Группа «ОПРИХОД» далеко не новое имя для сыктывкарской сцены, но вне Республики Коми они мало кому знакомы. А жаль — за почти 15-тилетнее существование коллектив создал уникальное звучание, раскрывающее дух русского севера. Вспоминаем их последний альбом «Орган», вышедший в 2019-м году.
Первая неожиданность, когда знакомишься с «Органом» — жанровая принадлежность к постшансону. И это не тот русский тюремный шансон, актуальный 20 лет назад, а прямая эволюция из французской музыки. Причём романтика парижских улочек здесь сменяется печалью заснеженных малоосвещённых дорожек провинции. Удивительно, насколько органично интегрированы в музыку хтонические пейзажи русской глубинки, что в голове появляются картинки то ли из фильмов Балабанова, то ли фотографии Дмитрия Маркова. При этом текст песен зачастую даже не расслышать — хриплый низкий голос Владимира Русанова создаёт звуковую картину, где лирика не слышится, а чувствуется.
«Прямо сказать, творчество для меня в первую очередь — способ выплеснуть болезненные чувства и эту самую меланхолию. Но не секрет, что за этим мраком лежит светлое чувство любви. Все метафоры, которые когда-либо звучали в моих композициях — о надежде на хеппи-энд».
Любую группу принято сравнивать с более успешными коллегами. Но как обозвать «ОПРИХОД»? Мелодичным «Кровостоком»? Депрессивным «АукцЫоном»? Маскулинным Shortparis? Нет, всё не то. «ОПРИХОД», в частности альбом «Орган», — музыка действительно самобытная, хоть по духу и похожая на все перечисленные выше. Но, кажется, в этом и есть формула успеха самобытной музыки, которая может быть интересна не только русскоговорящему — взять музыку современную и добавить в неё частичку своей родины, частичку историй из глубинок. Именно такой музыки не хватает стране, и «ОПРИХОД» исправляет эту ситуацию.
«Быт и та атмосфера, в которой живет творец, очень сильно влияют на него. Бывают исполнители, которые позиционируют себя как часть какой-то другой культуры или стремятся творить по образу какой-то другой культуры. Как по мне, эта фальшь считывается сразу. В нашем случае, мы не скрываем откуда ноги растут».
— Альбом «Орган» вышел три года назад. За это время произошло достаточно событий, чтобы полностью изменить наш быт. А как вы изменились за три года?
— Я похудел, завел чёрного кота и пса, пытаюсь творить, отгоняя мысли, как жить жизнь. Группа выпустила несколько релизов, мы записали пару видео, проводили творческие вечера, давали концерты и очень круто съездили в Архангельск на международный фестиваль «Беломор-Буги». Наверное, всё, что сейчас у группы получается, — это следствие того, что мы не останавливаемся, как бы тяжело ни было.
— А сам «Орган» не потерял актуальность спустя года?
— Для меня лично это тот альбом, который смог отразить прошлое нашего творчества и показать вектор будущего. Можно сказать, что именно он сформировал образ группы в его сегодняшнем представлении для слушателя. Да, мы понемногу меняемся, вводим одно или другое, но именно с этого альбома появилась некая понятная для людей основа. Возможно, она все ещё некоторых пугает. Однако начинаем замечать, что люди, бывая на наших живых концертах, открывают для себя группу по-новому и полностью меняют свое отношение к нашему творчеству.
— «ОПРИХОД» играет в жанре постшансона. Как вы пришли к такому звучанию?
— Пост-шансон в наших релизах можно было услышать ещё в 2014 году в альбоме «ШАХТЫ». Тогда творчество было замешано на похоронных маршах, поэтому мы назвали его похоронным шансоном. Ко всему, до этого времени в рамках эксперимента мы организовывали вечера русского романса. Мы любим кухонные посиделки, домашние вечера. На них, бывает, в свободной форме звучит совсем разная музыка, разножанровые песни. Этот дух непринуждённости, лёгкости, теплоты и открытости очень нам дорог. В какой-то момент мы решили попробовать это сохранить уже в своём творчестве, но не потеряв основную атмосферу, в которой группа ранее двигалась. Медленно, но верно, мы пришли к тому, что можно услышать сейчас.
— Ваши песни мрачны и пропитаны хтонью. А как часто вы сами чувствуете меланхолию?
— Для меня процесс создания музыки — некоего рода «рана», нарыв, от которого нужно избавиться. Прямо сказать, творчество для меня в первую очередь — способ выплеснуть болезненные чувства и эту самую меланхолию. Но не секрет, что за этим мраком лежит светлое чувство любви. Все метафоры, которые когда-либо звучали в моих композициях, — о надежде на хеппи-энд.
— В рецензии на «Родном звуке» вас сравнивали с «Аффинажем» и «Кровостоком». Насколько вы считаете такое сравнение уместным?
— По мне, тут скорее не конкретное сравнение, а некий абстрактный референс образов с уже знакомым для слушателей творчеством. Да, есть схожий набор музыкальных для исполнения инструментов, и да, часть песен у нас исполнена речитативом, и, возможно, есть доля суровости, свойственная и «Кровостоку». Но если говорить о посыле, музыкальной схожести или концепте, то схожего нет ничего.
— Если бы ваша музыка озвучивала фильм, то какой?
— Первое, что мне пришло в голову, — фильмы Павла Лунгина «Остров», «Царь», или что-то вроде «Монах и Бес» Николая Досталя. Задумываясь крепче, больше представляю себе какую-нибудь русскую мистерию а-ля «Вий» или «Вечера на хуторе близь Диканьки».
Бывает, после нашего концерта поступают комментарии, что у людей появляется ощущение кинематографичности. Чаще всего слушатели вспоминают фильмы Алексея Балабанова. Такие ассоциации можно назвать справедливыми, особенно по отношению к нашему релизу «ОТЧИ», ведь именно он был запланирован в качестве реализации короткометражного триптиха. Пусть он не получил пока что визуального воплощения, но, прослушивая, думаю, можно чётко себе сформировать некие визуальные образы.
— Вы базируетесь в Сыктывкаре и также руководите локальной музыкальной площадкой «ГУГУ.МЕСТО». Расскажите о музыкальной сцене Сыктывкара.
— В Сыктывкаре и Республике Коми очень богатая музыкальная сцена. И, конечно же, есть её представители, на которых стоит обратить внимание. Знаю точно, что некоторые из них уже приглянулись и за пределами республики. К сожалению, как это бывает в любой провинции, какой-либо поддержки от города музыканты практически не получают. По возможности сам пытаюсь максимально их поддержать. Поэтому, когда я вижу, что у группы получается выкарабкаться, испытываю гордость за наших ребят.
— Насколько сильно важна национальная идентичность, когда вы пишете музыку?
— Это непростой вопрос. Дело в том, что если говорить про национальную идентичность с нашей республикой, имея в виду национальный фольклор, то мы к ней не имеем никакого отношения. Культура Коми и фольклор — это отдельная большая тема со своей историей и языком, которую «ОПРИХОД» в своём творчестве не затрагивает. Другое дело — это русский север, провинциальные сёла, деревни и города. Быт и та атмосфера, в которой живёт творец, очень сильно влияют на него. Бывают исполнители, которые позиционируют себя как часть какой-то другой культуры или стремятся творить по образу какой-то другой культуры. Как по мне, эта фальшь считывается сразу. В нашем случае, мы не скрываем откуда ноги растут.
— В следующем году группе исполняется 15 лет. Что вы готовите к юбилею?
— На будущий год мы планируем много всего. Начиная от творческих встреч, продолжая вечерами русского романса, выпуском нового альбома на физическом носителе, небольших поездок в дорогие для нас города, и, конечно же, проведением большого праздничного концерта. Думаю, сам альбом, его реализация и праздничный концерт будут иметь свои сюрпризы для неравнодушных.
— Какими теперь будут песни «ОПРИХОДА»?
— Будущий альбом уже в работе. Огромных перемен в звучании не ожидается, но загадывать перед выходом рановато — какой тогда получится сюрприз. Могу сказать, что мы постараемся сделать альбом максимально честным, как и всегда.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!