Из века в век фольклорная музыка накапливала в себе культуру, традиции и народные легенды. А где фольклорная музыка — там и фолк, который, однако, не ограничивается анонимным народным творчеством. Неофолк, о котором пойдёт речь в этой статье, как музыкальный жанр появился из фолка, имеет богатую историю и продолжает существовать, переживая, как и каждый музыкальный жанр, свои взлёты и падения.
Что такое неофолк и почему он «больше, чем просто фолк»?
Всё дело в том, откуда он берёт свои истоки и чьё влияние на протяжении своего развития как жанра перенимает. Неофолк появился в Европе как «возрождение американского фолка» в перемешку с постпанком и другими стилями альтернативной музыки. Изначально он сочетал в себе приёмы этнической музыки и неоклассики, всё более уходя от своих истоков: в 90-х годах он прекратил быть просто фолком — и заодно просто новой разновидностью бардовской песни — и стал чем-то новым, «нео».
По духу он изначально был близок к постпанку, в нём также использовались акустические инструменты, в том числе народные, синтезаторы, электрогитары и шумы. Затем к двухтысячным в границах этого жанра всё чаще происходило смешение народной песни с трип-хопом, драм-н-бейсом, техно и другими стилями электронной музыки.
История жанра
Неофолк появился в 80-х годах благодаря творчеству трёх британских групп: Death In June, Current 93 и Sol Invictus. В 1980 году, который считается годом «рождения» жанра, антифашистская группа Crisis распалась. В неё входили гитарист Дуглас Пирс и басист Тони Вэйкфорд, которые создали группу Death in June. Её звучание было близко к постпанку, военным маршам, сама группа тяготела к старой армейской эстетике, а тексты имели мистическое содержание.
Впоследствии Тони Вэйкфорд создал группу Sol Invictus — «постпанк с барабанами».
Читайте также
Третья группа Current 93 интересна тем, что её лидер Дэвид Тибет не умел петь и играть на инструментах, потому большая часть песен — это мелодекламация.
Death in June
Название группы, по словам Дугласа Пирса, создателя группы, это «ослышка». Об этом он говорил в одном из своих интервью: «Я не расслышал какую-то реплику барабанщика, когда мы записывали самый первый сингл Heaven Street ещё как безымянная группа. Я переспросил: «Эээ, что, Death in June?» И в этот момент все, кто был в студии, поняли, что это и станет названием проекта».
Одновременно название является отсылкой к двум историческим событиям: смерти Франца Фердинанда, а также расстрела Гитлером штурмовиков Эрнста Рема 30 июня 1934 года. В 1983 году, после выхода дебютного альбома The Guilty Have No Pride, Вэйкфорд уходит из группы, чтобы вскоре основать Sol Invictus. Его заменяет Ричард Батлер, который также вскоре покидает группу, в декабре 1984 года. В мае 1985 года, почти сразу после выхода альбома Nada!, уходит и Патрик Лигас, который основывает Sixth Comm.
Таким образом, Дуглас Пирс по сути становится единственным участником Death In June, сделав этот проект отражением исключительно собственных мыслей и видений.
Sol Invictus
Лидером группы является Тони Вэйкфорд, который вышел из состава Death in June для того, чтобы сосредоточиться на своей собственной карьере. Видение Тони тёмных сторон человечности и нечеловечности весьма личное и обособленное, поэтому чистота передачи эмоций поддерживается тем, что он является единственным постоянным членом группы.
Остальные музыканты подбираются в различных необходимых комбинациях для каждого нового альбома или концерта и по сей день.
Current 93
По словам Дэвида Тибета, он с 15 лет был членом ОТО, кроулианского ордена. В философии Кроули число 93 занимает важное место. Оно служит кратким символическим выражением принципа Воли/Желания (Делай, что ты желаешь (93), вот весь Закон) и Любви (Любовь (93) есть закон, любовь (93), подчиненная(/) Воле(93)).
Кроули рекомендовал использовать эти фразы в качестве телемитского прощания и приветствия; современные телемиты часто используют числа 93 и 93 93/93 как более короткий и простой эквивалент этих фраз. Также числовое значение 93 имеет имя Айваз (Ангел, продиктовавший Алистеру Кроули Книгу Закона).
В дальнейшем, в связи со всё большим отходом от идей, Кроули Тибет меняет название на Current Ninety Three, абстрагируясь тем самым от Кроули. На протяжении всего времени творчества Тибет, а вместе с ним и c93, попадал под влияние разных идей и концепций (песни Мальдорора, апокалипсис, Нодди, гностицизм, Луис Уэйн, Томас Лигготи, Эрик Стенбок).
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!