17 сентября камерный драматический театр «Левендаль» представил на суд зрителям спектакль «Благодать», завершив таким образом прошлогодний сезон, который был посвящён современному тексту. Это уже второй спектакль для взрослых режиссёра Ярослава Морозова в «Левендале» (первым был нашумевший годом ранее «Заводной апельсин»).
Одноимённая пьеса журналиста, драматурга и театрального критика Артура Соломонова, написанная в 2016 году, получила довольно широкую известность и уже не раз была воплощена на театральных подмостках нашей необъятной страны, от Буинска до Москвы. Сам драматург никак дополнительно жанр пьесы не определяет, но с выбранной режиссёром спектакля формулировкой «фарс-антиутопия» в целом можно согласиться: помимо очевидных внешних признаков вроде перенесения происходящего в далёкое будущее или заметной театрализации происходящего, усматривается нарочитая эксцентричность персонажей, их зависимость от спиритических сеансов и сексуальные подтексты. Преобладание же бытового, обыденного в сатирической составляющей пьесы позволяет отнести её к фарсу.
В пьесе пять персонажей: крупный и не слишком чистый на руку чиновник Николай Сергеевич, его супруга Тамара и их соседка Ирина, вокруг которой оказываются то порознь, то вместе двое испытывающих к ней романтические чувства мужчин, полусумасшедший Сергей и загадочный Александр. При этом Благодать как таковая в пьесе самостоятельного обличия не имеет.
Однако Ярослав Морозов решил поступить иначе — и дал Благодати облик, причём весьма объёмный. Это и некий уровень общественного счастья, который при необходимости могут повысить на несколько градусов, и загадочный дым, восходящий от земли к небу, вдыхая который люди ощущают себя благостно, и даже два персонажа в человеческом обличии. Сценическое пространство оказывается разделено на три уровня. На возвышении в белом одеянии располагается Благодать (роль исполняет Ирина Горкунова), которая не только громогласно возвещает распоряжения, но и непрестанно наблюдает за происходящим то стоя у края, то сидя на стуле и делая заметки в блокноте. На центральном уровне находятся герои пьесы. На третьем — некий персонаж, названный режиссёром Мавликом Паравозовым (роль исполняет Артём Осадчий), который тоже наблюдает за человеческим миром, то и дело выскакивая из-под сцены с блокнотом, да ещё и в шутовском гриме. Он же периодически громогласно воспевает Благодать.
Спектакль выдержан в красно-чёрных тонах, как бы смешивая эротическую и трагедийную составляющие. Большую часть времени в красном проводят Ирина (Валентина Шумеева) и Александр (Антонис Шаманиди). Облачается в красное в сцене измены и Тамара (Анна Бухарская). Эротическая составляющая изображена без лишнего ханжества: на сцене то появляются чулки или короткие юбки, то огромные изображения половых органов в качестве декораций — и такое решение воспринимается как наилучшее из возможных, как некий осмысленный компромисс между дремучей цензурой и бесстыдной наготой. Чёрные одежды характеры для политика (Арсений Бородин) и безумца (Владислав Алтайский). Струящийся дым и деликатный, продуманный в каждом отдельно взятом эпизоде свет с синеватым отливом прекрасно дополняют собой атмосферу фарса.
Стоит отметить, что Ярослав Морозов достаточно бережно работает с авторским текстом, не пытаясь сделать вокруг исходной пьесы собственную. Он лишь изредка фрагментарно сокращает диалоги. В то же время, в рамках имеющегося текста находится простор для ярких режиссёрских этюдов: чего только стоит эпизод, в котором Арсений Бородин появляется на сцене в мантии и своими действиями напоминает не иначе как римского полководца, а через мгновение мантия спадает, а с ней и всё напускное величие — остаётся просто мужчина средних лет в трусах. Местами в спектакль довольно органично удалось вмонтировать видеоряд. Такое художественное решение, кажется, уже пережило пик своей популярности и стало нередко восприниматься скорее даже как пережиток, однако в таком художественном материале оно позволило эпизодически усилить комедийный эффект. К безусловной заслуге режиссёра можно отнести и то, что каждый персонаж получился объёмным, характерным и, возможно, даже более целостным, чем герои пьесы Соломонова.
В целом же у создателей спектакля получилась яркая, красочная и громкая комедия. И хоть без претензии на глубокое философствование и морализаторство, тем не менее она затронула целый ряд важнейших вопросов человеческого бытия: любви и верности, отношения народа и власти, связи между свободой и счастьем. Театр «Левендаль» продолжает говорить со зрителем о самом сокровенном, искренне, простым языком, и зритель отвечает ему взаимностью.
Финальная сцена пьесы кажется немного недосказанной, однако Ярослав Морозов от первоисточника отклоняться не стал. Мужчин, подозреваемых или уже уличённых в нарушении законов Благодати, уводят в неизвестном направлении, вероятно, за заслуженным наказанием. Женщины остаются одни, воспринимающие собственное одиночество как освобождение. А зритель остаётся наедине с собой, так и не получив ответа, что же такое благодать, но убедившись лишний раз, что любви и дурманящего дыма для этого, к сожалению, точно не достаточно…
Источник фото: театр «Левендаль»/Текусия Кайда
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!