Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Выпустили релиз или сняли клип? Расскажите об этом у нас: main@sub-cult.ru
«Несёмся по заваленному камнями бездорожью и истошно кричим»: основательница лейбла 9January о локальной сцене, музыкальной индустрии и работе с меньшинствами

Материал предназначен для лиц старше 18 лет.

«Счастье можно найти даже в тёмные времена, если не забывать обращаться к свету» — цитата, знакомая, пожалуй, каждому из наших читателей. Альбус Дамблдор — великий волшебник, которому она принадлежит, умер на страницах шестой книги о мальчике, который выжил, а упомянутому мальчику, рождённому для победы над огромным злом, удалось победить только в конце седьмой — через огонь, воду, медные трубы, страх, отчаяние и скорбь.

Если сейчас вам кажется, что свет в конце тоннеля — это поезд, которому не терпится вас задавить, а огромное зло уже победило, и его торжество — вопрос времени — мы вас понимаем. Иногда нам тоже так кажется. Чем дальше — тем чаще. Но даже если мы не можем обещать, что скоро всё будет хорошо, мы можем поделиться тем, что помогло Гарри победить — любовью, дружбой и верой — в добро, в людей и в себя. Однажды это поможет и нам. А пока «Портал Субкультура» познакомит вас с человеком, работа которого — видеть тех, кого не видят, помогать им стать видимыми для всех остальных и не забывать обращаться к свету.

Оксана Бода — музыкальная менеджерка. Её лейбл 9January занимается продвижением музыкантов и музыканток из регионов. Вместе они развивают локальный музыкальной рынок, делятся опытом, создают пространство, безопасное для уязвимых людей — тех, кто делает музыку, и тех, кто её слушает.

В конце сентября у 9January вышел сборник из семи треков. Музыканты «Серое лицо», «Ласка», russalka, Руслан Дэ и Витория Китаева, post-dukes, «отхода» и «Денеева» — представители малых этнических групп и небольших городов России, поэтому и песни разные, но уникально прекрасные. Сборник мы оставим внизу, чтобы вы могли убедиться — хорошая отечественная музыка пишется не только в Москве и не только на русском.

Мы поговорили с Оксаной — не о сборнике, а о работе с меньшинствами. С какими проблемами сталкиваются локальные музыканты, почему быть женщиной — сложно, как поддерживать себя в рассудке и тонусе — в нашем интервью.

— 9January продвигает музыкантов из регионов. В манифесте написано: «Мы выступаем за разнообразие географии искусства». Если имеет место отдельный лейбл, который занимается продвижением музыкантов из регионов, это значит, что региональная музыка сталкивается с рядом проблем, чуждых «центру». Децентрализация индустрии, правильно? С какими специфическими проблемами сталкиваются музыканты из регионов? В чём им нужна помощь и как им помочь?

— Ясен красен, в музыкальной индустрии есть общие проблемы для любой точки мира — «как попасть в плейлист на Spotify», «где найти деньги на рекламу» и так далее. Помимо общих штук, у регионов есть свои специфические препятствия, о которых молчат.

Во-первых, отсутствие площадок для концертов. Пока в Москве обсуждают, как трудно найти идеальную концертную площадку для инди-музыкантов, в условной Бугульме нет даже намёка на место для выступлений. В таких условиях нужны новые креативные решения. Например, концерт на крыше здания или на спортивной площадке.

Во-вторых, нет музыкальной журналистики. В столицах есть СМИ о культуре, почитал статьи = узнал о местных группах. В регионах такое встречается редко. Найти новую локальную музыку намного сложнее. Нередки случаи, когда музыканты не знают о существовании других групп, потому что у них разные тусовки, а медиа о местных не пишут. Из-за этого я веду свой телеграм-канал о культуре Ижевска, принцип «хочешь, чтобы что-то появилось — делай сама».

В-третьих, бедность. В инструкции от Института Музыкальных Инициатив есть совет молодым музыкантам: «Берите гонорар до выступления, по предоплате». Если вы попросите оплату заранее у регионального арт-директора, он покрутит у виска и больше не позовёт играть на фестивалях. Концертные клубы с долгами держатся на энтузиазме, организаторы работают в ноль, а зрители не готовы платить за билет больше 300 рублей. Частично это связано с общей экономической ситуацией, все мы помним, что налоги идут в столицы, минуя региональный бюджет, необходимый для развития.

В-четвёртых, переезд слушателей в другие города. Новую локальную музыку чаще слушают подростки 15-19 лет, они познают мир, им всё интересно. Я три раза делала туры группам и заметила, что чем меньше город, тем моложе посетители. С одной стороны, это отлично: молодые активнее делятся песнями с друзьями и часто комментируют в соцсетях. Но такая публика вырастает, уезжает учиться в другие города, и тебе приходится знакомить со своим творчеством новых подросших 15-летних. Сформировать крепкую фан-базу на концертах в родном городе становится трудно, всегда начинаешь с начала или рассчитываешь на оставшихся. А ещё у школьников нет денег на дорогие билеты и мерч.

Ох, навалила негатива, а теперь хочу сказать, что несмотря на все проблемы, региональная музыка прекрасна и достойна внимания. На нашем лейбле мы выбираем искать новые инструменты и подходы, вместо того, чтобы бесконечно сокрушаться: «О боже, у нас нет концертной площадки».

— Философия лейбла — «мы маленькая семья, где нет места конкуренции». Хотелось бы побольше об этом узнать. Мы привыкли к тому, что конкуренция движет рынком, а музыкальная индустрия — всё тот же рынок. Если кто-нибудь решается сделать что-нибудь за рамками этой системы, получается условный тред про веган-кафе «Фрик». Расскажите, как музыкальную индустрию видите вы. Насколько реально быть музыкантом и построить музыкальную карьеру без конкуренции, если за рамками лейбла всё-таки рынок? Это не связывает руки амбициозным артистам?

— В регионах все в одной лодке. Если на концерт локальной группы стало ходить больше людей, то от этого выигрывает вся сцена города. Наша задача повысить интерес к местному искусству, чтобы человек подумал: «Ух ты, прикольный музон, а какие ещё группы/художники/театры есть в нашем городе?». Главный конкурент в таких реалиях — диван, с которого не хочется вставать и узнавать новое.

В большей части регионов отсутствует обмен опытом между поколениями музыкантов из-за мнимой конкуренции. Все шишки каждый раз набиваются с нуля, молодые группы/организаторы/менеджеры через свой опыт изучают, как делать концерты, где брать оборудование, с каким звукачом лучше не сотрудничать и так далее. Это тормозит развитие, мы ходим по кругу, решая базовые проблемы, вместо мыслей о масштабировании.

Я считаю, что взаимная поддержка гораздо эффективнее конкуренции. Условно, опытный музыкант скажет: «Вася, сыграй вот на этом фестивале, там народу много, они подпишутся на твой паблик». И Васе уже не надо думать, как набрать первую сотню подписчиков, он уже сможет анализировать, кто его слушатель, и запускать эффективную рекламу.

Люди же не сидят и не думают: «Сходил на местную группу А, значит, на местную группу B никогда не пойду». Человек выбирает, чем заняться вечером в целом: сходить в кино, посмотреть дома сериалы, встретиться с друзьями, залипнуть в TikTok или послушать новую музыку. И когда музыкальная тусовка сплочённая, то она заметнее и легче привлекает внимание. Мир, дружба, жвачка.

— «Вы всё придумываете, кто угодно вне зависимости от гендерной идентичности, этнической принадлежности и религии может достичь чего угодно, если он достаточно талантливый. Если не достиг, значит, талантливый не достаточно и вообще не заслужил» — очень распространённое заблуждение. Я часто читаю такие тейки под постами с фем-повесткой, например. С позиции человека, который в этом разбирается, объясните нашим читателям, почему быть талантливым белым цисгендерным мужчиной из Москвы всё-таки проще.

— Чтобы ваши читатели меня не съели, сразу уточню, что мужчины тоже сталкиваются с проблемами, особенно сейчас. А теперь к вопросу. Белый мужчина — это «человек по умолчанию» в понимании рынка. Сиденья в самолётах делают под средние размеры мужчин, подушка безопасности в машинах сделана под параметры мужчин. Даже спальные районы проектируют для потребностей мужчин: важнее возможность удобно приехать/уехать с работы и парковки для машин, а не прогулка с ребёнком в коляске. Новые лекарства разрабатываются на основе анализов белых мужчин, что приводит к побочкам у людей другой расы или пола. Эти тезисы не из моей головы, а доказанные исследованиями (источник: книга «Невидимые женщины»).

Ты замечаешь неудобство кресла, когда не подходишь под «среднего мужчину», до этого просто не думаешь об этом. Также в других сферах.
Как-то на концерте знакомый москвич спросил: «А почему регионы не могут сами поднять уровень жизни?». Для него чужда информация, что налоги идут в центр, а Удмуртия отдаёт столице больше денег, чем тратит на образование. Его это не касается, он не думает об этом. Музыкант из Москвы переживает творческие кризисы, семейные проблемы и другие обстоятельства. Но ему не надо учитывать бездну других факторов, с которыми сталкиваются уязвимые группы.

Девушкам с моего лейбла предлагали пиар музыки за секс, аргументируя, что «индустрия всё равно сделает из тебя проститутку». Музыканта с тёмной кожей по 10 раз в день останавливали для проверки документов. Когда я веду вебинары о продвижении музыки, то всегда усиленно готовлюсь: женщинам меньше прощают просчёты в карьере. Уязвимым группам, помимо написания и рекламы музыки, нужно думать о том, как не столкнуться с опасностью. Приходится просчитывать каждый шаг, проверять, не домогался ли арт-директор до девушек, не изобьют ли парня за сценический образ и косметику в определённом клубе. Есть хорошая аналогия: белый мужчина едет по трассе с треснутым асфальтом, а мы несёмся по заваленному камнями бездорожью и истошно кричим.

— Вы, наверное, заметили, что с февраля в связи с очевидными событиями и в границах РФ, и в странах ближнего зарубежья произошёл подъём индивидуальной и коллективной культурной осознанности, начал чаще всплывать вопрос империализма, голоса представителей разных этнических групп звучат громче и привлекают внимание. Хотелось бы узнать, что вы об этом думаете. Могут ли текущие политические события заставить большинство задуматься о том, что его существование не исключает существование меньшинства? Что закон джунглей, согласно которому выживает сильнейший, имеет место только в джунглях?

— Голоса коренного населения держатся на хрупких плечах единичных активистов, которые (как я писала выше) истошно кричат и несутся в неопределённость. Сейчас мы наблюдаем рубрику «довели ироды, пора высказаться», ведь проблемы империализма существуют давно и никуда не уходили. Удмуртский учёный Альберт Разин сказал: «Если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть», а после сжёг себя у здания правительства (удмуртский внесён в реестр вымирающих языков в 2010 году).

Рада, что важность малых этнических групп всё чаще обсуждается. Некоторые высокомерно фи-кают: «Ой, это всего лишь модное течение, выучили слово деколониальность и сидят довольные». Даже если это временный тренд, то он точно полезный. Моей подруге из Башкортостана отказали в аренде жилья по причине «сдаём только россиянам, езжайте в свою страну». Я не шучу. Смешно и грустно, насколько люди не разбираются в национальных республиках. Так что «мода» на этническую осознанность как минимум увеличивает информированность и знакомит с разнообразием народов России. Задумается ли общество о поддержке меньшинств? Посмотрим-с. Империализм тоже было бы круто победить, но это уже другая история.

На лейбле «9Января» есть группа post-dukes, поют на удмуртском. Как-то мне написала «обрусевшая» удмуртка: после музыки post-dukes захотелось выучить удмуртский. Пока есть хотя бы один такой отклик, мы будем продолжать, всё не зря.

— Как найти в себе силы бороться за то, во что веришь, и за того, в кого веришь, когда твоя вера противоречит вере большого и влиятельного зла? Вы занимаетесь очень важным делом, в котором много любви и человечности. Это дело особенно важно в современных реалиях, но в то же время заниматься им гораздо сложнее, чем когда бы то ни было. Чем темнее комната, тем ярче светит лампа. Как не перегореть?

— У меня за плечами опыт тотального выгорания и депрессии. Главный вывод из того периода: ты на первом месте. Не музыканты, не культура, не народы, а именно ты. Раньше я отодвигала свои потребности во благо «высшей цели», но это путь в никуда. Если ты сыт, ментально стабилен и отдохнувший, то работаешь эффективнее. Даже если твоя работа — это прорываться сквозь тотальную чернуху и показывать людям классных музыкантов.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика