Музыкант и писатель Андрей Оплетаев о нравах российской попсы.
Да. Устаревшая, ненавистная, никому не нужная (впиши своё прилагательное) русская попса никогда не умрет. Парадокс, но ей не дадут этого сделать как раз те, кто её ненавидит. Те, кто считают её бесталанной, нежизнеспособной и недостойной любого внимания, именно они будут всякий раз бить её по щекам, целовать искусственным дыханием, вытаскивать на поверхность и всячески реанимировать своим вниманием, когда она в очередной раз будет сама на себе ставить крест.
Это видно из самого свежего скандала: ряд поп-исполнителей принял участие в концерте и записи песни в поддержку Лукашенко. Рассмотрим это в рамках «поступка — реакции», не затрагивая политического контекста.
Сетевая общественность, мягко говоря, не одобрила события и отреагировала моментально, список артистов уже назвали «переписью мразей», а «Инстаграмы» фигурантов этого списка завалены гневными комментариями.
Основной посыл этой реакции – разочарование. Сама эмоция мне понятна, но мне не вполне ясна отправная точка этого разочарования. Где в их творческом пути и гражданской жизни располагается очарование этими людьми, из чего строится хотя бы доверие к ним?
Читайте также
С кого спрос?
Персоны, сотканные из скандалов, вызывают сегодня у кого-то недоумение? И ведь я говорю не о безобидных «сегодня женился – завтра развелся». Абсолютно кринжовые в своем творчестве, непомерно разнузданные в жизни, когда даже публичные избиения женщин предаются быстрому забвению после издевательски показушного извинения; демонстративно продажные и беспринципные лицемеры, с повадками базарных тёток – когда они успели стать моральными ориентирами?
Люди, чья работа состоит в том, чтобы публично драться за бутафорскую корону и всеми способами выставлять себя посмешищем – да они одним своим существованием ежедневно доказывают собственное право на самый непредсказуемый позор любого характера. Откуда этот кредит доверия к ним? Откуда ожидание гражданской ответственности или хотя бы здравомыслия от них?
И ладно их публика в «Инстаграме», для которой вполне нормально доверять красивым картинкам, я допускаю, что многие там видят их святыми небожителями. Но в «Твиттере» вроде сидят люди, способные если не видеть, то понимать обратную сторону, люди, вполне серьезные и даже скептически настроенные ко всему вообще, они все с какой луны падают каждый раз?
Вибрации системы
Что эти возмущённые ждут от людей, в сущности не способных на высказывание или поступок? Всё их творчество – комплексная работа толпы: поэтов и композиторов, хореографов и костюмеров, промоутеров и пиарщиков, отдела продаж и менеджера по рекламе. Это система, а в системе нет места трепыханиям живого человека с собственным мышлением, сомнениями или моралью.
Система существует для того, чтобы надёжно работать, а не сюсюкаться. Весь артист заключается всего лишь в навыках работы в этой системе, а от его человеческих качеств требуется только харизма. Лучше – отрицательная.
Кто же виноват?
В русской поп-культуре начисто отсутствует институт репутационных потерь. В публику на каком-то глубинном уровне зашита способность не только не видеть любую чернуху, но и легко забывать о ней, даже если ею размашисто пошлёпают по лицу. В таких отношениях можно все, поэтому шоу и будет продолжаться.
Весь этот дурной балаган русскому человеку вроде приправы к основному блюду, или графина с коньяком. Песни тут не искусство, а гарнир, ставка совсем на другое – на щедрые чаевые сверх чека.
Артисту – официанту всего этого – остаётся только извиниться, вроде как – приходите ещё. Только сегодня уже не надо громко анонсированных сюжетов с покаянием, трогательных ток-шоу. Даже извиняться уже не обязательно. Достаточно отключенных комментариев и коротких заявлений пресс-службы артиста: мы ничего не знали. Всё.
Те, кто напрягся высказаться лично (Николай Басков и Игорь Крутой) сделали это настолько криво, что трудно поверить в подобную безграмотность взрослых людей. Скорее я поверю, что оба эти поста сделал специально нанятый человек, в похвально изощрённой форме поглумившийся над теми, кому эти «оправдания» были важны.
Словно пелевинский Чапаев, говорящий на языке толпы, сам не понимающий, что несёт: «...такова моя командирская зарука!». А сразу после этого сторис с флэшмобом на фит с тиктокером. Живём дальше, никто не вспомнит ни трахнутую козу, ни козла из клипа. А кипение возмущённого коллективного разума в следующий раз снова поднимет индекс цитирования.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!