Близится к финалу 18-ый независимый и первый зависимый онлайн баттлы. Если вам эти названия ни о чём не говорят, то, возможно, тем и лучше. Для начала стоит лишь сказать, что в мире хип-хопа баттлы ― это своеобразный спорт с правилами, победителями, проигравшими и историей, которая, увы, не всегда отличается безупречностью и красотой. И именно об этом пойдёт речь в нашей новой статье.
«В долгий путь». С чего всё начиналось?
Что было с культурой хип-хопа в 2000-х — отследить несложно. Летописью временных лет для той эпохи стал сайт Hip.hop.ru (далее ххру), который работает до сих пор. Сайт представляет собой типичный форум со своими тредами, разделами обсуждения и новостями. Одной из ведущих линий сайта, начиная с 2001 года, стали онлайн-баттлы, среди которых ххру провели аж 9 официальных, 8 командных и 17 независимых.
Афиша сайта Hip-hop.ru
Суть таких соревнований довольно проста: есть X участников и Y раундов, на каждый раунд объявляется тема. Участник должен записать трек, раскрыть предложенную тему, соблюдать критерии и отправить песню на форум. После двух отборочных раундов судьи разбивают участников по парам, после чего те пишут треки в соревновательном формате, двигаясь по турнирной лестнице. Всё просто!
Была лишь небольшая разница в названии самих соревнований. Первыми на ххру появились официальные баттлы, которые устраивала администрация сайта. Официальные турниры проводились не так часто, и, чтобы занять время в межсезонье, энтузиасты проводили свои, как правило тоже с поддержкой администрации, независимые турниры, почёт от которых был ничуть не меньше, чем от официальных.
«Ветер перемен». Как всё изменилось?
Такие баттлы давали огромный буст популярности в то время, когда не было стримингов для прослушивания музыки, ютуба и когда рэперов не звали на ТВ. Благодаря ххру мы узнали об Оксимироне*, Нойз MC*, Лок-Доге, Джони Бойе, части состава Касты и многих других. Но время идёт, и в 2012 году появляется первая оффлайн-батл площадка Slovo, а за ней уже и всем известный «Версус». Как и со всем новым, люди с большим рвением переходят на оффлайн формат, в том числе и выходцы ххру.
Последующие онлайн баттлы были не так заметны до 2019 года, когда появился анонс 17-го независимого баттла. Новый ивент, как и баттлы до этого, в хорошем смысле мог остаться «местячковым», но тогда и появился человек, который парой слов изменил судьбу этого турнира, а может и всего движения онлайн-баттлов.
*признаны иноагентами на территории РФ
Возвращение Оксимирона* на форум ххру спустя 10 лет
Когда Оксимирон* заявил об участии в ивенте 17-го Независимого баттла, на турнир заявилось много знаменитых деятелей рэп-индустрии. Многие из них уже можно было видеть в формате онлайн-баттлов ещё со времен официальных на ххру, а некоторые участники удивили зрителей: Егор Крид, Хованский, Ларин, L’one и прочие. К моменту начала было сдано более 9 тысяч заявок. Масштаб происходящего поражал. Некоторые из приглашенных судей решили зайти на ивент как участники, не желая упускать возможность поучаствовать в самом эпохальном онлайновом турнире.
А проблемы — лишь «дела нескольких минут»
Но несмотря на всю, казалось бы, масштабность проекта, проблемы начались ещё до старта самого баттла. Дело в том, что 17-ый независимый баттл стал слишком независимым. На своём стриме организатор турнира Александр Петров (Sanchez) прокомментировал, что к сайту Hip.hop.ru батлл не имеет никакого отношения, что, конечно, удивило зрителей, ведь тогда и до сих пор на сайте и в группе ВК стоит название самого ххру. Больше зрителей удивились сами форумчане, ведь деньги с пожертвований, как было указано, шли и на развитие форума, чего по факту не было. На вопросы обитателей форума Петров отвечал очень грубо, оскорблял всех, кто с ним не согласен, что уже до начала заставляло некоторых участников из форумской тусовки пересмотреть взгляды на баттл.
Уже на приёме заявок снова объявились странности. Например, на самом форуме проводилась чистка всех неугодных Санчезу: посты редактировались и удалялись, а сам организатор говорил, что всё это вредит репутации турнира. То есть сам 17-ый независимый не оставлял возможности для связи, а если и появлялся шанс задать вопрос организатору, то получался примерно такой ответ:
Ответ Санчеза на вопрос одного из участников 5 раунда 17-го независимого
«Пропорция уязвимости» в судействе
Следующей проблемой турнира стал выбор судей. Рефери баттл-рэпа было очень много, каждый раунд их количество только пополнялось, и решать итог последнего раунда пришло более 50 человек. Это хорошо, ведь это исключает факт предвзятости, которой в музыке хватает, но лишает важности судейства. То есть в судейских креслах оказались те, кто прошёл через огонь, воду и официальные батлы Hip.Hop.ru, такие как Хайд. Были и гуру всего хип-хопа: Влади из «Касты», Смоки Мо. И с равными правами судили люди, которые никакого отношения к этим двум категориям не имели: Витя Бови, Олег ЛСП, Айза, Райтраун и многие другие. И нет, я не говорю, что свежий взгляд не нужен, наоборот, это принесёт только больше объективной оценки, но лишь до тех пор, пока она может быть объективной и не составляет добрую половины всего турнира.
Большинство судей приглашались лишь для хайпа вокруг турнира. В основном это были медийщики, исполнители или админы популярных рэп-пабликов, которые репостили результаты и новости турнира. Некоторые в процессе, понимая, что они зашли не туда, уходили. Некоторых выгоняли, как это было с РэпАналистом, которого выгнали за 1 необъективную оценку. Необъективную по мнению организации, конечно, ведь, в отличие от некоторых судей и от самого Санчеза, Аналист не пренебрегал критериями оценки и объяснял свою позицию по 7-10 минут для каждого трека.
Также на судейство без проблем могли повлиять без каких-либо наказаний. Рамирес, участник семнашки, просто во время оценки его трека звонил, писал, донатил судьям и рассказывал, как правильно слушать его песню, меняя решения судей в свою сторону. Это не получало похвалы со стороны зрителей, но реакции организатора не последовало.
Без комментариев, просто это «за гранью здравого смысла»
Кстати, как уже было сказано, сам организатор турнира тоже принимал участие в оценке, правда только до первого раунда. Санчез считал, что оценить трек можно так: включить, послушать бит и пару строчек, перемотать на середину, выключить трек и после этого выносить вердикт. Его спросили, считает ли он это нормальным, ответил: «если не можешь оценить трек за три секунды, то значит ты олень». Ну тогда можно было и не звать всех остальных, а оставить только санчеза, если бы не… деньги. Огромнейшей проблемой, которую выявили на самом турнире, стало влияние донатов на состояние самих баттлов. Например, выбор лучшего трека раунда, за который артист мог получить копеечку, выполнялся не судьями, а слушателями за пожертвования. Можно было понимать такое действие от Санчеза как: «Хороший трек? Докажи это своими деньгами». И так было почти со всем на турнире: хочешь узнать пары, оценки судей, послушать трек нового раунда до срока — заплати! А большинство же донатов, идущих во благо баттла и форума, просто пропадали, и оказывалось, что, например, озвучку и визуальную составляющая спин-оффа турнира делали художники за упоминание в описании баттла.
«Мир после меня». Или как всё это закончилось?
17-ый Независимый онлайн-баттл подошёл к концу. Радость победителей, слёзы проигравших — стандартный процесс. Проблема лишь в том, что финал был уже мало кому интересен. Фавориты выбыли, а финалисты не так сильно удивляли. Но думать, что соревнование прошло только в негативном ключе, не стоит. Несмотря на всё плохое, что там было, нельзя не сказать: семнашка подарила много отличных треков и новых имён в плейлисты. Примером тому стала Катя Drummatix, о самобытности которой благодаря турниру узнало ещё больше людей. Но компенсируют ли плюсы всё то, что происходило на турнире? Вряд ли.
Многие вспоминают 17-независимый как 17-зависимый от денег и собственной власти турнир. Такой итог лишь привёл к разочарованию во всём движении онлайн-баттлов и баттл-рэпа у слушателей и исполнителей. Это можно увидеть и сейчас в таком же формате: 18-ом независимом и первом зависимом, на которых по сути ничего и не изменилось. Точно также в судействе сидят те, кто не желают слушать треки и здраво оценивать, те, кто готов поставить выше своего друга, несмотря на качество самого продукта. Известных участников мало, прослушиваний тоже, и всё это из-за 17-го Независимого? Тоже вряд ли.
Предпоследний независимый турнир проводился с большим перерывом от всех остальных, и от него ждали либо возвращения актуальности жанра, либо его полного забвения. Первого не произошло из-за подхода к нему, второго — благодаря вкладу участников и неравнодушных к сфере. Никто не оказался прав и онлайн-баттлы заняли свое «местячковое» положение, как это было до 17-го независимого, но только с ещё более маленьким охватом. Отрицать плохую организацию глупо, но и говорить, что полная вина в разрушении формата лежит на Санчезе, тоже не совсем правильно. Можно сказать, что это должно было произойти, но, возможно, намного позже, если бы не алчность и глупость в проведении турнира. «Баттл-рэп живее всех живых»,— говорил Оксимирон* перед началом турнира. И вначале это действительно казалось так, но повторил бы он эти слова после рокового турнира или сейчас? Вряд ли.
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.