Российский рок-музыкант Борис Гребенщиков выпустил сольный альбом «Время N».
Что это за такое «Время N», обстоятельно и со вкусом – что, собственно, характерно для песен Бориса Гребенщикова – раскрывается в соответствующей песне, которая и открывает альбом. А вот что нехарактерно, так это использование нецензурной лексики. Однако, оная тут определенно играет крайне важную роль – это уже к вопросу о «жемчужине великого русского языка».
За счет единственного на весь альбом матерного глагола, цитировать который здесь нет ни возможности, ни необходимости, создается именно то настроение, которое и было нужно – черное, тягостное, скорее уж безвольное, нежели деятельное. Не протест, не плакаты, не флаги и баррикады – мрачная кухонная рефлексия наедине с собой, плещущимся в подходящей таре допингом и окружающей действительностью. Действительностью совсем даже не обязательно политической или социальной. Действительностью, скажем, комплексной. И эта рефлексия, долгий разговор с самим с собой продолжительностью в девять треков полностью отражает заявленный при анонсе пластинки концепт – от тёмного края к светлому. Саморазрушение, апатия, злость, агрессия – всё это доходит до определенных пиков, а затем смягчается самом финале – «Крестовый поход птиц» подсвечивает эту затянувшуюся, практически полярную ночь, пытается найти выход.
Также атмосферы и изобразительной силы этому разговору добавляет и музыка – на весь альбом всего пара-тройка песен с тяжелым гитарным саундом, да и то – по случаю. Всё остальное – чистый или вообще акустический звук, одинокий, почти интимный, изредка подкрашиваемый другими инструментами – иногда довольно специфичными. Нельзя сказать, что такой подход к аранжировкам хоть сколько-то нов для Бориса Гребенщикова – значительная часть и его сольных песен, и песен «Аквариума» именно так и звучит. Однако, в этом случае такая манера не просто оправдана или навязана привычным стилем, она – тоже язык.
Что касается взаимосвязи с предыдущими работами, то здесь возникла некоторая путаница. Наверно, ничего удивительного в этом нет – хотя бы из-за объема материала и мыслей во впечатляющей дискографии БГ и «Аквариума» и отсутствия прямого и очевидного концепта, выраженного, как водится у многих артистов, в едином сюжете и лирических героях. То, что «Время N» – часть трилогии, каких-либо сомнений вроде не вызывает. Однако, ряд ресурсов увязал новую пластинку с «Архангельском», выпущенным «Аквариумом» в 2011 году и сольным альбом «Соль», релиз которого состоялся в 2014 – таким образом «Время N» оказывается финалом. Сам же Борис Гребенщиков эту неразбериху привел в порядок в недавних интервью: «Время N» – вторая часть трилогии. Первой частью является «Соль», а завершением станет следующий большой сольный альбом – в него войдут 16 треков, которые уже написаны. Некоторые из них – «Пегги-поршень», «Паленое виски и толченый мел», «Собачий вальс» – уже какое-то время с успехом исполняются на концертах.
Запись альбома «Время N» проходила в Санкт-Петербурге, Лондоне и Лос-Анджелесе. Участие в создании пластинки приняли гитарист Fairport Convention Ричард Томпсон, британский композитор и музыкант Брайан Ино, участники группы King Crimson – саксофонист Мел Коллинз и барабанщик Джереми Стейси, киевский симфонический оркестр, музыканты из Туниса и Израиля и болгарский хор.
Вполне вероятно, что «Время N» – ключевое событие в российской рок-музыке в этом году. Во всяком случае именно на такую оценку нового альбома Бориса Гребенщикова напирает множество изданий. Включая и те, которые в своей повестке обходятся без русскороковой истерии, зашоренности и маниакального идолопоклонничества, и те, которые на музыку не ориентированы вовсе. Что, вроде как, показательно.
Насколько эта оценка увяжется с реальностью – покажет только время, год едва начался. Но отрицать того, что «Время N» – важный, заметный и солидный релиз от одного из родоначальников российской рок-музыки как таковой будет несколько глупо.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!