В честь своего первого дня рождения независимый музыкальный лейбл BLJ Music выпустил новый релиз «Сторона „Б“». Это коллаборация, в которой приняли участие рок-группа «Дрыгенбаум», электронный проект Raspatory, альтернативщики «Не Забывай Дышать» и исполнительница WhyNotSky. На сборник попало шесть композиций, которые по тем или иным причинам запылились у музыкантов в долгом ящике и так и не были выпущены. Включив «Сторону „Б“», мы понимаем, что треки просто ждали своего часа, и их судьбой стало сплочение людей в изоляционные времена, когда отовсюду только и звучат «рекомендации» всех бояться и ни к кому не приближаться.
«Сборник объединил независимых музыкантов совершенно разных музыкальных стилей. Опыт одного артиста стал катализатором опыта другого артиста. Каждый смог посмотреть на своё творчество с другой стороны. В минимальных технологических и ресурсных условиях выжать из себя максимум, положившись на опыт коллег по цеху».
Разумная самоизоляция, безусловно, важна, именно поэтому сборник, выпущенный BLJ Music, – как раз то, чего нам сейчас остро не хватает. Он создает впечатление, что ты находишься на камерной вечеринке в любимом баре со сценой, на которой твои талантливые друзья поют не надоевшие уличные хиты, а кое-что новенькое – свое. Здесь и впервые решившиеся расчехлить вокал Raspatory, и «новое – хорошо забытое старое» от «Не Забывай Дышать» и «Дрыгенбаума», а также внезапный и крайне удачный дебют WhyNotSky.
Особую атмосферу создает выбранный для альбома жанр – new wave, отличный от тех, в каких привыкли работать музыканты. Подобный творческий эксперимент не только вдохнул жизнь в незаконченные черновики, но сделал «Сторону „Б“», бережно припорошенную ретро-налетом, невероятно драйвовой. И здесь имеется в виду даже не звук, а скорее ощущения от прослушивания – ты физически чувствуют, как кайфуют музыканты, выйдя за пределы зоны комфорта, и начинаешь кайфовать вместе с ними.
Отдельно стоит сказать большое спасибо BLJ вообще за такую идею, как сборник. Это как раз то, чего не хватает многим группам для первого шага в продвижении. Единое звучание сборника, с одной стороны, собирает слушателей, привлекает конкретно этим стилем, а с другой стороны, подталкивает их на погружение в творчество групп уже в их собственном звучании. Думаю, что единая стилизация песен делает сборник приятным для восприятия, словно в старые добрые годы расцвета музыкального андерграунда: музыканты разных коллективов собрались вместе и на одном оборудовании записали какую-то единую программу.
Пластинка объединила очень разные песни (начиная с актуальных впечатлений от беспредела 2020 года до юношеских эмоциональных переживаний), но все они довольно долго готовились к выходу в свет и потому записаны с особым тщанием и трепетом. В них – сосредоточение творческого процесса: переживаний, сомнений, бесчисленных переделок и души музыкантов.
Знаете, почему название сборника «Сторона "Б"»? Во-первых, это эксперимент создать песню в ином жанре, а во-вторых, мы делимся с вами чем-то сокровенным.
Все подробности о релизе BLJ Music нам удалось узнать непосредственно от музыкантов, принявших участие в записи. Мы поговорили о жанровых предпочтениях, трудоемком процессе ремейка материала и концепции сборника.
Почему песни, попавшие в сборник, пылились, так скажем, в черновиках? Почему именно сейчас пришло их время?
Василий, «Дрыгенбаум»: Песня «Изоляция» – свежачок, была написана весной как раз на волне всей этой истерии с пандемией, песня – взгляд со стороны на всё, что творится в умах и сердцах «изолированных» людей.
А вот с песней «Тень» вышло сложнее, она чуть более старая и очень долго причёсывалась по тексту и по звучанию. Мы несколько раз пытались подойти к ней в группе, но каждому что-то не нравилось в мелочах, и потому она долго ждала своего часа. Возможно, своим выходом в лайве «Дрыгенбаума» она обязана как раз появлению в данном сборнике в том звучании, что родилось экспромтом во время непосредственно записи песни.
Максим, Raspatory: В далеком прошлом я уже пытался быть вокалистом. Учился петь и писать песни. Но о чем писать? Решил писать о собственном опыте, о каких-то жизненных моментах и т.д. «Ты после вкуса» – песня о молодом человеке, который забрел в клуб в целях весело провести время, но что-то пошло не так и он потерял грань реальности с фантазией. Слишком абстрактное повествование и не слишком продуманная музыка не давали мне уверенности в том, что она готова к выпуску, и поэтому была убрана в стол, а в последствии забыта на почти десяток лет. Когда появилась идея записать сборник с другими командами в честь первого года существования нашего лейбла, Илья из «Не Забывай Дышать», не раз слышав демку «Ты после вкуса», попросил её закончить. Я сомневался, но в результате довел её до того самого совершенства, когда она меня устраивала в звучании музыки, текста, вокала.
Илья, «Не Забывай Дышать»: Песня «Пожар» – одна из старых песен, которая так и не была записана полноценно. Мне не нравился текст припева, поэтому пришлось полностью его переделывать. Хотел, чтобы она фигурировала в альбоме «В поисках себя», но не укладывался в сроки с аранжировкой, а тут представилась возможность поэкспериментировать с ней. А почему бы и нет? Сначала слушатели услышат ее в стиле New Wave, а в 2021 году уже смогут наслаждаться рок-версией. Пришло время песням выйти из черновиков, потому что мы чувствуем, что эти черновики так и будут пылиться, останутся не услышанными.
Наталья, WhyNotSky: В моем случае песня была написана специально для сборника. Я прослушала большое количество произведений жанра, чтобы попасть в стилистику. Это было очень круто. Я думала, что не восприимчива к жанрам, которые не слушаю. Оказалось, это не так, просто до того мне было не надо. А тут понадобилось, и я открыла новый дивный мир для себя. Мой плейлист значительно пополнился :)
Довольно сложно отказываться от первоначальной версии песни в пользу эксперимента. Так ли это для вас? Насколько трудоемким получился процесс «переодевания» треков?
Илья, «Не Забывай Дышать»: Нет, не сложно. Это же эксперимент, другая версия, другой подход. Как ни странно, довольно быстро все получилось. Когда работаешь в команде с людьми, которые знают, что делают и чего ожидают в результате, то процесс становится не трудоемким, а наоборот приятным и быстрым.
Василий, «Дрыгенбаум»: Я как автор текста и первоначальной аккордной сетки обычно с болью в душе воспринимаю, когда ребята в группе берут и меняют какой-то аккорд на, по их мнению, более созвучный или интересный. Песня сразу начинает звучать «неправильно», и приходится привыкать к новому звучанию. Не всегда это легко, но рано или поздно переделка закрепляется уже в виде нормы. Я давно уяснил для себя тот факт, что авторское исполнение и авторское звучание отнюдь не всегда самые правильные и лучшие, поэтому иногда с радостью воспринимаю эксперименты со звучанием, какими бы неадекватными они мне ни казались. Даже вот в текущей версии «Тени» мои «Парам-пам-парарам», которые даже не думал, что останутся в записи, вызывают сильное недоумение, но при этом я спокойно допускаю, что, возможно, я просто что-то не понимаю и ценители поймут лучше.
Максим, Raspatory: Направление New Wave – очень близкое для меня, родное. Синтезаторы, драм-машины, не «жесткие», мелодичные гитарные партии. Слушая всю жизнь «Depeche mode», «Visage», «The Cure», «Yazoo», «Альянс», «Nautilus Pompilius» и тех же «Кино», я имел представление, как должен звучать сборник, поэтому было легко работать в данном направлении. Эксперимент заключался в том, чтобы перенестись в ту самую эпоху 80-х, когда многие музыканты давали предпочтения новым технологиям и новому звуку.
Наталья, WhyNotSky: У ребят пылилась аранжировка, а для меня это была новая работа, но с оговоркой -- я застала первоначальные наработки по ней. Илья предложил мне дебютировать в сборнике. И тут встала задача – стереть из памяти все, что слышала, и сотворить песню, как будто в первый раз. Я почувствовала нешуточный азарт, мне было интересно, смогу ли. И мне кажется, у меня получилось.
В каком жанре вы бы точно не смогли работать? А какой еще не был опробован, но хочется?
Василий, «Дрыгенбаум»: Для меня самым странным и непонятным по звучанию жанром является реп. Я совершенно не могу уместить в голове, что песню можно не петь, а бубнить относительно монотонно какой-то поток слов. Речитатив в духе выразительного чтения стихов ещё куда ни шло, а вот реп… Думаю, мне чисто физиологически неприятно было бы в это ввязываться.
А вот попробовать хочется хорошее весёлое регги. Коллеги по «Дрыгенбауму» этот стиль не жалуют, все мои попытки спеть как-то так обычно пресекаются и возвращаются в русло старого доброго рока, однако я был бы очень рад такой возможности, может быть, в рамках очередного сборника BLJ.
Илья, «Не Забывай Дышать»: Хм... Наверное джаз. Просто мне ближе мелодическая составляющая, нежели техническая, в любой песне. Более простая музыка всегда мне импонировала, да и большинству слушателей тоже. Как говорится, все гениальное – просто.
Максим, Raspatory: Соглашусь с Ильёй. Джаз – это не про нас :) New Age и Ambient – спокойная музыка. Интересная. Не пробовал классику. Очень хочется услышать свои песни в исполнении симфонического оркестра. Живое звучание, динамика...
Наталья, WhyNotSky: После работы над сборником я уже не уверена, что с чем-то не смогу работать. Наоборот, дайте еще! Получится ли, уже другой вопрос :))
С одной стороны, композиции – разнородны (разные проекты, годы, звучание), но, собравшись вместе, они сложились в какую-то единую историю?
Наталья, WhyNotSky: О да. Когда я впервые прослушала сборник целиком, не смогла не улыбаться каждый раз, когда находила случайные и не очень отсылки в песнях друг друга. Казалось бы, специально вроде бы никто ничего не делал, а они переплелись, как будто так и было.
Илья, «Не Забывай Дышать»: История у нас, как я понял, одна – забытые песни, которые нам дороги, но почему-то не прижившиеся тем, с кем мы создаем музыку или песни. Знаете, почему название сборника «Сторона "Б"»? Во-первых, это эксперимент создать песню в ином жанре, а во-вторых, мы делимся с вами чем-то сокровенным. Вот, к примеру, «Raspatory» – ни на одном своем альбоме он не пел, а тут поет, так же и остальные участники.
Василий, «Дрыгенбаум»: Отдельно стоит сказать большое спасибо BLJ вообще за такую идею, как сборник. Это как раз то, чего не хватает многим группам для первого шага в продвижении. Единое звучание сборника, с одной стороны, собирает слушателей, привлекает конкретно этим стилем, а с другой стороны, подталкивает их на погружение в творчество групп уже в их собственном звучании. Думаю, что единая стилизация песен делает сборник приятным для восприятия, словно в старые добрые годы расцвета музыкального андерграунда: музыканты разных коллективов собрались вместе и на одном оборудовании записали какую-то единую программу.
Максим, Raspatory: Сборник объединил независимых музыкантов совершенно разных музыкальных стилей. Опыт одного артиста стал катализатором опыта другого артиста. Каждый смог посмотреть на своё творчество с другой стороны. В минимальных технологических и ресурсных условиях выжать из себя максимум, положившись на опыт коллег по цеху.
Какой новый опыт вы приобрели, участвуя в таком эксперименте?
Василий, «Дрыгенбаум»: Я бы не сказал, что это новый опыт, скорее давно забытое ощущение быстро и качественно сделанного дела. Я был приятно удивлён, что песня от идеи, наигранной на гитаре, до окончательной записи в студии, прошла путь за один день. Утром только прозвучала, а вечером я уезжал со студии, зная, что весь материал готов к сведению, песня готова. В «Дрыгенбауме» мы множество раз прогоняем песню на репетиции, далее записываем обычно в течении двух суток, и то не всегда успеваем, а далее сведение порой длится несколько месяцев. В данном случае песня из ничего возникла практически мгновенно, это был очень приятный опыт, скажем так.
Максим, Raspatory: Открыл для себя новый аналоговый инструмент – голос. Во многих случаях идею на все 100% может передать только он. Солидарность и инициативность создает отличные вещи. Илья открыл для меня значимость вокала, а я для него прелесть направления New Wave.
Илья, «Не Забывай Дышать»: Расширил свои музыкальные границы, приобрел опыт в роли бэк-вокалиста, укрепил отношения с остальными артистами и, конечно же, в который раз подтвердил свою теорию, что музыка – это в первую очередь мелодия, а жанр – это уже второстепенное.
Наталья, WhyNotSky: Вся работа над сборником – сплошной новый опыт. Новый жанр, присутствие других групп и исполнителей, установка от ребят «не перемудри»! О, и сроки! Я присоединилась спонтанно и буквально в последний момент, а потому сроки были весьма сжаты. Но тут меня это даже подстегнуло :) А еще я очень довольна тем, что получилось. А я редко бываю довольна. Так что очень интересно, как примут сборник.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!