузившие клипы на песни «A Million Ways» в 2005 году и «Here It Goes Again» в 2006 году.

Этот новый способ распространения музыки стал полезен не только в рекламном ключе, но ещё и в обучающем. Словно в гонке вооружений, клипмейкеры и музыканты учились на чужих ошибках, стараясь с каждым разом на максимальную мощность использовать имеющиеся технические возможности.

Сейчас же, когда мы видим длинные музыкальные клипы по 10 минут, учитывая, что сама композиция в 3 раза короче, можем сделать вывод: клипы стремятся переродиться в кино. Или, может, всё наоборот, как сказал искусствовед Уолтер Патер: «Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой»?

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика