Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Смерть Тарелкина

Иногда кажется, что театр — это что-то интеллигентно-возвышенное, одухотворённое, иначе говоря, скучное. Если есть необходимость разорвать шаблон, можно сходить в «Приют комедианта» на комедию «Смерть Тарелкина». Главное, попытаться оставить снобизм, чтобы получить удовольствие от чёрного юмора и циничного отношения к смерти.

Трейлер к спектаклю крутили в кинотеатре перед фильмом. Нет, вы не подумайте, я тоже сначала не поверила своим глазам. А потом вместо фильма полезла гуглить, что же это за спектакль такой. Оказалось, «Смерть Тарелкина» в Приюте комедианта.

Фотограф: Дарья Пичугина

Фотограф: Дарья Пичугина

Сюжет вполне знакомый: аферист инсценирует смерть, чтобы избавиться от кредиторов и скрывается за чужой личностью. Махинация с загробными миром не вышла, афериста принимают за вурдалака и всячески издеваются. Но раз уж в кинотеатре трейлер показали, надо сходить…

Зал забит под завязку, видимо, от второго «Венома» я тогда отвлеклась не одна. Или же дело в том, что билеты можно было оплатить Пушкинской картой? После третьего звонка, не дожидаясь приветственных аплодисментов, на сцене появился человек. Страшный, надо сказать. В первую очередь, страшен он для тех, кто боится мимов, летающих овощей с фруктами и смерти. Стал человек нашёптывать гневные речи про подлого Тарелкина, мол, как жаль, что тот не помер. Потом бросил в первый ряд банан. Следом в нас полетел чеснок, висевший на его шее, как амулет от нечистой силы. Презабавный случай: одно дело, когда зрители на сцену бросаются несвежей едой, а тут наоборот…

Смерть Тарелкина

Фотограф: Дарья Пичугина

Хотя, справедливости ради, в данном случае трудно представить забрасывание сцены помидорами: как минимум жалко костюмы. На Тарелкине (Андрей Панин) элегантно сочетаются семейные трусы, зелёное (похоже, что женское пальто) и отвратительная маска с вываливающимся глазом. Гигантские пупсы с огромными пластиковыми лицами будто сбежали из хоррор-фильма, а костюм Мавруши (Илья Борисов), огененно-рыжей бестии с татуировками и с желанием эмансипировать женщин наталкивает нас на мысли о тяжёлой судьбе красивых женщин. Только Максим Кузьмич Варавин в исполнении Жени Анисимова все два действия выглядит почти прилично: строгий костюм и без дополнительной «вырвиглазности» подчёркивает демоническую сущность персонажа.

Первая часть спектакля была даже более интерактивной, чем ожидалось после выкрутасов с едой. Мне подносили микрофон к лицу, у моего соседа требовали мелочь, по залу бегала «дурная баба», пока на сцене в это время периодически сношались люди с головами тухлых рыб и носится в платье ослепительно красивый Юра Борисов. Нет, я не шучу и вовсе ничего не употребляю. Хотя, конечно, в какой-то момент уже ждала, что со сцены предложат, ведь дедушка Ленин завещал делиться. В конце концов, актёры со зрителем действительно делятся, но не чем-то запрещённым: их безумие оказалось невероятно заразительным. Личные демоны Тарелкина будто бы издеваются над ним за попытку нарушить законы потустороннего мира и попутно развлекают зрителя.

Смерть Тарелкина

Фотограф: Дарья Пичугина

Страшные декорации с гробами в сочетании с тусклым светом и уродливым клоунским гримом так сильно контрастировали с фарсом и абсурдом происходящего на сцене и в зале, что зритель смеялся над каждым словом уже по инерции, и остановиться не получалось. Тема смерти в декорациях шапито обыгрывается нечасто, скорбить не получается, да и смысла нет. Всё, что было до антракта, даже вспоминается с гомерическим хохотом и ноткой ханжества: ну не могли же такое на сцене государственного театра показать! К счастью, смогли.

Если в перерыве сделать неправильный выбор между бокалом шампанского в буфете и чтением отзывов на спектакль, можно удивиться: незнакомцы в интернете хвалят спектакль ещё и за документальную искренность. Какой там документализм в истеричном фарсе? Читать «спойлеры» дальше не хотелось, но звонка уже пришлось ждать подавляя в себе любопытство.

Смерть Тарелкина

Фотограф: Дарья Пичугина

После антракта мы ждали примерно того же, что было в первом действии, и в начале тоже смеялись. К серьёзному разговору никто не был готов, ведь публику хорошо «обработали» до перерыва. Но зритель в зале — существо бесправное: как оказалось, хиханьки да хаханьки кончились. Декорации стали светлее, страшный грим герои смыли: на сцене теперь тюрьма, вполне реалистичная кровь, пытки и жестокость. По привычке в зале иногда смеялись, например, когда полицейский шёл в камеру к заключённому с бутылкой и очевидными нехорошими намерениями. Чуть погодя, становилось страшно: даже в декорациях XIX века почему-то смотрелась сцена уж больно свежо. Надо сказать, что шутить актёры продолжали, иначе смотреть на это ультранасилие было бы просто невыносимо. Но вот хохотать даже над остроумными репликами было уже как-то совестно. В отличие от оригинала, у спектакля конец печальный, страшный и гнетущий. Из зала после долгих аплодисментов люди выходят потерянными: слишком много эмоций за раз, причём не сочетающихся между собой.

Смерть Тарелкина

Фотограф: Дарья Пичугина

Оказалось, что нас разыграли. Режиссёр Семён Серезин рассмешил нас, расслабил и втёрся в доверие, а потом столкнул с насилием и несправедливостью, чтобы было больнее. Розыгрыш удался, только уж неожиданно страшным получился. Чёрная комедия переросла в трагедию, причём очень личную и для чуткого зрителя, и для целой страны. Нам жалко не горе-афериста Тарелкина, нам жалко себя. Всё, что высмеивает и Серезин в спектакле, и Сухово-Кобылин в оригинальном произведении по-прежнему мешает жить, и как с этим бороться за сто лет никто так и не придумал.

– А Тарелкин-то умер, не написано? – спросил мужчина в очереди за курткой, заглядывая в мою программку через плечо.

– Не написано. – отвечаю. – А жаль.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика