Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Выпустили релиз или сняли клип? Расскажите об этом у нас: main@sub-cult.ru
концерт

Собрание пятнадцати друзей в темноте подвала против тысяч огоньков телефонов на стадионе – две точки на границах отрезка пути музыканта. Вот только до второй доходят не все, и нужно ли до нее доходить? Стоит ли это тех усилий, которые готовы порой приложить молодые команды, и почему слушатели иногда предпочитают подвал стадиону?

Было время, когда все курили в забитых клубах, стоя у сцены. Пару… Вернее, уже шесть лет назад в ожидании своих кумиров в никотиновом кумаре стоял питерский «Зал Ожидания», горели огоньки в старом «Цоколе». Субкультурные и не особо ребята стояли перед запуском на морозе, сжав в руках ещё бумажные билеты, высматривая, когда уже охранник отворит двери, чтобы ворваться в тепло долгожданного гига. Удачный вечер для ловцов романтики и просто задержка для прагматиков – на какой концерт они все пришли? Заезжая из другого города или местная группа – в любом случае клубные выступления не предполагают очень обширную аудиторию. Но даже до этого недавно появившимся коллективам нужно дорасти, а после думать о большем. Если оно, конечно, желанно.

И тут начинается самое интересное, потому что хорошая музыка – не синоним популярности. А популярность – не гарант счастливой жизни артиста. Первое легко могут подтвердить поклонники коллективов, выступающих всю жизнь на камерных площадках типа питерского клуба «Лес», а второе – эти самые выступающие, но уже не только перед небольшой аудиторией.

На самом деле, разница между концертом «большим» и «маленьким» огромна. Низкая сцена в тесном помещении сближает и интимизирует: человек на ней уже твой друг, а может, он был им всегда – в любом случае здесь нет расстояний. Любимая музыка достижима – её можно буквально потрогать. Некоторые слушатели даже не видят смысла в посещении огромных площадок.

«Мне ближе формат клуба-бара. Часто не понимаю кайфа в концертах, но на маленький и уютный я бы сходила, чтобы без толкучки, и можно было прочувствовать артиста, наверное. Недавно побывала бесплатно по приколу на выступлении одной попсовой английской группы в «А2». Если бы это было за деньги, я бы не пошла, разумеется. А зачем? Ты просто толпишься с огромным количеством людей у сцены. Или не у сцены. В общем, публика мне не нравится, не нравится большое скопление людей, что исполнитель так далеко. Вообще не понимаю – к чему стоять и слушать, как он поёт в километре», – Алиса.

Другие ходят, но не так часто – нужен особый повод, уникальное событие.

«Чаще всего это либо большой фест типа «Пиратской Станции», где собиралась пара десятков тысяч человек, еще гонял на The Prodigy в «Ледовый»… Не хожу из-за ценника, либо из-за звучания. Вот, допустим, Metalliса – крутые ребята, но они играют одни и те же песни уже двадцать лет, и на концерт к ним я не хочу идти, если только по вписке (не оплачивая билет – прим. ред.). На домашних концертах как-то теплее что ли, да и экспериментов в музыке больше, так как эти ребята ещё ищут себя и производят что-то новенькое и незаезженное. Публика туда приходит проще и вроде бы все из одного теста, да и немаловажно, что люди в погонах не достают», – Антон.

Но есть, конечно, и в больших залах преимущество для зрителя. Чаще для искушенного чистотой звука и хорошим шоу заядлого «концертрала», год за годом посещающего ивенты. Если такого спросить о его сценических предпочтениях, то и ответ получишь развернутый – сразу подумаешь «ага, и у меня такое бывало»

«Вообще, мне концерты в клубах нравятся гораздо больше, чем где-либо ещё. Какая-то особая атмосфера, танцпол, на котором можно встать там, где хочется, бар и столики, где можно выпить или перекусить. Сказать точно, какой размер клубов мне предпочтительнее, я не смогу – везде свои плюсы и косяки. Например, получить в итоге хороший звук более вероятно в больших залах, как и в целом шоу со светом, экранами, дополнительными подиумами к сцене и всем остальным, что могут придумать артисты. Но при этом сейчас пошла тенденция в больших клубах делать помимо танцпола ещё и фан-зону, что мне кажется менее честным, плюс есть реальный шанс не увидеть ничего вообще, если у тебя маленький рост и билет в танцпол (я проверяла).

В клубах маленького размера зачастую нет возможности сделать действительно хороший звук, а ещё может быть душно. Зато видно будет из любого места, гораздо легче добраться до бара или туалета. А ещё – атмосфера. Мне часто кажется, будто я на уютных домашних посиделках, а музыканты совсем близко», – Ника Чернова, звукорежиссёр.

Зачастую посетители первых концертов так и переходят за исполнителем во всё более просторные залы, ездят с ними в туры – поддерживают на всех этапах пути. Кстати, именно гастролируя, уже «почти звёздам» удаётся за короткое время сравнить тёплый и холодный приём, оказаться в совсем разных ситуациях, проверить себя на прочность и составить настоящую «карту» своей известности, исследование которой порой может сильно удивить: в больших городах соберётся тысячная толпа, а в региональном клубе не продастся и половина билетов, и публику придётся «раскачивать» – ну не привыкла она к таким привозам. «Сталкиваясь лоб в лоб с попсой и андеграундом...» – пел Децл в своём известном треке «Письмо», рассказывая как раз об этом – своём турне по Поволжью.

Со стороны артиста тоже далеко не всегда заметно рвение к массовости. Многие известнейшие музыканты никогда не стремились к стадионному успеху. Например, Роберт Смит – бессменный лидер британской пост-панк группы The Cure во всех своих интервью говорил, что всю жизнь играл музыку исключительно для собственного удовольствия и не хотел, чтобы кто-нибудь знал, кто он такой. А когда к нему в начале девяностых пришла настоящая слава, Смит посчитал, что они стали слишком популярными. К примеру, на стадионное шоу в Нью-Йорке были проданы 44 тысячи билетов, причем 30 тысяч куплены в первый же день. В итоге Смит стал ненавидеть свои самые раскрученные хиты: «На долгое время я невзлюбил некоторые песни за то, что они сделали меня популярным. «Friday I'm in Love» — самый яркий пример».

Сейчас The Cure знают почти все, кто что-то понимает в рок-музыке, но Роберт сумел остаться загадкой – отсутствие медийности и очень слабые связи с прессой, общественностью, держат его личную жизнь в информационной тени. Не случайно, ведь наслышанность о себе порождает много вопросов: журналистов, критиков, поклонников. На них нужно отвечать, быть в образе. Медийность – это вторая часть работы, и далеко не самая простая, если не быть к ней готовым или изначально не планировать свой проект как коммерческий – что уже совсем другая история, в которой музыка средство, но не цель. Так, например, вокалистка группы «Слот» Нуки в интервью журналу «Артист» призналась, что убедилась в пластмассовости «попсовой тусовки» после участия в проекте «Голос». Для Дарии честность со слушателем оказалась важнее того, что о ней подумают в проекте, потому что рок и фальшь – понятия несовместимые, и иногда нужно сделать сложный выбор.

В массовой культуре, где решают деньги, зритель не знает, кто на самом деле стоит перед ним. Возможно, именно поэтому рост фан-сообщества того или иного альтернативного коллектива иногда провоцирует предрассудки, так или иначе влияющие на дальнейшее восприятие любимого бэнда – ему подсознательно начинают меньше доверять. «Скатились», «уже не те», «раньше билеты по триста рублей стоили», «даже вконтакте не отвечают» – частенько можно услышать от тех, кто ещё вчера рассказывал друзьям о новой, пока неизвестной, но очень перспективной команде. Да, без побочных эффектов не обошлось.

Выходя из «подземелья» ребята все чаще избегают СМИ, а их представители уже не столь охотно устраивают встречи или выходят раздавать автографы. Не всегда такое поведение нужно воспринимать скептически, полагая, что ваш кумир «зазвездился» – он мог просто устать. Ведь одно дело – это быть близким с сотней человек, и совсем другое – с сотней тысяч. Или даже десятком – не столь важно. Точно известно одно: если численность поклонников не сказывается на качестве нового материала, оставляя его таким же искренним, как в самом начале, никакие расстояния между толпой и сценой не помешают быть родными друг другу.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика