Незначительное количество групп в наше время сумело не поддаться влиянию новых форматов звучания. Зачастую даже музыканты со стажем стараются пролезть в современные тренды и смотрятся там крайне неуклюже. Однако встречаются и те, кто комфортно чувствует себя в новом времени, не теряя при этом своего лица.
Одним из таких коллективов является группа «Территории Отчуждения», чей репертуар наполнен социальной сатирой, которая высмеивает множество пороков современности, начиная от стремления человека к шаблонному мышлению и подражанию, заканчивая выражением фальшивых эмоций и ошибочным представлением такого понятия, как счастье. В новом альбоме «Манифест» эти темы были, пожалуй, одними из центральных и могут вызвать резонансную реакцию со стороны тех, кто заблудился в нынешних реалиях.
Традиционно в качестве автора песен выступил фронтмен Сергей Белый, который не прячет смыслы за литературными уловками и художественными образами, зачастую ставя вопрос ребром и приходя к не самым утешительным выводам. Лирика лишена всякого рода пафоса и лозунгов, которым место явно не в музыке.
От рок-н-ролла ничего не осталось,
Может, немного, лишь самая малость.
Почти всё на продажу, почти всё под формат,
Почти каждый подставить продюсеру рад.
Это ли не тот бесславный конец?
О котором говорил нам Боря-певец.
(из песни «Манифест»)
Фирменная и узнаваемая хрипотца в голосе Сергея очень органично смотрится на фоне той музыки, которую предлагает «Территории Отчуждения». Аранжировки просты до безумия и «базируются на ритме, а не на мелодии, так как она отвлекает от текста». Да, альбом «Манифест» не про музыкальность и техничность, что, впрочем, не мешает ему быть живым и объёмным с точки зрения звучания. В какой-то момент создаётся уверенное ощущение, что музыканты сидят в одном крохотном помещении со своим слушателем и обмен энергией происходит на совершенно ином уровне, будто на каком-нибудь квартирнике.
Читайте также
— Кому адресован ваш «Манифест»?
— Да, в принципе, никому особо точно. Это просто выход накопившихся за последнее время эмоций. Да, можно, конечно, увидеть смутные лица адресатов, однако никакой точности там нет. По одной простой причине, наша группа не пытается кого-то поучать или обвинять. Мы лишь делаем заметки на полях. Пригодятся ли эти заметки — вопрос. Если кому то поможет — хорошо, нет — значит, мы просто постебались на славу для самих себя о том, что нам виделось. Конечно, всё это не без лукавства, есть адресаты, но они понятны и без разъяснений, есть типажи и персонажи. Наш мир погряз в удивительных пакостях, которые невозможно не замечать. Однако же рассказывать о песне — это как танцевать о картине, оно того не стоит. Слушайте песни… и радуйтесь, если не нашли там себя.
«Манифест» — он для всех, в том числе и для нас самих.
— Что изменилось в группе после релиза пластинки «Задолбали»? Изменили ли вы подход к написанию музыки?
— Изменилось многое. Группа сейчас вообще частью из других людей состоит. Но кому это интересно читать, учитывая, что мы по факту ноунейм. Та пластинка была первым экспериментом. Прошло пару лет, многое было переосмыслено или принято окончательно. Изменился подход к записи. Мы стали смело использовать сессионных музыкантов с достаточно профессиональным уровнем. Это удобно и интересно. Некоторые вещи получают неожиданное звучание при подключении совершенно новых людей, иногда даже без репетиций. Импровизацией делается что-то более достойное, на наш взгляд, чем могло бы быть в рамках жёсткой отрепетированности партий. Музыку мы не пишем, музыку мы чувствуем и играем. Как чувствуем, так и играем. Да она и не главное в наших песнях. Главное — посыл, текст, драйв, хороший пинок слушателям. Музыка — чисто аранжировочная сторона медали. Не стоит от нас ждать музыкальных вершин, нам они не нужны. А вот поддать под зад кому-то своей позицией — это наше. Музыкальное сопровождение прилагается.
Если тезисно: изменился состав и борзость подхода к записи. Вот и всё. Эксперимент не закончен.
— На ваш взгляд, кто или что главный враг музыканта?
— Лень. Это ужасающий враг. Огромное количество очень талантливых людей сгинуло в безвестности из-за этого врага. Ведь мало быть талантливым или даже гениальным, мало быть имеющим средства. Если всё это есть, но есть лень, она перечеркнёт всё, заслонит собой и уничтожит творчество либо на корню, либо в зачатках. Отсюда и все остальные пороки музыкантов. Чтобы не признавать лень, они готовы употреблять что угодно, лишь бы объяснить или дать понять, из-за чего они столь неудачливы при их способностях. Конечно, есть и фактор «в нужное время в нужном месте», но поверьте, не раз бывали наблюдаемые случаи всех совпавших карт, и лишь лень и пассивность перечёркивали всё. Это касается не только лишь саморазвития, но и в принципе развития своего проекта, желания и силы воли достичь того, что ему дано. «Будьте реалистами, требуйте невозможного».
— Насколько быстро удалось написать «Манифест»?
— Написать… сложно сказать. Одна из песен должна была войти в альбом «Задолбали», а он писался за два года до «Манифеста». Но, получается, если «по-ботански» взять калькулятор — около года. Остальное время готовилась запись, подыскивались музыканты. Только лишь саксофонистов сменилось трое. У нас же сейчас время смутное. В этот релиз должны были войти песни из макси-сингла «На вечной нейтральной полосе». Там писался один саксофонист, в «Манифесте» совсем другой. А была ещё и очень талантливая девушка с двумя разного калибра саксами. Ох, что бы вышло, если бы да кабы…Три песни были написаны ещё в конце 2020-го — начале 2021-го годов. Они были представлены впервые на самом длительном 31-часовом радиомарафоне ещё в феврале 2021 года. Радиомарафон вошёл в Книгу Рекордов России. Однако когда стали писаться остальные песни, очень ясно наступило понимание, что это разноплановые вещи. В итоге макси-сингл вышел отдельно, а альбом состоит всего из восьми песен. Этого оказалось достаточно. Это позволило сохранить концептуальность релиза. В общем, готовились писать весной, но записали его только осенью, а выпустили уже зимой в этом году. Кто-то из музыкантов уехал из страны, кто-то сменил или радикализировал определённые взгляды. В связи с событиями прошлого года дороги разошлись, однако альбом состоялся, и это радует. Как и радует то, что он находит отклик у слушателей различных возрастов из разных городов и даже стран.
— Ваши музыкальные аранжировки, несмотря на простоту, изобилуют наличием множества инструментов. Помимо классического набора гитары-бас-ударные, присутствуют гармонь, скрипка, саксофон и перкуссия. Как получилось найти идеальную формулу для сочетания инструментов?
— Идеальной формулы нет, и мы её не искали. На самом деле, там баян, а не гармонь, а также виолончель, а не скрипка (это между нами, кто там йих различитЬ-то, это к слову о важности музыки в песнях). Половина музыкантов сессионные, с некоторыми была пара-тройка репетиций, а кто-то играл партии «с ходу», прямо в студии, ни разу не слыша песню до того (опять же, между нами, это замечательный виолончелист Илья). К сожалению из-за занятости в Мариинке он не сможет показать своё искусство импровизации на живом концерте-презентации. Ударных у нас нет. Их роль выполняет джа-кахон, как мы его ласково называем. Это обычная банка из под воды для кулера, в которую встроен микрофон и к которой приставлен специально обученный человек. Такой вот скиффл-инструмент. Только перкуссия, только хардкор. Наши песни в основном базируются на ритме, а не на мелодии, так как она отвлекает от текста. Вообще нас мало интересует музыкальная составляющая сама по себе, она лишь фон для текста, она его усиливает и дополняет, но никогда не является главенствующей. Так что различным музкритикам, ханжам и снобам, скорее всего, такое будет не по душе. В нас изысканности нет и не будет. Мы гнём свою линию. Мы играем то, чего нам не хватает в музыкальном мире, то, что нам самим хотелось бы услышать, то, что мы считаем нужным.
— В своих песнях вы нередко обращаетесь к понятным многим бытовым проблемам и социальному окружению. Насколько важно для музыканта быть близким к своему слушателю в этом плане?
— Музыканту не важно. Музыкант живёт музыкой. Быть близким в этом плане важно тому, кто пишет тексты. Если этот человек не живёт вместе со всеми их горестями и радостями, если не пытается привлечь их внимание к общим проблемам, то грош цена ему. Социальная сатира для нас важная часть, она позволяет одновременно и с юмором посмотреть на проблему, и немного подстегнуть себя и других к рефлексии бытия. В современных реалиях «оруэлловским» языком это назвали бы побуждением к мыслепреступлению.
У нас тексты — центробежный фактор. Отсюда всё это обращение к бытовым и социальным проблемам. Поэзией мы не занимаемся, мы просто транслируем в мир то, что думаем, о чём переживаем, а иногда и то, чего боимся. Однако мы никого не принуждаем принимать нашу точку зрения. Мы вообще редко её чётко определяем даже, для нас важнее заставить задуматься. Заставить или попросить — зависит от ситуации.
— Скоро у вас живая презентация «Манифеста». Какие сюрпризы готовите?
— Сюрпризы готовит Дед Мороз. Мы не занимаемся развлечением публики. Но всё же, если позволит планида, то ребята, которые записывали с нами новый альбом, покажут и часть своего творчества. Ведь каждый из них самостоятельная творческая единица. У каждого есть что сыграть или спеть или и то и другое вместе. Будем надеяться, что всё пройдёт на «ура!»
— Опишите словесный портрет рядового слушателя «Территории Отчуждения».
— У нас нет рядовых слушателей. Нас слушают те, кто, как и мы, немного не от мира сего что ли. Люди особых взглядов. Они часто не совпадают в манере одеваться или говорить, в образе и стиле жизни. Но их объединяет одно (кроме наших песен, конечно), все они хотели или до сих пор хотят изменить мир. Такая вот «детская» шалость. Мы иногда сами удивляемся, что нас слушают совершенно, на первый взгляд, разные люди на просторах нашей необъятной страны и за границей, хотя мы давно уже не гастролируем. Хоть мы определяем свой жанр с приставкой «панк», это совершенно не означает, что на концертах у нас слэмятся люди с цветными ирокезами и в косухах с шипами. Наш жанр довольно своеобразен, и поэтому для многих панков мы «чужие». А для, казалось бы, «приличных» людей — «свои». Но, конечно, есть среди слушателей и панки, и любители русского и акустического рока, иногда попадаются даже эстеты, поэты и прочие неугомонные «борцы за красоту слога и формы».
— Назовите три самых главных музыкальных достижения «Территории отчуждения»./
— Достижения — это в спорте. Мы не пытаемся достигать, передостигать (а есть ли такое слово вообще?) или ещё что-то подобное. Мы излагаем своё мнение, как умеем. Если прямо (опять же, «по-ботански») подойти — наверное, это наше участие в проекте «АнтиАрмия» (2017-2018 гг.) со многими значимыми музыкантами страны (хороший понт дороже денег, куда же без этого (смайлик)), а также в том самом вышеописанном продолжительном музыкальном марафоне 2021 года на «Радио Город Кудрово» (здесь уже серьёзно), ну и то, что мы таки осмелились плюнуть на всю эту «громкую музыку» и уйти в свой бард-панк однажды. После этого перехода всё встало на места и заиграло новыми красками. Каждый альбом нам всё интереснее делать, а людям слушать. Эксперимент в разгаре, и мы только рады.
— Какую песню или альбом вы бы порекомендовали тому, кто ещё не знаком с вашим творчеством? С чего лучше всего открывать для себя «Т.О.»?
— Всё зависит от настроя, кому какая атмосфера нужнее. Есть те, кто с обожанием слушают наши древние, ужасно спетые, сыгранные и не менее ужасно записанные и сведённые вещи. А есть те, кому интересно то, что сегодня, или наши эксперименты с утяжелённым звуком. Думается, что лучше всё же слушать новое. А значит для тех, кому «полегче», подойдёт альбом «Задолбали», а кто любит критицизм и несколько «пожёстче», тем подойдет «Манифест». Хотя критика окружающего так или иначе у нас везде просачивается, от себя не убежишь. Это основные современные вехи. В остальном, лучше слушать, чем читать. Неблагодарное это занятие — описывать песни, альбомы. Зачем тогда их писать?! Просто слушайте. Забросьте лень и слушайте.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!