Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите рассказать о своём проекте или услуге? Пишите на почту main@sub-cult.ru
Современная драматургия в театре «Левендаль»

17 сентября камерный драматический театр «Левендаль» представил на суд зрителям спектакль «Благодать», завершив таким образом прошлогодний сезон, который был посвящён современному тексту. Это уже второй спектакль для взрослых режиссёра Ярослава Морозова в «Левендале» (первым был нашумевший годом ранее «Заводной апельсин»).

Одноимённая пьеса журналиста, драматурга и театрального критика Артура Соломонова, написанная в 2016 году, получила довольно широкую известность и уже не раз была воплощена на театральных подмостках нашей необъятной страны, от Буинска до Москвы. Сам драматург никак дополнительно жанр пьесы не определяет, но с выбранной режиссёром спектакля формулировкой «фарс-антиутопия» в целом можно согласиться: помимо очевидных внешних признаков вроде перенесения происходящего в далёкое будущее или заметной театрализации происходящего, усматривается нарочитая эксцентричность персонажей, их зависимость от спиритических сеансов и сексуальные подтексты. Преобладание же бытового, обыденного в сатирической составляющей пьесы позволяет отнести её к фарсу.

В пьесе пять персонажей: крупный и не слишком чистый на руку чиновник Николай Сергеевич, его супруга Тамара и их соседка Ирина, вокруг которой оказываются то порознь, то вместе двое испытывающих к ней романтические чувства мужчин, полусумасшедший Сергей и загадочный Александр. При этом Благодать как таковая в пьесе самостоятельного обличия не имеет.

Однако Ярослав Морозов решил поступить иначе — и дал Благодати облик, причём весьма объёмный. Это и некий уровень общественного счастья, который при необходимости могут повысить на несколько градусов, и загадочный дым, восходящий от земли к небу, вдыхая который люди ощущают себя благостно, и даже два персонажа в человеческом обличии. Сценическое пространство оказывается разделено на три уровня. На возвышении в белом одеянии располагается Благодать (роль исполняет Ирина Горкунова), которая не только громогласно возвещает распоряжения, но и непрестанно наблюдает за происходящим то стоя у края, то сидя на стуле и делая заметки в блокноте. На центральном уровне находятся герои пьесы. На третьем — некий персонаж, названный режиссёром Мавликом Паравозовым (роль исполняет Артём Осадчий), который тоже наблюдает за человеческим миром, то и дело выскакивая из-под сцены с блокнотом, да ещё и в шутовском гриме. Он же периодически громогласно воспевает Благодать.

blag

Спектакль выдержан в красно-чёрных тонах, как бы смешивая эротическую и трагедийную составляющие. Большую часть времени в красном проводят Ирина (Валентина Шумеева) и Александр (Антонис Шаманиди). Облачается в красное в сцене измены и Тамара (Анна Бухарская). Эротическая составляющая изображена без лишнего ханжества: на сцене то появляются чулки или короткие юбки, то огромные изображения половых органов в качестве декораций — и такое решение воспринимается как наилучшее из возможных, как некий осмысленный компромисс между дремучей цензурой и бесстыдной наготой. Чёрные одежды характеры для политика (Арсений Бородин) и безумца (Владислав Алтайский). Струящийся дым и деликатный, продуманный в каждом отдельно взятом эпизоде свет с синеватым отливом прекрасно дополняют собой атмосферу фарса.

Стоит отметить, что Ярослав Морозов достаточно бережно работает с авторским текстом, не пытаясь сделать вокруг исходной пьесы собственную. Он лишь изредка фрагментарно сокращает диалоги. В то же время, в рамках имеющегося текста находится простор для ярких режиссёрских этюдов: чего только стоит эпизод, в котором Арсений Бородин появляется на сцене в мантии и своими действиями напоминает не иначе как римского полководца, а через мгновение мантия спадает, а с ней и всё напускное величие — остаётся просто мужчина средних лет в трусах. Местами в спектакль довольно органично удалось вмонтировать видеоряд. Такое художественное решение, кажется, уже пережило пик своей популярности и стало нередко восприниматься скорее даже как пережиток, однако в таком художественном материале оно позволило эпизодически усилить комедийный эффект. К безусловной заслуге режиссёра можно отнести и то, что каждый персонаж получился объёмным, характерным и, возможно, даже более целостным, чем герои пьесы Соломонова.

В целом же у создателей спектакля получилась яркая, красочная и громкая комедия. И хоть без претензии на глубокое философствование и морализаторство, тем не менее она затронула целый ряд важнейших вопросов человеческого бытия: любви и верности, отношения народа и власти, связи между свободой и счастьем. Театр «Левендаль» продолжает говорить со зрителем о самом сокровенном, искренне, простым языком, и зритель отвечает ему взаимностью.

Финальная сцена пьесы кажется немного недосказанной, однако Ярослав Морозов от первоисточника отклоняться не стал. Мужчин, подозреваемых или уже уличённых в нарушении законов Благодати, уводят в неизвестном направлении, вероятно, за заслуженным наказанием. Женщины остаются одни, воспринимающие собственное одиночество как освобождение. А зритель остаётся наедине с собой, так и не получив ответа, что же такое благодать, но убедившись лишний раз, что любви и дурманящего дыма для этого, к сожалению, точно не достаточно…

Источник фото: театр «Левендаль»/Текусия Кайда

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

Добавить комментарий

18+

О проекте

© 2011 - 2022 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Яндекс.Метрика