Материал предназначен для лиц старше 18 лет.
«Счастье можно найти даже в тёмные времена, если не забывать обращаться к свету» — цитата, знакомая, пожалуй, каждому из наших читателей. Альбус Дамблдор — великий волшебник, которому она принадлежит, умер на страницах шестой книги о мальчике, который выжил, а упомянутому мальчику, рождённому для победы над огромным злом, удалось победить только в конце седьмой — через огонь, воду, медные трубы, страх, отчаяние и скорбь.
Если сейчас вам кажется, что свет в конце тоннеля — это поезд, которому не терпится вас задавить, а огромное зло уже победило, и его торжество — вопрос времени — мы вас понимаем. Иногда нам тоже так кажется. Чем дальше — тем чаще. Но даже если мы не можем обещать, что скоро всё будет хорошо, мы можем поделиться тем, что помогло Гарри победить — любовью, дружбой и верой — в добро, в людей и в себя. Однажды это поможет и нам. А пока «Портал Субкультура» познакомит вас с человеком, работа которого — видеть тех, кого не видят, помогать им стать видимыми для всех остальных и не забывать обращаться к свету.
Оксана Бода — музыкальная менеджерка. Её лейбл 9January занимается продвижением музыкантов и музыканток из регионов. Вместе они развивают локальный музыкальной рынок, делятся опытом, создают пространство, безопасное для уязвимых людей — тех, кто делает музыку, и тех, кто её слушает.
В конце сентября у 9January вышел сборник из семи треков. Музыканты «Серое лицо», «Ласка», russalka, Руслан Дэ и Витория Китаева, post-dukes, «отхода» и «Денеева» — представители малых этнических групп и небольших городов России, поэтому и песни разные, но уникально прекрасные. Сборник мы оставим внизу, чтобы вы могли убедиться — хорошая отечественная музыка пишется не только в Москве и не только на русском.
Мы поговорили с Оксаной — не о сборнике, а о работе с меньшинствами. С какими проблемами сталкиваются локальные музыканты, почему быть женщиной — сложно, как поддерживать себя в рассудке и тонусе — в нашем интервью.
— 9January продвигает музыкантов из регионов. В манифесте написано: «Мы выступаем за разнообразие географии искусства». Если имеет место отдельный лейбл, который занимается продвижением музыкантов из регионов, это значит, что региональная музыка сталкивается с рядом проблем, чуждых «центру». Децентрализация индустрии, правильно? С какими специфическими проблемами сталкиваются музыканты из регионов? В чём им нужна помощь и как им помочь?
— Ясен красен, в музыкальной индустрии есть общие проблемы для любой точки мира — «как попасть в плейлист на Spotify», «где найти деньги на рекламу» и так далее. Помимо общих штук, у регионов есть свои специфические препятствия, о которых молчат.
Во-первых, отсутствие площадок для концертов. Пока в Москве обсуждают, как трудно найти идеальную концертную площадку для инди-музыкантов, в условной Бугульме нет даже намёка на место для выступлений. В таких условиях нужны новые креативные решения. Например, концерт на крыше здания или на спортивной площадке.
Во-вторых, нет музыкальной журналистики. В столицах есть СМИ о культуре, почитал статьи = узнал о местных группах. В регионах такое встречается редко. Найти новую локальную музыку намного сложнее. Нередки случаи, когда музыканты не знают о существовании других групп, потому что у них разные тусовки, а медиа о местных не пишут. Из-за этого я веду свой телеграм-канал о культуре Ижевска, принцип «хочешь, чтобы что-то появилось — делай сама».
В-третьих, бедность. В инструкции от Института Музыкальных Инициатив есть совет молодым музыкантам: «Берите гонорар до выступления, по предоплате». Если вы попросите оплату заранее у регионального арт-директора, он покрутит у виска и больше не позовёт играть на фестивалях. Концертные клубы с долгами держатся на энтузиазме, организаторы работают в ноль, а зрители не готовы платить за билет больше 300 рублей. Частично это связано с общей экономической ситуацией, все мы помним, что налоги идут в столицы, минуя региональный бюджет, необходимый для развития.
В-четвёртых, переезд слушателей в другие города. Новую локальную музыку чаще слушают подростки 15-19 лет, они познают мир, им всё интересно. Я три раза делала туры группам и заметила, что чем меньше город, тем моложе посетители. С одной стороны, это отлично: молодые активнее делятся песнями с друзьями и часто комментируют в соцсетях. Но такая публика вырастает, уезжает учиться в другие города, и тебе приходится знакомить со своим творчеством новых подросших 15-летних. Сформировать крепкую фан-базу на концертах в родном городе становится трудно, всегда начинаешь с начала или рассчитываешь на оставшихся. А ещё у школьников нет денег на дорогие билеты и мерч.
Ох, навалила негатива, а теперь хочу сказать, что несмотря на все проблемы, региональная музыка прекрасна и достойна внимания. На нашем лейбле мы выбираем искать новые инструменты и подходы, вместо того, чтобы бесконечно сокрушаться: «О боже, у нас нет концертной площадки».
— Философия лейбла — «мы маленькая семья, где нет места конкуренции». Хотелось бы побольше об этом узнать. Мы привыкли к тому, что конкуренция движет рынком, а музыкальная индустрия — всё тот же рынок. Если кто-нибудь решается сделать что-нибудь за рамками этой системы, получается условный тред про веган-кафе «Фрик». Расскажите, как музыкальную индустрию видите вы. Насколько реально быть музыкантом и построить музыкальную карьеру без конкуренции, если за рамками лейбла всё-таки рынок? Это не связывает руки амбициозным артистам?
— В регионах все в одной лодке. Если на концерт локальной группы стало ходить больше людей, то от этого выигрывает вся сцена города. Наша задача повысить интерес к местному искусству, чтобы человек подумал: «Ух ты, прикольный музон, а какие ещё группы/художники/театры есть в нашем городе?». Главный конкурент в таких реалиях — диван, с которого не хочется вставать и узнавать новое.
В большей части регионов отсутствует обмен опытом между поколениями музыкантов из-за мнимой конкуренции. Все шишки каждый раз набиваются с нуля, молодые группы/организаторы/менеджеры через свой опыт изучают, как делать концерты, где брать оборудование, с каким звукачом лучше не сотрудничать и так далее. Это тормозит развитие, мы ходим по кругу, решая базовые проблемы, вместо мыслей о масштабировании.
Я считаю, что взаимная поддержка гораздо эффективнее конкуренции. Условно, опытный музыкант скажет: «Вася, сыграй вот на этом фестивале, там народу много, они подпишутся на твой паблик». И Васе уже не надо думать, как набрать первую сотню подписчиков, он уже сможет анализировать, кто его слушатель, и запускать эффективную рекламу.
Люди же не сидят и не думают: «Сходил на местную группу А, значит, на местную группу B никогда не пойду». Человек выбирает, чем заняться вечером в целом: сходить в кино, посмотреть дома сериалы, встретиться с друзьями, залипнуть в TikTok или послушать новую музыку. И когда музыкальная тусовка сплочённая, то она заметнее и легче привлекает внимание. Мир, дружба, жвачка.
— «Вы всё придумываете, кто угодно вне зависимости от гендерной идентичности, этнической принадлежности и религии может достичь чего угодно, если он достаточно талантливый. Если не достиг, значит, талантливый не достаточно и вообще не заслужил» — очень распространённое заблуждение. Я часто читаю такие тейки под постами с фем-повесткой, например. С позиции человека, который в этом разбирается, объясните нашим читателям, почему быть талантливым белым цисгендерным мужчиной из Москвы всё-таки проще.
— Чтобы ваши читатели меня не съели, сразу уточню, что мужчины тоже сталкиваются с проблемами, особенно сейчас. А теперь к вопросу. Белый мужчина — это «человек по умолчанию» в понимании рынка. Сиденья в самолётах делают под средние размеры мужчин, подушка безопасности в машинах сделана под параметры мужчин. Даже спальные районы проектируют для потребностей мужчин: важнее возможность удобно приехать/уехать с работы и парковки для машин, а не прогулка с ребёнком в коляске. Новые лекарства разрабатываются на основе анализов белых мужчин, что приводит к побочкам у людей другой расы или пола. Эти тезисы не из моей головы, а доказанные исследованиями (источник: книга «Невидимые женщины»).
Ты замечаешь неудобство кресла, когда не подходишь под «среднего мужчину», до этого просто не думаешь об этом. Также в других сферах.
Как-то на концерте знакомый москвич спросил: «А почему регионы не могут сами поднять уровень жизни?». Для него чужда информация, что налоги идут в центр, а Удмуртия отдаёт столице больше денег, чем тратит на образование. Его это не касается, он не думает об этом. Музыкант из Москвы переживает творческие кризисы, семейные проблемы и другие обстоятельства. Но ему не надо учитывать бездну других факторов, с которыми сталкиваются уязвимые группы.
Девушкам с моего лейбла предлагали пиар музыки за секс, аргументируя, что «индустрия всё равно сделает из тебя проститутку». Музыканта с тёмной кожей по 10 раз в день останавливали для проверки документов. Когда я веду вебинары о продвижении музыки, то всегда усиленно готовлюсь: женщинам меньше прощают просчёты в карьере. Уязвимым группам, помимо написания и рекламы музыки, нужно думать о том, как не столкнуться с опасностью. Приходится просчитывать каждый шаг, проверять, не домогался ли арт-директор до девушек, не изобьют ли парня за сценический образ и косметику в определённом клубе. Есть хорошая аналогия: белый мужчина едет по трассе с треснутым асфальтом, а мы несёмся по заваленному камнями бездорожью и истошно кричим.
— Вы, наверное, заметили, что с февраля в связи с очевидными событиями и в границах РФ, и в странах ближнего зарубежья произошёл подъём индивидуальной и коллективной культурной осознанности, начал чаще всплывать вопрос империализма, голоса представителей разных этнических групп звучат громче и привлекают внимание. Хотелось бы узнать, что вы об этом думаете. Могут ли текущие политические события заставить большинство задуматься о том, что его существование не исключает существование меньшинства? Что закон джунглей, согласно которому выживает сильнейший, имеет место только в джунглях?
— Голоса коренного населения держатся на хрупких плечах единичных активистов, которые (как я писала выше) истошно кричат и несутся в неопределённость. Сейчас мы наблюдаем рубрику «довели ироды, пора высказаться», ведь проблемы империализма существуют давно и никуда не уходили. Удмуртский учёный Альберт Разин сказал: «Если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть», а после сжёг себя у здания правительства (удмуртский внесён в реестр вымирающих языков в 2010 году).
Рада, что важность малых этнических групп всё чаще обсуждается. Некоторые высокомерно фи-кают: «Ой, это всего лишь модное течение, выучили слово деколониальность и сидят довольные». Даже если это временный тренд, то он точно полезный. Моей подруге из Башкортостана отказали в аренде жилья по причине «сдаём только россиянам, езжайте в свою страну». Я не шучу. Смешно и грустно, насколько люди не разбираются в национальных республиках. Так что «мода» на этническую осознанность как минимум увеличивает информированность и знакомит с разнообразием народов России. Задумается ли общество о поддержке меньшинств? Посмотрим-с. Империализм тоже было бы круто победить, но это уже другая история.
На лейбле «9Января» есть группа post-dukes, поют на удмуртском. Как-то мне написала «обрусевшая» удмуртка: после музыки post-dukes захотелось выучить удмуртский. Пока есть хотя бы один такой отклик, мы будем продолжать, всё не зря.
— Как найти в себе силы бороться за то, во что веришь, и за того, в кого веришь, когда твоя вера противоречит вере большого и влиятельного зла? Вы занимаетесь очень важным делом, в котором много любви и человечности. Это дело особенно важно в современных реалиях, но в то же время заниматься им гораздо сложнее, чем когда бы то ни было. Чем темнее комната, тем ярче светит лампа. Как не перегореть?
— У меня за плечами опыт тотального выгорания и депрессии. Главный вывод из того периода: ты на первом месте. Не музыканты, не культура, не народы, а именно ты. Раньше я отодвигала свои потребности во благо «высшей цели», но это путь в никуда. Если ты сыт, ментально стабилен и отдохнувший, то работаешь эффективнее. Даже если твоя работа — это прорываться сквозь тотальную чернуху и показывать людям классных музыкантов.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!