«сашина плешь» – сибирский хип-хоп проект артиста по имени Саша, основателя группы «Коба Чок» и проекта «всюду». Дебютная работа с одноименным названием вышла в 2016-м году, а новый альбом «чемодан без ручки» был записан аккурат перед карантином.
Лично я считаю его [проект «сашина плешь»] квинтэссенцией всего лучшего, что было в «Коба Чок» и «всюду». Это песни, в которых я при помощи выдуманных персонажей пытаюсь говорить от своего собственного имени. С юмором. С иронией. С грустью.
В заглавной композиции нового релиза звучит следующая строчка: «Слишком рэпер для панков, слишком панк для хип-хопа». И действительно, творчество Саши нельзя назвать рэпом в чистом виде. Это похоже скорее на декламацию, что должно добавить лояльности тем слушателям, кто старается обходить хип-хоп стороной. В треке «про тишину» автор и вовсе читает совсем как Бродский, что натолкнуло на мысль, что «сашина плешь» – вполне себе то искусство, каким мог бы заниматься Иосиф Александрович в наше время. По крайней мере, эстетика и проблематика текстов весьма схожие.
Это альбом-гротеск. Под стать моему внутреннему состоянию. Никакого пафоса. Бывают дни, когда сочиняются веселые песни. Бывают дни, когда сочиняются грустные. Я старался сочинять песни где-то в промежутке между этими днями.
«чемодан без ручки» – вещь непростая. Как настоящий чемодан, который видишь на какой-нибудь барахолке. Одного взгляда хватает, чтобы представить, как его бросали на пол, как он царапался о стены метро и как наконец оторвалась его так надежно пришитая ручка. Каждый из нас периодически чувствует себя таким чемоданом, а Саша – мастерски передал это ощущение при помощи честных и острых рифм.
Нельзя сказать, что альбом слушается на одном дыхании. Как нельзя прочесть томик стихов за один присест. Каждый трек вызывает желание погрузиться в него глубже, прежде чем переходить к следующему. Его хочется переслушать и подумать над каждой фразой. Проникнуться минималистичным, но так точно подобранным музыкальным сопровождением.
Мы поговорили с основателем проекта о новом альбоме, возможной визуализации треков и о том, куда же все-таки могла подеваться ручка от чемодана.
– Здравствуйте! Когда и почему вы стали заниматься музыкой?
– Здравствуйте. На самом деле, не знаю, как правильно ответить на этот вопрос. А именно, занимаюсь ли я музыкой или нет. Ведь мой профиль – это написание текстов. Музыку практически всегда делали посторонние люди. Но если отбросить все тонкости и детали…
Первый текст я написал году в 2002-м. Тогда как раз начало набирать обороты отечественное хип-хоп движение. Ну, знаете… все фанатели от Эминема, в каждом городе открывались школы по брейк-дансу. А поскольку я с раннего детства увлекался различным сочинительством, я решил, что стану самым крутым рэпером в поселке Энергетик. Стоит отметить, что в то время нельзя было вот так просто взять и записать песню. Не было инструменталов. Никто не знал, как их делать. Никто не понимал, как и где всё это можно записать. И как издать? Тогда не было интернета… музыку слушали и распространяли преимущественно на аудиокассетах. Это сейчас куда ни плюнь, попадешь в исполнителя с обширной дискографией… тогда даже 10 секунд дуракаваляния на аудиокассете были большим прорывом! Ну и вот, из-за отсутствия инструменталов ничего не оставалось, кроме как писать тонны текстов в стол. К счастью, в стол.
Уже немного позже появилась возможность скачивать из интернета минусовки всяких Фифтисентов и пытаться сочинять тексты под музыку. Всё это, конечно, оставляло желать лучшего. Ну и чтобы подытожить всё вышесказанное… стартом творческой деятельности можно считать начало нулевых. Почему я начал этим заниматься? Наверное, потому что я был очень замкнутым человеком. И мне хотелось поделиться своими мыслями и переживаниями с окружающим миром.
– Вы участник сразу нескольких проектов. Чем они различаются между собой?
– Изначально была группа «Коба Чок». Основной концепцией которой являлось полное противопоставление себя царившим тогда рэп-тенденциям. Нам никогда не было интересно сочинять песни про свою крутость. Про свой невероятный рэперский профессионализм. Нам были гораздо ближе простые люди, коими мы являлись сами. Песни про рабочий класс со средним достатком без излишнего идеологизма. Выпустив два альбома с «Коба Чок», спустя какое-то время я выдумал свой первый сольный проект «всюду». Это песни исключительно личностного толка. Последние капельки подростковой рефлексии. Наивные и неуклюжие попытки отыскать свой собственный почерк и стиль.
Что же касается проекта «сашина плешь»... Лично я считаю его квинтэссенцией всего лучшего, что было в «Коба Чок» и «всюду». Это песни, в которых я при помощи выдуманных персонажей пытаюсь говорить от своего собственного имени. С юмором. С иронией. С грустью.
– Что послужило толчком к созданию новой записи?
– Множество факторов. Начиная от сильных психологических потрясений, заканчивая простым желанием разнообразить свою концертную программу. Ведь предыдущий альбом вышел в далеком 2016-м году. Это альбом-гротеск. Под стать моему внутреннему состоянию. Никакого пафоса. Бывают дни, когда сочиняются веселые песни. Бывают дни, когда сочиняются грустные. Я старался сочинять песни где-то в промежутке между этими днями.
– Как долго велась работа над новым альбомом?
– Альбом написан и записан в феврале-марте 2020-го года. Какие-то отрывки я написал раньше. Например, несколько строчек из песни «Самый Искренний Бег» я написал еще в 2009-м. Все это время они ждали своего момента, небрежно хранясь у меня в голове.
– Где потерялась ручка от чемодана?
– На самом деле, если бы я знал ответ на этот вопрос, то ручка бы и не потерялась. Но если капнуть немного глубже и ответить наиболее искренне, то смею предположить, что у моего чемодана никогда и не было никакой ручки. Возможно, я не выбрасываю этот чемодан только потому, что где-то в глубине души надеюсь… что однажды я найду ручку. Кто знает? К сожалению, никто.
– Если бы вы делали визуализацию для какого-нибудь трека с нового альбома, что бы это был за трек и каким было бы видео?
– Пожалуй, лично я выбрал бы два трека. Это «Самый Искренний Бег» и «Бессовестно Но Справедливо».
«Самый Искренний Бег» я бы хотел сделать мрачным, в осенних оттенках. Как кино «Брат». На роль главного персонажа песни, одинокого художника Прокопия Укропова, замечательно подошли бы два человека. Первый – это игрок клуба «Что? Где? Когда?» Виктор Сиднев. Второй – это главный редактор радио «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов. Было бы прекрасно. Этот трек про то, что человек, живущий самообманом, находит в этом цель своего существования. Самообман является самым искренним атрибутом его существования. Хотя вопрос был не об этом.
«Бессовестно Но Справедливо» я вижу так. Ночь. Мокрый асфальт блестит после дождя. Атмосфера в духе рокабилли. Молодая пара после неудачного свидания неожиданно начинает чудить. Они бегают по траве. Курят сигареты. Постепенно превращаясь друг в друга. Например, поначалу непонятным образом они меняются куртками… чуть позже, допустим, волосами. Ну и в конце клипа парень становится этой девушкой, а девушка этим парнем.
А вообще мне было бы очень приятно, если бы каждый слушатель при прослушивании абсолютно всех треков с альбома исключительно благодаря своему воображению смог бы без проблем снять свой собственный клип у себя в голове.
– Почему мат является неотъемлемой частью рэп-музыки?
Знаете, я бы так не сказал. Мат скорее является неотъемлемой частью нашей жизни. А уже из этого проникает в различные её сферы. Главное все делать искренне. Вот, допустим, шоумен Шнуров мат как-то весьма отвратительно использует. Блогер Лебедев тоже не очень. А вот сосед по подъезду Виктор Игнатьевич… делает это очень изящно. Я бы даже сказал – литературно. Про себя сказать не могу. Стараюсь не материться.
Что же касается именно рэпа. Так просто исторически сложилось, что в большинстве своем рэперы – это лоботрясы и идиоты с ограниченным словарным запасом. Вот и вставляют мат куда не попадя на радость точно таких же идиотов и лоботрясов. Было бы интересно послушать, как Кипелов поёт не про условного Дракона и Огненный меч, а про простую женскую [...]. Без всяких метафор и прочего. Ну это я шучу, разумеется.
– Нарушил ли карантин какие-то творческие планы или, наоборот, поспособствовал их воплощению?
– Не думаю, что карантин как-то особо повлиял на меня вообще. До его наступления я уже несколько месяцев числился безработным домоседом. То есть разницы я не ощутил. Зато увидел в этом всём один замечательный плюс. Обязательная необходимость ношения масок! Это замечательно, что люди не видят мое некрасивое лицо. Прекрасно также и то, что я не вижу их красивые лица. Одни плюсы! Что же касается творчества… возможно, если бы не карантин, я бы устроил небольшую презентацию своего альбома. Но ничего страшного. Если не умру, устрою её осенью.
– Ваша главная музыкальная амбиция?
– Я бы хотел сделать хорошую песню, которую можно будет переслушать и через сто лет. Ну и чтобы фанатки в подъезде, как у группы «Иванушки International».
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!