При кажущейся лёгкости разговорный жанр достаточно сложен сам по себе. Он воплощается в самые разные формы: от монологов Антакольского и Жванецкого до Радзинского и Гришковца. И каждый раз мы имеем дело не только с текстом, но и с харизмой автора, подачей, интонированием, которое помогает расставить акценты.
С одной стороны, выступающий должен обладать актёрскими данными, чтобы создать образ хорошего дружественного рассказчика. С другой стороны, текст рассказа должен быть актуальным и содержательным, чтобы собеседнику было интересно слушать. Держать внимание публики в течение определённого времени без поддержки коллег-актёров, без разных сценических спецэффектов – это не так просто, как может показаться неискушенному зрителю.
Виталий Сертаков обладает и талантом, и харизмой – достаточно увидеть его моноспектакли, которые относятся скорее к разговорному жанру. Они напоминают беседу с попутчиком или случайным соседом по столику в кафе, когда откровенность с неожиданным собеседником в деталях превышает норму, допустимую при постоянном общении.
Надо сразу отметить, что не всем придётся по душе позиция, с которой автор описывает разные сцены из своей и чужой жизни. Не всегда опыт взрослого мужчины естественно ложится на образ мысли ребёнка или на женское восприятие. Но именно это несоответствие часто становится тем самым крючком, которым автор цепляет внимание слушателей.
Безусловно, талантливые тексты в устной подаче самого автора приобретают порой ещё больший гротеск. И без того спорные моменты повествования благодаря этому гротеску обретают чёткие и яркие черты, становятся картиной, которую потом трудно забыть. А те, кто видел картины Виталия Сертакова (а он помимо того, что писатель, поэт, драматург, ещё и художник), сразу поймут эмоции, заложенные в его литературных произведениях.
Кому-то захочется сравнить моноспектакль Сертакова с выступлениями Жванецкого или откровениями Гришковца. Это можно делать разве что в рекламных целях, размещая имя актёра в одном списке с признанными звёздами разговорного жанра. Безусловно, чувствуется, что Виталий Сертаков вырос на этих авторах, но ещё и на Довлатове, Веллере, Ерофееве и многих других, кто откровенно и без особого украшающего флёра рассказывал о жизни, такой, какая она есть.
Именно это автору удалось подхватить, пропустить через собственное восприятие и выплеснуть в качестве готовых рассказов. Да, в них мало места прекрасному, и позитив не – самая сильная сторона произведений Сертакова. Но позитивные нотки в голосе автора во время самого спектакля создают уникальную атмосферу иронии и сарказма. Причём, это сарказм не случайного наблюдателя, а участника событий, пропускающего через себя все невзгоды и радости этой жизни. И этот сарказм как позитив отчаяния становится, по сути, визитной карточкой автора, делает его индивидуальным и узнаваемым в ряду коллег по формату.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!