Дуэт MIVARI выпустил «Жар-Птицу», свой третий альбом. Музыканты исполняют минималистичный фолк-хаус с женским вокалом, украшенный живыми инструментами. Визитная карточка MIVARI — авторский взгляд на фольклорные сюжеты вокалистки Марии Ивановой, соловьиные трели флейты и гипнотические звуки флюгельгорна Романа Квачёва, летящие поверх создаваемого им же электронного полотна.
MIVARI смелее большинства хит-мейкеров отечественной этно-электронной сцены. Проект не боится напомнить слушателю, что фольклор — это не только ярмарочные люли-люли, — хотя и они тоже, — но также ведьмы, пограничья миров, таинства и прочая мистика. Кроме того, своим примером дуэт доказывает, что фолк-музыка может быть модной, стильной и актуальной, с европейским клубным звучанием. Даже случайно услышав MIVARI, вы никогда не спутаете их композицию с ремиксом на группу «Золотое кольцо».
Как правило, детские сказки создают опытные литераторы, адаптируя фольклорные сюжеты так, чтобы юным читателям было интересно и почти не страшно, а добро неизменно побеждало зло. Композиция «Жар-Птицы» в этом смысле перекликается с литературой: герой взрослеет, отправляется за мечтой, встречает трудности и потусторонние силы на своём пути — и так до финала, который, — Простите за спойлер, — тоже оказывается добрым.
Читайте также
Ещё один важный элемент фирменного стиля MIVARI — долгие, степенные вступления, позволяющие настроиться на предстоящее знакомство с волшебными мирами: в среднем первому куплету предшествует 30-60 секунд музыки.
Подобно заботливым сказочникам MIVARI плавно погружают нас в атмосферу «Детства» и ожидания чудес, прежде чем мы столкнёмся с неоднозначностью и коварством преданий глубокой старины. Лиричные клавиши и милый семпл с девочкой, рассказывающей, как она не смогла сорвать яблоко, потому что ещё маленькая, навевают воспоминания о первых хитах DJ Грува, которые я слушал, как раз будучи ребёнком. Фолковую ориентацию проекта здесь выдаёт лишь манера пения Марии и интервалы звучания клавиш, похожего на неспешный перебор гусельных струн.
Музыкальное путешествие продолжается с тотемной птицей альбома «Жар-Птицей». Здесь уже раскрывается та самая волшебная флейта, заливающаяся на фоне электронного бита, аки мифическая пернатая.
Затем мы переходим в раздел «сказок для взрослых», где встречаем «Сирену», «Ведьм», Хозяйку Медной горы («Малахит») и богиню «Мокошь». С этого же момента расширяется музыкальная палитра. В «Сирене» появляются скрипка и электрогитара, символизируя манящее пение коварных морских обольстительниц. В «Ведьмах» нас околдовывают кружева трансовых синтов, а в «Заблудилась» леденит душу зловещий басовый гул, доносящийся с тёмной стороны техно.
«Малахит», «Мокошь» и «Лето» возвращают слушателя к «свистоплясу» с флейтой и глубокой перкуссией. Однако лёгкой по смыслу из них можно назвать лишь финальную «Лето» — счастливый конец странствий по мистическим дебрям.
В преддверии петербургской презентации «Жар-Птицы» мы поговорили с участниками MIVARI Марией и Романом о творчестве, фольклоре, мистике и выяснили, что они хоть и не суеверные, но всё же не хотели бы встречи с Котом Баюном.
— Прошёл ровно год с вашего предыдущего интервью «Субкультуре», который был весьма продуктивным. Назовите топ событий, произошедших с MIVARI за этот период?
— Приняли участие в ряде летних фестивалей России, в «РозаФесте» и Фестивале местной культуры в Абрау-Дюрсо. Сыграли большой сольный концерт в Санкт-Петербурге. Достроили нашу домашнюю студию звукозаписи, где и записали альбом «Жар-Птица».
— Как и многим фольклорным персонажам, Жар-птице приписывают разные характеристики. В одних случаях она может быть желанным предметом добычи охотника за удачей, в других сама выступает в роли похитителя — яблок и, если верить «Вики», даже людей. Какова ваша «Жар-птица»?
— Многим культурным традициям, в том числе и русской, известны представления о душе человека в облике птицы, так и в нашем альбоме название «Жар-Птица» олицетворяет центральный символ — душу нашего альбома.
— Начав с электронной музыки, вы постепенно расширили свой арсенал живыми инструментами. Какие музыкальные инструменты задействованы на этот раз и с какими хотели бы поработать в будущем?
— На самом деле, уже с первого альбома мы не ограничивались электроникой и использовали вкрапления флейт и флюгельгорна. В альбоме «Жар-Птица» мы дополнили эти инструменты скрипкой, электрогитарой. А в песне «Мокошь» нашлось применение даже гавайскому народному инструменту — укулеле.
На будущее у нас есть мысль — задействовать настоящий симфонический оркестр.
— У вас почти готические образы и оформление релизов, мистические сюжеты во многих песнях, но при этом лёгкая музыка. Просто ли соблюсти этот баланс? Не хочется ли удариться во все тяжкие, добавив что-нибудь пострашнее, например, блэк-метал риффы и экстрим-вокал?
— Мы никогда не думали о каких-то определённых рамках и стилистическом балансе в музыке. Наша любовь к techno и house стала основой для сочинения трёх альбомов.
Готические образы и мистические сюжеты возникают от интереса к мифологии.
Во все тяжкие мы, возможно, пустимся, но блэк-метал и экстрим-вокал точно не про нас.
— Над оформлением релизов и сценическими образами работает один и тот же человек?
— Над образами на сцене и в клипах работает Мария, а вот оформление обложек последних трёх релизов (сингла и двух альбомов) мы доверили нашей художественной фее Диане Цепиловой. Уж очень нам нравится её подход и то, как она считывает наши мысли по поводу желаемого результата.
— Многие думают, что русские народные сказки — это сплошь доброта, красно-солнышко, ярмарки с пирожками и Дедушка Мороз, на самом деле не имеющий отношения к фольклору. Не упрекают ли вас в «излишней мрачности» носители этих стереотипов?
— В большинстве сказок, на первый взгляд, все действительно радужно и со счастливым концом. Но, если копнуть глубже, можно увидеть множество хтонических символов, архетипов, обрядовых инициаций, посвящений.
Видимо, наша музыка находит слушателей, знающих истинный смысл сказок, так как с упрёками в «излишней мрачности» пока не сталкивались.
— Насколько вы суеверны. Не страшно ли заигрывать с фольклорной мистикой?
— Суеверие помогало нашим предкам приспосабливаться к миру, предостерегало человека от неправильного поведения. Суеверия возникали после длительных наблюдений за происходящим в окружающем мире.
С момента возникновения мифа и суеверий прошло много времени, мир здорово изменился: появилось множество доступной информации. Причинно-следственную связь теперь можно объяснить научно.
Сегодня, когда мы встречаем чёрную кошку на пути, понимаем, что она просто идёт по своим кошачьим делам.
— Как считаете, синтез электронной музыки и фольклора — это всё ещё простор для творческого эксперимента или устоявшийся жанр, где необходимо соблюдать строгие рамки?
— Это всё ещё некоммерческая музыка, она не звучит на популярных радиостанциях, потому и жанровых рамок сейчас не имеет, но развивается семимильными шагами. Здесь есть обширное поле для творческого эксперимента.
Если бы мы придерживались строгих рамок в создании музыки, вероятно, пришли бы к вторичному материалу, которого и без нас хватает.
— Кто рассказывает трогательную историю про яблоко в песне «Детство»?
— Там звучит голос девочки Таси, дочки нашего хорошего друга. Мы пришли к ним в гости, провели мини-кастинг, там же записали пятерых детей со всей их округи, но в итоге выбрали Тасю.
Это был интересный опыт. Пока мы записывали одного ребёнка, остальные дети от переизбытка эмоций, конфет и шоколада, которые мы принесли с собой, бегали и смеялись.
— В основе «Малахита» лежит сюжет из сборника сказов Бажова «Малахитовая шкатулка». Почему решили в этот раз обратиться именно к литературному наследию нашей страны? Какие ещё сюжеты русской литературы могут найти отражение в вашем творчестве?
— У нас создание песни начинается с инструментального наброска, без текста и конкретной вокальной мелодии. Это первоначальная задача, которой занимается Роман.
После того как появляется набросок, мелодию прослушивает Мария. В этот момент важно обратить внимание на ощущения, возникающие от первого прослушивания, ведь на этой стадии рождаются образы и смыслы, которые перетекают в текст. С текстом рождается мелодия и настроение песни.
Мария читала эти сказы, яркие образы запечатлелись в памяти, а спустя время у неё возникли ассоциации с ними во время прослушивания музыки, написанной Романом.
Песня «Колыбельная» написана на основе образов из сказок Пушкина.
— С кем из сказочных персонажей хотели бы повстречаться в жизни, а с кем никогда?
Хотелось бы встретиться с Жар-птицей. Ведь считается, что она олицетворяет свет и солнце. А вот с Котом Баюном лучше не встречаться никогда.
— Ваша любимая народная мудрость?
— Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
— Ваши ближайшие творческие планы?
— Сделать этот мир ещё чуточку добрее благодаря нашей музыке. 12 апреля у нас будет большой концерт в Петербурге — презентация альбома в клубе Factory 3 («Порт Севкабель»).
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!