Пока за окном ещё весенняя погода, а лето не успело ворваться со своими приключениями, слушаем новый трек дизайнера музыки LADA MIO, записанный совместно с звукорежиссëром Mikhail Golovteev, — «Соната весны».
Интересно, как меняется наше отношение к традициям в течение жизни. В самом детстве нет ничего более желанного, чем, к примеру, сбор семьи на Новый год. А если на Пасху не будет красивых яиц, какой смысл вообще вставать с постели? В молодости мы начинаем пренебрегать традициями, мол, это устарело и глупо, на это нет времени — лучше получить какие-то новые впечатления, чем делать то, что уже сто раз делал. Но к среднему возрасту любовь к традициям начинает возвращаться. Во-первых, и нового вокруг меньше, а, во-вторых, начинаешь находить в закономерностях и повторениях какое-то успокоение, отдых, стабильность.
Музыкальной традицией 2022-2023 гг. в нашей редакции стали сезонные треки LADA MIO. И в мае успокоение и стабильность нам принесла «Соната весны». Напомним, что к каждому времени года Лада сочиняет новую композицию на стихи русских классиков. А в новом релизе к её имени добавилось и имя Михаила Головтеева, придумывающего к вокалу и мелодиям Лады многогранные аранжировки.
«Творчество Лады зацепило меня свободомыслием. Она делает музыку, исключительно основываясь на душевном подсознании. Её мелодии появляются из пения внутреннего мира. Она эмоционально может передать смысл текста, сама того не замечая, а голос указывает направление, куда повести мелодию в зависимости от текста и стиля песни». Михаил Головтеев
«Соната весны», записанная на стихи Блока, получилась неоднозначной и обескураживающей. Сначала кажется, что это грустная песня для весенней печали, но с каждым новым куплетом она завораживает всё больше, погружая в мечательно-возвышенное состояние. Сам по себе мечтательный процесс — волшебный и приятный, но может опустошить и расстроить, если вы не имеете позитивного опыта воплощения своих желаний. Иногда чудо случается само, но иногда ему нужно помочь, и это в наших руках. И «Соната весны» вдохновляет на то, чтобы сделать шаг к своим мечтам.
Читайте также
«Для меня общее настроение „Сонаты весны“ не минорное и не мажорное, а в целом такое возвышенное, торжественное, какое-то неземное, словно ангелы поют на небесах. Я спросила у Михаила — минорная моя мелодия или мажорная? Он сказал, что там всë сложно — сначала я в мажор ухожу, а потом в минор. В общем, как и в жизни!» Лада Мио
«Соната весны» не только предвещает какие-то изменения, но и сама стала своеобразной поворотной точкой в творчестве LADA MIO. Для начала, проект, основанный одним сонграйтером, превратился в дуэт. А также дуэт всё же нашёл своё место на карте музыкальных координат, подобрав для себя жанр под названием classical crossover. Каким бы человек и артист ни стремился быть уникальным, ему важно осознавать свою причастность к чему-то общему. Может быть, для того и существуют жанры? Чтобы мы все не потерялись в хаосе одиночества и неопределённости.
По традиции далее — наша беседа с Ладой и Михаилом обо всём на свете.
— Так как ваша работа с Михаилом превратилась в настоящий дуэт, не можем не задать пару вопросов второй его половине! Михаил, чем именно вас зацепило творчество Лады?
Михаил: Творчество Лады зацепило меня свободомыслием. Она делает музыку, исключительно основываясь на душевном подсознании. Её мелодии появляются из пения внутреннего мира. Она эмоционально может передать смысл текста, сама того не замечая, а голос указывает направление, куда повести мелодию в зависимости от текста и стиля песни.
— Как рождаются ваши аранжировки на её песни?
Михаил: Как ни странно, я ловлю настроение Лады, когда она поёт свои мелодии. Музыка появляется буквально из головы. Слушая мелодию, у меня выстраивается гомофонно-гармоническая фактура из инструментов, которые я хочу слышать в аранжировке.
— Лада, в команде работается легче или сложнее, чем одной? Легко ли вам удаётся прийти к компромиссам? И вообще, возможны ли в творчестве компромиссы?
Лада: Дело в том, что я никогда и не работала одна! Я не имею столько талантов или профессионального образования, чтобы делать музыку одной. Поэтому приходится иметь дело с аранжировщиками и со звукорежиссëрами и искать компромиссы.
Я исхожу из того, что все музыканты, с которыми мне приходилось работать, — творческие люди, и у каждого из них может быть своë понимание того, в каком ключе, в каком стиле сделать музыку для меня. Я отдаю себе отчëт в том, что посылаю музыканту всего лишь свой напев а капелла, а он из этого должен сделать музыку! Я вообще не представляю, как это возможно и как происходит этот сложнейший процесс, поэтому, когда аранжировщик присылает мне свою необычную интерпретацию моего мотива, я всегда восхищаюсь и стараюсь понять его замысел. Очень редко, в крайнем случае, прошу что-то «подправить». И то я при этом переживаю, не обидятся ли мои музыканты, ведь они мужчины, у них амбиции, они все считают себя гениями! И я их уважаю, люблю и жалею!
Что касается Михаила, то мы с ним сработались не сразу. Я хотела петь только под пианинку, это была моя мечта. Он сделал мне самый первый трек под пианинку и думал, что я спою обычный романс. И вдруг у меня под пианинку открылось такое высокое сопрано, что я сама не ожидала, и ему захотелось сделать из этого что-то более сложное. Ему скучно было просто набирать мои мелодии на пианинке, и следующую аранжировку он наполнил множеством звуков и инструментов. Я даже поначалу немного расстроилась, но он был так увлечëн процессом, и его музыка была так прекрасна, что мне пришлось смириться! Наверное, это и есть компромисс!
— Вы сами занимаетесь поисками лейблов, продвижением и многими другими менеджерскими функциями. Насколько трудно это даётся творческому человеку?
Лада: Да, в последнее время я сменила несколько лейблов в попытке найти подходящий вариант. И так получилось, что несколько последних релизов были изданы на разных лейблах. В какой-то момент я поняла, что нужно остановится и выбрать какое-то одно издательство, иначе мы никогда не издадим альбом. В принципе, между лейблами нет особой разницы, всë зависит только от качества музыки и количества вложенных в рекламу денег.
Что касается поиска менеджера, то это невероятно сложно — найти честного адекватного человека, которому можно доверять. Очень многие обманывают, или ничего не делают, или просто накручивают прослушки и просмотры. В результате многих «обломов» я выбрала человека, который показался мне самым честным и адекватным. Возможно, можно было найти лучше, но сил уже больше нет!
— Любопытно, что многие коллективы сначала определяются с жанром, в котором будут творить, а потом записывают материал, а у вас всё получилось ровно наоборот. Не возникает ли сложностей при создании композиции без какого-то ориентира? Или, быть может, ориентир есть, просто это не жанр, а что-то другое? Что же?
Лада: Я никогда не определялась с жанром, потому что я вообще мало что понимаю в жанрах. Так как я сонграйтер, у меня в голове звучит разная музыка... А в каком жанре еë делать, решает аранжировщик. Но так как аранжировка зависит от характера мелодии, то песни у нас получаются совершенно разные, и порой даже сам аранжировщик не может определить, что же такое мы сотворили! Я считаю, что ориентиром при создании композиции является только характер и построение мелодии. От мелодии зависит и текст, и аранжировка. Если же мелодия написана на уже готовые стихи, то всë равно она диктует и стиль, и интонацию.
В случае с песней «Соната весны» было так: много лет назад я ехала в метро. Поздно вечером, одна. И в шуме летящего по рельсам поезда мне послышалась какая-то удивительная мелодия. Внутри голос запел: «Ветер принëс издалëка»... Я не поняла, что это и откуда эта строчка. Когда приехала домой, взяла томик Блока и нашла эти стихи. Много лет я их напевала, и эта песня казалась мне такой неземной, такой ангельской, такой сложной, что я даже не и не думала когда-либо еë записать! И вот когда мы с Михаилом уже сделали несколько треков (пока издали только три) — я поняла, что пришло время, и осмелилась предложить ему этот проект!
Когда он уже прислал готовый трек, мы задумались — а что же мы такое сделали? Было понятно, что это не просто классический романс, а что-то более сложное, симфоническое! Ну и я полезла в интернет искать определение жанра. Сначала думала, что это неоклассика. Но оказалось, что это слишком широкое и уже устаревшее понятие. Термин «барокко-поп» мне просто не понравился. И вот я нашла – classical crossover! Это жанр на грани между академической традицией и современной поп-музыкой. Жанр, уже довольно известный в современной западной музыке, но редкий в России.
— Ваши последние релизы посвящены временам года. Меняется ли ваша жизнь и внутреннее состояние, когда сезоны сменяют друг друга? Когда вы чувствуете себя максимально комфортно? В какое время года творится продуктивнее?
Лада: Я не из тех людей, которые особо чувствительны к смене времëн года. В начале каждого сезона есть небольшое ощущение начала новой маленькой жизни, но потом понимаешь, что ничего особенно не меняется. И нет такого времени года, когда я чувствую себя максимально комфортно, потому это зависит только от внутреннего состояния. Для максимального комфорта мне нужно немного — просто побыть в одиночестве, чтобы никто меня не трогал и чтобы я делала то, что хочу. И продуктивность тоже зависит только от моих личных переживаний — когда я расстаюсь с любимым человеком, когда скучаю по нему или очень обижена — тогда и рождаются лучшие песни! Но если так подумать, посчитать, то получается, что из всех грустных песен больше всего осенних! Ну, наверное, не просто так Пушкин больше всего любил осень — это особое настроение, это какая-то особенная светлая печаль. Значит, осень и есть самое продуктивное время года!
— Почему для песен вы ищете новые названия, а не берёте названия стихотворений, которые кладёте на музыку?
Лада: Потому что у стихов вообще очень редко бывают названия. Поэты как-то особо не заморачиваются с этим. А вот музыканту очень важно правильно назвать свой релиз.
В случае с «Сонатой весны» было сложно. У стихов Блока названий нет, а по первой строчке: «Ветер принëс издалëка» — слишком длинно и непонятно... И я вдруг вспомнила, что в юности моим любимым художником был Микалоюс Чюрлëнис. Одновременно и художник, и музыкант, он называл свои картины музыкальными терминами. Когда я зашла на его сайт, первое, что увидела, — картину «Соната весны». Сразу стало понятно, как назвать наш трек!
— Весна — время надежды. И текст Блока тоже романтично-обнадеживающий. Почему же композиция звучит всё-таки минорно? Или настроение — в ушах слушателя?
Лада: Весна — время надежды... Ну для кого как. Для некоторых это время депрессии и весенних обострений! Типа — сидел в своей норочке в тëплом халатике, а тут вдруг солнышко пригрело — и нужно вылезать, а надеть нечего и за зиму поправился... Это шутка, конечно.
Насчëт минорного настроения композиции не согласна. Для меня общее настроение «Сонаты весны» не минорное и не мажорное, а в целом такое возвышенное, торжественное, какое-то неземное, словно ангелы поют на небесах. Я спросила у Михаила — минорная моя мелодия или мажорная? Он сказал, что там всë сложно — сначала я в мажор ухожу, а потом в минор. В общем, как и в жизни!
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!