Витяй Счастье — рэп-исполнитель из Екатеринбурга, находившийся у истоков жанра в России ещё 20 лет назад. Выступал в таких группах, как «Точка Отрыва», ОДБР и «Кустарс», а в этом году выпустил ещё один сольный альбом «Скорая полночь». Но всё не так просто.
Релизу предшествовал длительный творческий кризис, отказ от коллективной работы и успеха (ротаций на радио, ТВ и всероссийских фестивалей) — и много рефлексий, в результате которых сейчас у исполнителя порядка 50 новых песен. Шесть из которых вошли на новый концептуальныйEP. «Скорая полночь» — что-то вроде фильма о Бенджамине Баттоне или литературного постмодернистского эксперимента. Его можно слушать как в прямом порядке, так и в обратном.
Сначала лирический герой переживает непростое детство, а потом приступает к успешному пути саморазрушения. Любопытно, что в оригинале песни расположены наоборот: от «Поджигателя» к «Детству в 90х», что может символизировать как ретроспективный взгляд героя назад в момент главного кризиса своей жизни, так и, например, сеанс психотерапии, на котором приходится доставать наружу самые тяжёлые и стыдные воспоминания. Наряду с личными проблемами, в текстах поднимается и целый спектр социокультурки: от кризиса в рэпе до кризиса финансового, от деградации общества до деградации личности. И хотя сам автор считает себя типичным представителем эпохи «Пластиковый век», именно основы этой «культуры» он и осуждает.
Помимо внутреннего содержания пластинки, радует и её «форма». Тексты построены грамотно и складно, а в некоторых местах Витяй виртуозно рифмует целую строчку с целой строчкой. Не зацикливаясь на каких-то жанровых клише и опираясь «исключительно на внутренний мир», исполнитель уходит в настоящий отрыв, выдавая где-то чистый хип-хоп, где-то переходя на споукен-ворд. Где-то главенствует колкая электроника, а где-то приятная мелодичность. Благодаря этому альбом звучит оригинально и нескучно, в отличие от многих современных рэп-релизов. Автор называет свой стиль «литиевым фольклором». Что ж, весьма точная метафора.
На вопросы «Субкультуры» Витяй ответил чётко и лаконично. Правильно, нечего зачитываться — идите слушать.
Читайте также
Вы в мире хип-хопа уже 20 лет. Как, по вашим ощущениям, изменился жанр за это время?
Жанр изменился очень сильно. В нулевых в рэпе было много эмоций, романтизма, лирики, поиска ответов на вопросы. В десятых рэп отупел, когда в него массово потянулись «дворовые пацанчики» с двухзначным IQ. В наше время пришли победители номер 27, это я про тенденцию воспитания, они слабы и самоуверенны. К счастью, личностей хватает, и хип-хоп не перестает радовать.
Занимаетесь профессионально чем-то, помимо создания музыки?
Один известный персонаж говорил, что жизни едва хватает чтобы преуспеть в чем-то одном. Профессионально — нет, меняю работы, живу творчеством.
Уже даже одна история с дедом, которому отдали ваш номер телефона и которому названивали коллекторы, говорит о том, что жизнь ваша течет нескучно. Хороший рэп рождается из тяжелой жизни?
Хороший рэп рождается из искры. Искра и искренность — не просто так фонетически созвучны?
Вы упомянули, что находились в творческом кризисе пять лет. С чем был связан этот кризис? Удалось ли окончательно из него выбраться?
Сейчас понимаю, что это была дереализация и деперсонализация, когда видишь и слышишь себя со стороны в процессе, не зная, где ты и кто ты на самом деле, как будто две личности внутри. Я взял паузу, попрощался с локальной известностью, ходил к психологу, и кризис испарился, теперь пишу по две-три песни в неделю.
При этом в качестве псевдонима вы взяли себе «Счастье». Это посыл или самонастрой?
Когда я выбирал псевдоним, я хотел быть нужным.
В нулевых вы записывали музыку вместе с группой. А сейчас делаете это сольно. Какой вариант вам кажется более комфортным?
В группе намного лучше. Когда твой друг может продолжить строчку, которую ты только что выдал, это очень дорого.
«Скорая полночь» — ваша первая за долгое время работа. Удалось ли, по вашим ощущениям, передать на ней все, что накопилось за это время?
Удалось сделать трек-лист читаемым в обе стороны. Выразил все, что чувствую, довольно поверхностно, но зато получилось концептуально, ради этого я и выбрал шесть песен из пятидесяти.
Опишите одним предложением главную мысль альбома.
Теория разбитых окон.
Звучание вашей музыки довольно оригинально и разнопланово. На что опираетесь при ее создании?
Исключительно на внутренний мир.
Что общего у вас с Чарльзом Буковски?
Я пью каждый день... и пишу.
Какая ваша главная музыкальная амбиция?
Создать шедевр, этим и живу.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!