Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Превращение Мастерская

Предпремьерный показ. Статья пишется ровно в день премьеры. По традиции, Володарский мост отгораживает человечество от искусства, а удушливая жара автобуса заставляет нервничать — впереди около трёх часов нового спектакля Романа Габриа. В основном видел его постановки в Комиссаржевке — нашумевшая «Моя дорогая Helene» по мотивам «Дяди Вани» А.П. Чехова и «Барон Мюнхгаузен» совсем не на основе Рудольфа Эриха Распе. Клоунский нос и ампулы с “лекарством” Войницкого в первом, лошадиный зад на сцене и танцы под Ротару с париком Энди Уорхола на голове у Мюнхгаузена во втором. На первый взгляд, треш с присыпкой русской ностальгии. Это и ожидалось.

Но нас приглашают в зрительный зал, и на подиуме сцены стоит нечто. Актриса, то ли похожая на подушку, то ли на плесневелую булку, танцует с изломанной грацией, гримасничает. Замза лежит на кровати и ждёт своего часа. Догадываюсь, что девушка так изображает нас, навалившихся на свободную рассадку кресел. За спиной смешно матерится женщина и точно выражает, что будет дальше.

Стены комнаты Грегора обиты, как в палате-одиночке в психиатрической лечебнице, с белыми мягкими стенами, и действие в доме Замза мы видим через призму комнаты. Отъезжает стена, и нам показывают гротесковый быт семьи. Раз десять или одиннадцать нам до тошноты вдалбливают день Грегора Замзы. Из-за кулисы рука как бы сама выключает айфоновский звук на обычном будильнике. Мать (Ксения Морозова), вихляя бедрами, из раза в раз повторяет вопрос: «Грегор! Уже без четверти семь. Разве ты не собирался уехать?», ее игнорируют. Отец (Кирилл Гордлеев) поедает нечто похожее на сахарную вату в алюминиевом тазу, приговаривая: “Замечательно!”, залихватски, как комический дядюшка. Зрители смеются. Он поправляет пузо костюма - сплошное пузо представляет собой герой Кирилла Гордлеева. Родители и на первый взгляд имбецильная сестра - тараканы. Сгнившие, пустые люди, которые могут проживать день за днем одинаково, и даже не заметить, что происходит с любимым сыном и братом, тянущим семейную лямку. Только когда стали заканчиваться деньги, пришло осознание: с любимым человеком что-то не так. Их внимание на превращение Грегора обращает Господин управляющий, который только кажется обладателем картошки вместо носа (Никита Капралов). Но очевидная отсылка на Магритта - перед нами сын человеческий с пришпиленным к носу яблоком. Он ведет себя нарочито гротесково, напоминает важничающего бомжа. Иронично, что образ управляющего похож на искривленный портрет Кафки, висящий на кухне у семьи Замза заместо иконы. Художник по костюмам Елена Жукова создала самое главное дополнение - Грегор простой человек и до, и после “заболевания”. У актера один инструмент - тело. И это основное, ведущее решение спектакля. Существо-Грегор - единственный человек в больной обыденности.

628a0002

В какой-то момент этим сумасшедшим ежедневным кордебалетом Грегора начинает двигать руками, как бы дирижировать. Он знает каждое движение родных. И внезапно резко рутинная жизнь героя прерывается и в художественном, и в реальном смысле Самолетный голос за сценой повторяет из раза в раз: «Просьба покинуть комнату Грегора». Это звучит почти что как дисклеймер «Беременным и слабонервным просьба выйти из зала». Никто не уходит. Сбежать пытается сам Грегор, вырваться из театральных условностей, и мир его ощущается как ежедневная постановка одного и того же балагана. Становится физически больно смотреть. Хочется кричать: «Остановите спектакль!». Весь протест, увертка от невыносимой гнили воплощается в эпилептическом рейве: модно мигает свет, возникают надписи на языках от японского до русского – «превращение». Музыкальное оформление Владислава Крылова и резкая, контрастирующая перемена света художника Тараса Михалевского вместе с пластикой, над которой работал сам исполнитель главной роли, восхищает и почти вызывает слезы. Не то танец, не то убийственные камлания на кровати. От густоты и нервической кафкианской атмосферы трескается реальность. От его «превращения» ломается пространство спектакля, повседневная рутина падает вместе с потолком. Рука за сценой больше не попадает по кнопке будильника, и в остервенении разбивает его.

История Грегора, его изменение - постепенный отход от общества, диктующего обязанности и мораль. Изо дня в день он пачкает себя серой краской, отгораживается от семьи все больше и больше. Костюм таракана надевает изредка, - он совсем декоративный, для обязательной метафоры «тараканства» Грегора. Взаимодействие Ильи Колецкого и костюма не так важно, как в классической драме. Его значение выходит за рамки «снять-надеть». Тараканий панцирь Грегора не более чем маска, вывешенная на стену. Он надевает её в моменты, когда посягают на комнату, на ЕГО пространство, где сохранены жизнь и мысль свободного человека. Взрослый мир в постановке доведён до автоматического идиотизма. А когда родственники дотрагиваются до коробки или кепки - главных реликвий Грегора - он начинает нападать. До конца зритель не видит, что хранится внутри коробки, и это потаённая часть души, детство и мечта. Герой достает небольшого жучка и внимательно оглядывает его на свету, но никому не позволяет прикасаться к ней. Когда Грегор открывает коробку, в комнате меняется освещение. Ему не до семейных претензий. Но всех интересует одно, почему Грегор Замза покинул рабочее место? Его ведь могут уволить. Лучше он будет последней тварью, чем будет вставать в семь утра - слова героя, от которых хохочет весь зал.

628a0151

Вместе с превращением главного героя в доме начинается чертовщина. Потолок открывается как двери. С неба течет вода, как будто выливают стакан, а Господин управляющий замечает, что «что-то упало». Задуманный богом-режиссером мир терпит крах и кризис, апофеоз уродливого существования с дураками-обывателями, довольными ущербностью и зависимостью. Роман Габриа разрывает ткань классического драматического спектакля, добавляя иммерсивность, и это в духе кафкианского абсурда. На сцену выходит девушка и наклеивает QR-код - ссылка, к слову, идёт в бот театра. Техническое оснащение спектакля, криптограммы перед премьерой на сайте Мастерской, мистицизм и психоделика на высшем уровне. Правда, решать задачки о “загадочном спектакле” было не так уж и сложно.

Просмотр превращается в замечательный сюр. Актеры замирают, и абсолютно серьезно Арина Лыкова начинает рассказывать типичную выхолощенную экскурсию дома-музея а-ля “Полторы комнаты”. Дом-музей Грегора Замзы вызывает истерический хохот. Зрителей приглашают на сцену, просят оставлять отзывы, и оказывается тараканий гвалт главного героя вдохновил Radiohead, и в доказательство прилагается запись с ручного кассетника. Люди поднимаются на сцену, фоткают QR-код с ссылкой на чат-бот, фотографируются отдельно с Грегором, отдельно с его костюмом. Снобы с блокнотиками остаются сидеть, осклабившись на тех, кто «клюнул». На сцене всего две локации: сначала дверь ведет в комнату родителей Замза, где мать плачет, ведет диалог: «У всех дети как дети, а мне за что такое наказание… У вас есть дети?». «Трое», - отвечает ей степенная женщина. Не слыша дальше диалога, захожу на сцену, а экскурсия продолжается. В лицо светят софиты. Фотографируюсь с «панцирем» Грегора. Хулиганство, конечно. «Голос из самолета» вторит: «До конца просмотра осталось десять минут». И все возвращается на круги своя, хотя на сцену не раз будут выходить герои и напрямую участвовать в действии, «отвлекать» бытовыми разговорами пару рядов, с которых можно услышать шёпот с авансцены.

Отец приглашает на сцену добровольцев, чтобы закидать до смерти тараканий костюм, а затем хочет добраться до самого Грегора. Зрители бросают яблоки, попадая в цель изредка, не специально. Но герой Отца как бы ломает эту «добрую» игру и мораль, забрасывая яблоками Илью Колецкого до красных полос на спине . И это очень хорошо иллюстрирует, что в голове обывателя главное - не только изничтожить отличающееся тело, но и личность, испытывающую отвращение к порядкам, которые приняла не она. Не согласился с этим Грегор, борясь в виде таракана на протяжении нескольких месяцев с подобием жизни. Образ матери не до такой степени карикатурен, как персонаж отца. Ксения Морозова даже после «нападения» Грегора целует его в лоб и пытается принять, осознать перемены и отправить дочь в консерваторию. Но герой Олега Абаляна не хочет “соскочить” с иглы привычного спокойного обывательства. Дни спокойного идиотизма, бытовой гадости должны продолжиться. На фоне практически сыноубийства и расплывающегося по залу дихлофоса, Арина Лыкова снимает кроссовки и медитирует.

628a0943

И поскольку «так жить больше нельзя», как повторяет нам голос «за кадром», в дом приглашают уборщицу. Поначалу она тоже карикатура на человека, смешно ругается как заправская тётя Галя, Грегор шипит на нее. И во время антракта зрители помогают убрать ей «обосранные» простыни и прочие отходы борьбы главного героя, забившегося под кровать. Антракт.

Во втором акте три центральных героя - сиделка, Грегор и смерть. Героиня Арины Лыковой снимает с себя прогнивший костюм, переговаривается с «Никитушкой» по телефону, пока подметает остатки грязи в комнате. Химия, возникающая между нею и Грегором, так проста и по-своему гениальна. В ней - вся душа доброты. Они оба боятся и пытаются свыкнуться с обстоятельствами, чтобы выжить. Почти убитый Грегор плюется и шипит, но Домработница не сдаётся, и единственная проявляет не столько эмпатию, сколько понимание, что нужно герою. Оставьте его уже с кепкой и жучком в коробке, хотя бы в последние дни. Его жизнь и так не удалась, и все что можно сделать - дать человеку достойно дожить последние дни. Домработница так и поступает - стрижет ногти Грегору, одевает его в подгузник, и вместо взрослого человека перед зрителем лежит младенец, избавившийся от забот и проблем. Дальше один путь - забвение. «Уборка» идет почти все второе действие - минут сорок. Это кажется глупостью и издевательством режиссера на первый взгляд. А в этой простоте, без завихрений и аттракционов, пошлого восприятия зрителя как «жрущей и смотрящей» публики из римского Колизея, ни остается ни следа. Человек с большой буквы, как дух, призрак проявляется в героине. Герой слабо вздыхает последний раз в чистоте, и из него выходит не жизнь, а экзистенциальный ужас реальности, боль и мрак. Акцент депрессивного конца Грегора переставлен на покой после освобождающих объятий смерти. А его коробку никто не трогает – его принял и понял, пускай и совсем посторонний человек.

На поклонах, правда, Роман Габриа просит вернуть брошенную кепку и не выходит на второй поклон, но он как раз превратил историю о Грегоре Замза не в клаустрофобное разложение клерка, а в бунт, переживаемый внутри, когда одинокий голос человека внутри воспринимается как тараканье жужжание мелкой сошки, не решающей ничего. Так жить нельзя - главная мысль Габриа. Как сказал Господин Управляющий, любите классическую драму - хорошо, любите иммерсивность - тем более хорошо, и «зажечь» в очередной раз у “Мастерской” получилось.

Фотограф Стас Левшин

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика