Русский панк-рок сохраняет свои корни: свободу слова, индивидуальность и борьбу с серостью жизни. Группа «Без Царя В Голове» продолжает панк-традиции, ценя выражение своего «я» выше коммерции. В честь десятилетия 30-го ноября группа проведёт сольный концерт в клубе Peak Sound, на котором представит новый альбом «Западня». Однако фанаты смогут насладиться новыми треками уже 31-го октября. Как проходила работа над созданием нового материала? Ждёт ли фанатов новое звучание любимых старых песен? Реинкарнация классики — хорошо или плохо? Узнали у стержня группы «Без Царя В Голове» Костяна Кастанеды.
— Мы знаем, что нынешний состав БЦВГ образовался относительно недавно, хотя проекту уже 10 лет. Настолько сложно собрать единомышленников в одном коллективе? Сложно ли вообще отыскать среди людей «брата по духу»?
— Не стану скрывать, найти «братьев и сестёр по духу» задача крайне муторная и сложная. И то, что мне удалось — на самом деле редкость и большая удача, счастливое стечение обстоятельств. Любой, кто когда-либо работал в коллективе, а тем паче сам руководил коллективом, прекрасно понимает, что я имею в виду. Я очень признателен парням, моим одногруппникам, что они в определённый, сложный период для меня и для проекта, нашлись и просто-напросто откликнулись на мой зов. Это дорогого стоит.
Случайность или нет, но есть в этом какой-то зловещий фатализм, неотвратимость судьбы. Мне во многом очень повезло, что судьба время от времени сводит меня с людьми, которые не только оказываются близки мне по духу, но и у которых я могу многому научиться. С людьми во многих отношениях куда более даровитыми, чем я. И всё-таки не с каждым из таких людей в итоге получается создать какую-либо устойчивую конструкцию, будь то группа или ещё какой-то проект. Помимо духовного единения, есть ещё масса всего такого, в том числе и материального, и иного.
— Во многих ваших треках поднимаются социально-философские вопросы. В одном из интервью вы сказали, что в песне «Антропогенный фактор» попытались осмыслить человеческую природу, и «заглянуть в своё звериное нутро». Почему это так важно для вас?
Читайте также
— Это важно для понимания сути того, кто мы есть. Точнее говоря, откуда и куда мы есть. Знаете, этот пресловутый социал-дарвинизм, от которого никуда не деться. Сколько самолётов, ракет, небоскрёбов не построй, а инстинкты, естественный отбор — как были, так и остаются неизменными по сей день. Конечно, у данной теории существует множество ярых противников. Хотя бы те же сторонники «божественного замысла».
Может быть, с течением времени и с развитием искусственного интеллекта, картина как-то поменяется. Появится какой-то симбиоз науки и религии. Потому что, на мой взгляд, это две стороны одной медали. И никаких противоречий между ними нет, если не интерпретировать всё «в лоб». Но для этого должна произойти всеобщая духовная эволюция, эволюция сознания.
Большинству же просто неприятно осознавать, что в эволюционно-биологическом плане мы не так уж далеко ушли от братьев наших меньших. От «homo erectus» до «homo sapiens» буквально рукой подать в земных масштабах. Согласитесь, гораздо приятнее ощущать себя «венцом творения», чем говорящим приматом с более развитой корой головного мозга и большим количеством нейронных связей.
— Почему именно в панк-роке вы чувствуете себя свободными?
— Я бы сказал, и в панк-роке в том числе. Просто панк-рок изначально музыка более свободолюбивая. В ней изначально не существовало чётко обозначенных границ, что считается панк-роком, а что не считается. Для всех он как бы разный и для каждого как бы он свой.
Исторически панк-рок — это музыка не очень профессиональная, во многих аспектах дилетантская. Где упор делается на эмоции и драйв, нежели на какие-то технические навыки. А я как раз лютый дилетант по части музыки. Из чего и сложилось более лояльное и спокойное отношение к разного рода лаже и отсебятине. Отсюда и ощущение большей свободы действий, большей свободы для самореализации. Есть определённый простор для манёвров.
Однако отечественная панк-сцена очень разобщённая. Каждый мнит себя самым «тру-панком» из всех. А почти весь сегодняшний, так называемый, панк-рок погряз в тотальной коммерции. Всё делается согласно каким-то неписаным правилам, стандартам. Поэтому мы потихоньку и начали своё движение в сторону более экстремальных нишевых стилей музыки, до которых ещё не успели добраться жадные лапы индустрии.
— Можно ли считать название вашей группы «Без царя в голове» неким протестом тому, что в каждом человеке сидит им же придуманное существо, которое сдерживает его нрав «в клетке»?
— Можно считать и так, а можно и этак. Название «Без царя в голове» скорее подчёркивает одну важную составляющую нашего коллектива. Некий элемент сумасбродства, самодурства, разгильдяйства. Оно работает скорее на образ таких безбашенных чуваков, которые сами себе на уме и никто им не указ. Короче, панки, одним словом. А там, где есть «панк», там всегда будет протест.
Мне не очень нравится само слово «протест». Мне больше нравится слово «бунт». Такой, знаете, натуральный бунт по Камю. И вместе с тем не могу на сто процентов заявить, что мы вообще никак и ни в чём себя не сдерживаем. Это далеко не так. Это больше про имидж группы, про наше сценическое амплуа. В жизни надо вести себя аккуратно и сдержанно. Иначе повсюду воцарит анархия. Хотя она и так уже царит, но ведь может быть всё гораздо и значительно хуже.
— У вас были идейные вдохновители? Может быть, есть кто вдохновляет в этом смысле до сих пор?
— Меня всегда вдохновляли сильные личности со своим уникальным видением, ощущением реальности, у которых есть свой внутренний стержень. Конечно, самым ярким ориентиром и примером, на который я хотел равняться на ранних этапах своего творческого пути, для меня стал Егор Летов. На его песнях я рос, на его музыке я учился играть. Благодаря ему же я открыл для себя прекрасные стихи Введенского, Хармса, Олейникова, Вагинова и других ОБЭРИУ-тов. Летов сам по себе был фигурой очень интересной, загадочной, хоть и неоднозначной. Собственно, это меня и подкупало в нём.
Достаточно мощное впечатление в своё время на меня произвела вся сибирская рок-сцена: Роман Неумоев и, в принципе, «Инструкция по выживанию», группа «Чернозём», Вадим Кузьмин («Чёрный Лукич»), Константин Рябинов, Олег Судаков, Янка Дягилева, Олег и Евгений Лищенко. Были и другие, кто вдохновлял: Башлачёв, Непомнящий, Подорожный. Кто ещё? Допустим, Алексей Фишев «Угол» из группы «Оргазм Нострадамуса». Конкретно на сегодняшний день в плане стихов и текстов вызывают определённую симпатию: Бранимир, Михаил Елизаров, Алексей Румянцев («Пионерлагерь «Пыльная Радуга»).
Из зарубежных исполнителей могу выделить Барретта, Кобейна и Моррисона. Обожаю шведскую рок-группу Mando Diao, особенно их первый и второй альбомы «Bring ‘Em In» и «Hurricane Bar». Много кем ещё можно вдохновляться. И это здорово и замечательно.
— В треках «А мы с тобою всё идём...», «Чёрная магия брутального сознания», как мне показалось, слышны отсылки к звучанию группы «Кино». Это приятно удивило. Вы часто пробуете разные стили, подмечая для себя какие-нибудь фишки для будущих песен?
— Мы постоянно находимся в поиске. Он никогда не прекращается. Слушаем много разной музыки, вдохновляемся. Естественно, подмечаем для себя что-то интересное, необычное, заимствуем, стараемся как-то переиспользовать. Главное, что это что-то, та или иная «фишка», должна органично вписываться в нашу музыку. Это сугубо творческий процесс.
На сегодня наше основное направление, условно назовём его «панк-хардкор» или «панк-метал». Соответственно, сейчас мы экспериментируем конкретно в рамках этого жанра. Такова концепция. Таков путь. Стараемся привнести в него по максимуму от себя. Добавить индивидуальности. Расширяем и намеренно размываем границы отдельно взятых жанров.
Мы всё-таки занимаемся музыкой и творчеством, а не коммерцией. Андеграунд — наше всё. И это наш осознанный выбор. Мы сидим в густых местах, а Джа на нашей стороне. И промышляем по большей части тем, что не даём себя окончательно отформатировать, ассимилировать.
— В андеграунде у многих не получается с течением времени сохранить баланс между творчеством и работой? Как вам удалось сохранить группу и не погрязнуть в бытовых делах?
— Не знаю, правильно ли говорить, что мне удалось сохранить группу. В каком-то виде, наверное, да. Однако первый состав распался ещё в 2016-ом. И после этого последовали непростые 6 лет. В том числе и бытовуха съедала всё свободное время. Нынешний состав собрался только в 2022-ом. На данном этапе собралась компания парней, которым давно уже за 30.
По меркам «зумеров» это, конечно, уже «пенсы». Поэтому у нас все понимают, как устроена реальная жизнь. И работа, и быт — неотъемлемые её части. Надо работать, надо на что-то жить. Поубавилось каких-то детсадовских амбиций, наивных иллюзий, юношеского максимализма и подростковой спеси. А тяга к творческой, созидательной деятельности осталась. Возможностей стало в разы больше, а свободного времени в разы меньше.
Допустим, наш бас-гитарист Лёха зарабатывает на жизнь музыкой и театром. Это его профессия. Мы с гитаристом Пашей трудимся в российской IT-сфере. Я работаю на удалёнке с гибким графиком. Барабанщик Женя Балаклейцев работает в ресторанном бизнесе. Поэтому все друг к другу относятся с пониманием. Совместно решаем вопросы, оказываем друг другу психологическую поддержку, держимся вместе и вместе балансируем.
— Вы готовите полноформатный альбом к юбилею. Поделитесь секретами работы над созданием и записью нового материала. Что ждёт фанатов в новом альбоме БЦВГ?
— Секретов никаких особых нет. Год с небольшим мы с парнями корпели над новым альбомом. Альбом можно мысленно поделить пополам. Часть композиций на нём совсем новые. Есть композиции, которые были придуманы в период с 2014 по 2016 год, но по разным причинам так и не были записаны. Другая часть — песни ретроспективные, взятые с нашего дебютного альбома «Панксатоника», полностью переосмысленные и переделанные. Абсолютно новые аранжировки. Это тоже плоды нашего коллективного разума.
Те, кто слышали более ранние версии, будут крайне удивлены такому перерождению. А кто не слышал, то в полной мере, не ощутят той колоссальной разницы в звуке, в структуре, в подходе, но тоже смогут приобщиться к прекрасному. Послушать добротную, честную и качественную музыку. Барабаны и вокал мы записывали на студии с Сашей Кондратьевым. Человеком матёрым, видавшим виды. Прожжённым металкорщиком. И его влияние на звучание альбома поистине громадное.
Работа получилась многогранная, раскрывающая наш коллектив с разных, порой неожиданных сторон. В ней мы как бы проводим для себя очередную черту. Вот он, итог прошедших 10 лет. Во многом — это слепок истории и эпохи. Альбом создавался в такой странный и лихой период времени. Нужно мыслить глобально, ставить масштабные цели перед собой. Настала эпоха больших потрясений и больших перемен. Начало Новой Эры. Это всё отразилось в песнях, в текстах, в настроении, в эмоциях.
— Хотели бы вы попробовать себя в абсолютно другом жанре или скрестить в одной песне два несовместимых, на первый взгляд, жанра?
— Если кому-то уже, допустим, тесно в рамках одного какого-то жанра, если уже всё сказано-пересказано, то можно попробовать поискать что-то ещё. Но есть вещи просто несовместимые и неясно, зачем пытаться их совместить. В этом нет абсолютно никакого азарта. Можно спокойно взять всё, к примеру, и максимально «опопсить», вылизать и увести всё это сугубо в коммерческое русло. Но это мышление «коммерса», а не художника или поэта. В новом альбоме как раз будет много всякого такого, что не вписывается в общепринятые рамки музыкальных трендов. Всяких творческих экспериментов, которые безусловно выделяют данную работу из числа прочих и делают её не очень типичной как для панк-рока, так и для метала — и тем паче для хардкора.
— На ваш взгляд, насколько удачным может получиться симбиоз двух разных жанров?
— Всё это можно проверить, например, при помощи нейросетей. Не обязательно теперь идти на студию даже и что-то записывать. Ничего делать не надо. Вводишь запрос — получаешь готовый результат. Это всё в корне меняет. И мы только в самом начале пути. А уже такой гигантский скачок технологического прогресса. Как? Вопрос ещё и в том, а какова цель? Просто посмеяться? Или зачем? Важно для себя честно ответить на этот вопрос.
Мне интересно, как скоро нейросети научатся создавать музыку, которая будет неотличима от созданной человеком? А если она будет совсем неотличима, то зачем тогда что-то самому делать, если всё будет делаться искусственным интеллектом за секунды, условно говоря, по нажатию кнопки? И что это будет за музыка? Хочешь джаз — на тебе джаз. Хочешь панк — на тебе панк. А хочешь «джаз-панк». Открываются совершенно другие горизонты возможностей. Весёлое время наступает.
— Поделитесь самыми яркими воспоминаниями за десятилетний путь группы.
— Например, одно из ярких воспоминаний, когда мы работали над мини-трибьютом группы «Грозы Лепродуцкого» с американским саундмейкером Дэном Конопка. Это барабанщик американской инди-группы «OKGO» и по совместительству звукорежиссёр. Я с самого начала музыкальной карьеры грезил поработать с нашими заокеанскими собратьями, ибо с малых лет слышал, что именно там вся индустрия, основная движуха и всё самое качественное. И в один момент судьба мне предоставила такую возможность. Опыт действительно незабываемый, который дал много пищи для размышлений.
Подход там, конечно, совершенно иной, нежели у нас. Но я не могу сказать, что ощутил колоссальную разницу и восторг. Скорее для меня был важен сам факт того, что я переживаю подобный опыт. Американцы все очень деловые ребята. И отношения с ними сугубо деловые. Как говорится, утром деньги, вечером стулья. Хотя Дэн на поверку оказался вполне себе нормальным мужиком. Когда возникли некоторые трудности с переводом его вознаграждения, в связи с американскими санкциями, он не стушевался и прямо сказал: «Бро, переведёшь деньги, когда представится возможность. Не парься об этом. Давай делать клёвую музыку и кайфовать».
Я, конечно, всё ему возместил через знакомых знакомых жены, которые как раз в тот период направлялись в штаты. Но этот его жест доброй воли меня сильно удивил и приятно обрадовал. Зато теперь можно смело всем говорить, что вот такой-то альбом, такие-то песни мы сводили в Лос-Анджелесе.
— Что для вас панк-группа «Без Царя В Голове»?
— Для меня это часть меня. Буйная, необузданная, откровенная часть меня. Мои мыслишки, собранные в кучу. Своего рода самотерапия. Превозмогание себя в какие-то моменты. Исследование себя, своих внутренних возможностей, пределов. Борьба с самим собой. Внутреннее противостояние. Внутренний бунт. Экзистенциальный, метафизический. Это крик души. Взгляд, устремлённый вдаль. Во многих отношениях это смысл жизни. Это творческая независимость. Это коллектив. Дух содружества и товарищества. Синергия. Это вчера и завтра. Это сегодня и всегда.
— А сейчас можно обратиться к поклонникам, сделать анонс, пожелать напутствия нашим читателям.
— Слушайте БЦВГ, народ! Обязательно послушайте наш новый альбом, который скоро выйдет. Подпишитесь на наши соцсети. А вообще, занимайтесь спортом и самообразованием. Читайте интересные книги, смотрите интересные фильмы. Тренируйте память, интеллект. Берегите своё здоровье, укрепляйте иммунитет, правильно питайтесь. Двигайтесь, развивайтесь. Мыслите шире, копайте глубже.
И ждём всех на концерте 30 ноября в Москве в клубе «Peak Sound». Сыграем всё новьё, весь новый альбом целиком, а также вспомним хорошо забытое старое. Пообщаемся, повеселимся, пошумим. Будет жарко, будет в умат. Всем добра! Всем панк-рок!
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.