Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Собака на сене

Под самый конец театрального сезона, когда все уже думают о предстоящих отпусках, «Приют комедианта» пополнил свой репертуар спектаклем «Собака на сене». Известный московский режиссёр Екатерина Королёва дебютирует на сценах северной столицы.

Одноимённая пьеса Лопе де Веги, по мотивам которой поставлен спектакль, не лишена жанрового своеобразия. Это не только комедия, но, по мнению некоторых литературоведов, также и драма. Здесь есть конфликт общественного и личного, противостояние разума и чувства — и всё это происходит внутри одного человека, графини де Бельфлор (хотя, конечно, волей-неволей вовлекает и окружающих). В какой-то момент поймал себя на мысли: а что, если сделать спектакль вокруг этого внутреннего конфликта графини? Показать её невысказанные монологи, мгновения размышления и страдания в одиночестве, проанализировать мотивы поступков. Пожалуй, это был бы глубокий психологический театр — этакая история Бедной Лизы, только вывернутая наизнанку. Впрочем, подобного нет в пьесе — почти нет этого и в спектакле. Лишь в момент кульминации, когда всё уже, кажется, кончено для её героини, Дарья Румянцева выходит из образа хладнокровной и изворотливой дамы высшего света и ненадолго проявляет своё отчаяние. Так что зрителю суждено увидеть комедийную постановку.

eugmmy2bp1ej0wnsxcceuvwsufsk8sifp9bi

Обсуждать комедию всегда сложно. Аудитория, пришедшая хорошо провести время и посмотреть на любимых актёров, благодушно смеётся, а театральный обозреватель мучительно пытается найти, за что зацепиться. Театр «Буфф», недавно проводивший конкурс рецензий, неслучайно назвал его «Трудный лёгкий жанр». Как ни крути, большого количества вызовов подобный материал перед создателями спектакля не ставит. Тем более, когда на сцену выходят не вчерашние выпускники, а заслуженная артистка России Татьяна Полонская и представители ведущих театров нашего города. И всё же в этом спектакле, в отличие от многих других подобных постановок, есть, на что обратить внимание.

Наиболее сложная задача здесь, кажется, заключалась в создании инсценировки. Перевод Лозинского, конечно, изящен и вызывает восхищение при неспешном прочтении, однако со сцены не воспринимался бы совершенно. Подобная проблема возникает, на самом деле, довольно часто и особенно актуальна в постановках древнегреческих трагедий, где важно не дать трагическим возвышенным фразам превратиться в повод для смеха в зале. В данном случае проблема адаптации текста решается преимущественно сокращением объёма отдельно взятой фразы, а также ироничной формой подачи и шутливыми вкраплениями из современности: например, незадолго до антракта Анарда предлагает Диане поехать в караоке. Кстати говоря, это не единственное место, где создатели спектакля будто бы сами смеются над тем материалом, который играют. Выезд Теодоро (Дмитрий Белякин) на сцену на велосипеде, когда он собирается отправиться в дальние края, — тоже нечто подобное. Здесь, конечно, возникает вопрос, стоит ли в принципе делать спектакль, если ты сам не вполне веришь в его литературный первоисточник и не скрываешь этого? Но пусть это вопросом и останется…

kgpnprh2ktsrxxybuivjakf6o6tmsh0s1uvd

Чтобы сделать довольно монотонное течение спектакля более живым, Екатерина Королёва прибегает к активному взаимодействию с залом. То Анарда вдруг спустится в зал обсудить нюансы человеческих отношений, а Диана погрозит пальцем «неправильно» ответившему зрителю, то человек из первого ряда внезапно станет одним из действующих лиц. Наиболее эффектно получается у Маркиза (Артём Кисаков), который внезапно обращается к залу с предложением убить человека. Правда, согласие одного из зрителей, кажется, вызывает у него лёгкое замешательство.

Интересно, что во всей россыпи звёзд, собравшихся на сцене, именно Артём Кисаков — наиболее молодой и пока не испорченный большими государственными театрами актёр — выглядит наиболее интересно. Его маркиз Рикардо обладает какой-то дьявольской обаятельностью, которая одновременно притягивает и пугает. Возможно, потому, что для него нет никаких границ и рамок. Возможно, потому, что в его заведомо карикатурных эмоциях и не ждёшь увидеть какой-то глубокой искренности. Каждое появление маркиза на сцене становится событием, именно от него в этом спектакле исходит всё нестандартное и роковое. И если кто в этой постановке и заслуживает в дальнейшем получить «Золотой софит», то это определённо Артём Кисаков.

n8zan9ezzmwttxcbhuqfvxmau5vstmtmvmau

Интересным режиссёрским решением также является создание трёхуровневого пространства спектакля. Помимо переднего и заднего плана есть также возвышение за декорациями, за счёт этого актёрам почти постоянно удаётся разыгрывать параллельные сюжеты, что делает действие более живым и наполненным. Наконец, спектакль, говоря неформальным языком, красивый. Интересно, что, казалось бы, плохо сочетаемые красные и зелёные тона здесь оказываются удачным средством создания мягкой и непринуждённой атмосферы.

И получается неплохая комедия. Этакая добрая сказка о далёком прошлом, где все преграды на пути героев к счастью чудесным образом разрушаются, а гадкий утёнок становится прекрасным лебедем.

Фотографии театра «Приют комедианта»

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика