Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
«Мой бедный Марат» в театре Мастерская

Изначально Александр Баргман планировал поставить пьесу Александра Арбузова «Мой бедный Марат» в Верхней Пышме на Урале, но премьера прошла всё-таки в Петербурге — в театре «Мастерская». Готовясь к ролям, артисты успели побывать в народном музее «А музы не молчали» в средней школе № 235 им. Д.Д. Шостаковича, посвященном блокаде. Чтобы воссоздать историю, действие которой начинается 30 марта 1942 года в Ленинграде, команда спектакля пригласила к участию в проекте исторического консультанта Юлию Сталь.

628a6646-1

Фото: Стас Левшин, Ира Копланова

Первая постановка «Моего бедного Марата» прошла в Театре им. Ленинского комсомола в 1965 году, а уже в 1967 лондонские критики назвали пьесу Александра Арбузова «Пьесой года», а далее она игралась с успехом в 45 советских театрах и на 30 английских сценах на протяжении двадцати лет. Режиссёр спектакля Анатолий Эфрос снял на его основе фильм «Марат, Лика и Леонидик» (1971), где роли также исполнили Александр Збруев, Ольга Яковлева и Лев Круглый. Эфрос настаивал на разножанровости каждого акта: лирическая комедия, драма, фантазия.

Ранее в Петербурге «Моего бедного Марата» ставили в театре им. Ленсовета, в БДТ им. Г.А. Товстоногова и в «Приюте комедианта». О Лике Алисы Фрейндлих в Ленсовета театровед Елена Горфункель отозвалась, что это не самое лучшее воплощение, но при этом отметила необходимую «детскость» и подлинную ленинградскую историю. В БДТ и вовсе главные слова героини Александры Куликовой «Ты только не бойся быть счастливым, мой бедный Марат» попросту вырезали. Потом уже на малой сцене Евгений Семенов выпустит свою версию спектакля. В режиссёрской работе Андрея Прикотенко в «Приюте комедианта» акценты переставлены таким образом, что всё происходит громко: разговоры, шаги. Гипербола в спектакле — ведущий прием.

Здесь, как и принято в «Мастерской» — месте просвещения для новой, молодой интеллигенции — на сцене всё аутентично и узнаваемо, как бы для воспитания общего культурного кода. Художник-постановщик Георгий Пашин разделил пространство сцены на три «зоны»: диван со стареньким проигрывателем «Юность-301», стол с бутылками портвейна со знаменитой ерофеевской этикеткой, генеральская шинель и огромный куб по центру, заклеенный советскими газетами, в нескольких местах выбиты рамы, неподалёку два стула с тулупами и платками.

628a4817-1

Фото: Стас Левшин, Ира Копланова

Александр Баргман, режиссёр спектакля, на предпоказе предупредил, сколько по времени будет идти каждый акт, но там «как пойдет» — после Андрея Могучего с «Холопами» это стало уже традицией. Герои Александра Арбузова, Леонидик (Сергей Агафонов) и тот самый «бедный» Марат (Евгений Шумейко), перед действием снимают вещи со стульев, хлопают парой толстых перчаток по рукам в знак приветствия, как бы выражая основную мысль постановки — братство во имя жизни. На протяжении всего спектакля временные изменения озвучивает тихий и вкрадчивый голос великого худрука «Мастерской» — Григория Козлова.

Создавалось впечатление, что это очередная постсоветская ностальгическая постановка, но стенки куба раздвигаются, и зрители видят, как блокадная коммуналка наполняется забавными бытовыми диалогами. Ветер задувает, остатки былой мебели, ножек от буфета, фотографий — всё, чем можно согреться, Лика (Олеся Казанцева) кидает в печку еще перед приходом Марата (Евгений Шумейко). Чувство нежданного и лишнего человека становится основным мотивом. Совсем юная Лика прячется в чужой комнате, и приходит хозяин, Марат (Евгений Шумейко). Герои разговаривают как люди из советского документального кино: достоверность конфликта между ними достигается подлинными интонациями, и дело не только в тексте. У актёров «Мастерской» получается найти внутри себя маленького советского человека, поэтому иногда ощущается, что каждый из них пионер-герой, при этом подростков играют достаточно взрослые артисты.

Каждый акт спектакля разделён на «дни», и обрывочность блокадных дней документальна, показаны воспоминания живых, чувствующих людей. Перед нами история взросления любви троицы, нашедшей друг друга во время войны, когда падают рядом бомбы, и несмотря на это у героя Евгения Шумейко все равно есть невозможная мечта. Потому он, собственно говоря, и «бедный», по определению Лики. Лгун и эгоист оказывается мечтателем, скрывающим эмоции, вечно приговаривает: «Я бы тебе сказал, но как-нибудь потом скажу». Но не было бы конфликта, если бы в комнате не появился третий. Леонидик, очень мандельштамовский, в нелепом пальтишке, умирающий от холода, — украшение этой постановки. Не типичный «вшивый» интеллигент, на которого можно скинуть все отвращение зрителя. Персонаж Сергея Агафонова впоследствии поступает не просто мужественно, предположив, что есть человек в мире, любящий Лику больше, чем он. Он — «неправильный», не мужчина, как говорит Марат. Ему нелегко оставаться со своим одиночеством, со смертью матери. Он постоянно цитирует строчки из «Патефончика» Утесова, и песенка становится его личным рефреном. Рефлексирующий, сдающийся, эгоистичный и слишком плаксивый, но после войны без руки приходит именно Леонидик. Чёрная перчатка-протез снимается только в тот момент, когда герой осуществляет мечту, становится средним советским писателем, вот только в браке его не любят, а книжки не покупают. В размягчении и довольстве Леонидика — уничтожение души, в отличие от одиночества Марата, вечного юноши с пылающим взором и звездой Героя Советского Союза на груди. «Пусть сдохнет Гитлер, да здравствует Лика!», — отвешивает тост Марат и сбегает от своих чувств на фронт, оставляя в очередной раз Лику в неопределенности. Трусость перед эмоциями побеждает, он привлекает внимание враньем, говоря, что «так веселее». Лжет он от боязни быть непринятым. Уже в развязке он объясняет мотивы, хотя герои всё понимают, вот только не могут произнести до конца.

628a7264-1

Фото: Стас Левшин, Ира Копланова

Два акта завершаются песнями героев, и Марат поёт о несбывшейся мечте строить мосты, находя в себе неубиваемую веру в неосуществимое, несколько раз он повторяет об этом. Для Лики, как и для Леонидика, герой Евгения Шумейко — истинный герой. Ему на роду написано быть лидером. Марат — отчасти ребенок, потому страх смерти ему неведом, и персонаж пронизывает максимализмом и одновременно надеждой, что в конце у героев всё будет в порядке. За это его и любит Лика — за надежду, за иррациональный порыв и вечную тягу к справедливости. Потому в конце первого акта он поёт о сказке, о вечной несбывшейся идее совершенства, что и становится смыслом жизни. Иногда персонаж не видит дальше своего носа, но за первые два акта между героями возникает настоящее родство и братство, и у Марата не было бы такого сильного и глубокого чувства, если бы не жизнь Лики с Леонидиком. Маратовское «Как мы живем? Мне тридцать пять лет» отзывается чеховским «Платоновым», монологом Калягина в «Неоконченной пьесе для механического пианино».

Героиня Олеси Казанцевой в постановке не яблоко раздора, и здесь хочется сказать о сложности характеров пьесы Александра Арбузова. Артисты «Мастерской» создали характеры очень живые, чьё взаимодействие между собой вызывает трепет. Спектакль погружает зрителя в самое интимное, несказанное между людьми, этим пронизан воздух, и потому создается ощущение, что мы подглядываем.

И как раз Лика, меняющаяся в каждом акте и возрастом, и решениями, и душой, отличается форменной преданностью Марату. Она не хочет озвучивать вслух, что сближает всех троих, и в конце концов Леонидик уезжает под Новый год в «соблазнительную командировку» и оставляет двух любящих людей наедине, выбрав себя. У героя нет своей чёткой песни, а между Маратом и Ликой возникает своеобразный песенный диалог: «Не гляди назад» Евгения Клячкина поёт Олеся Казанцева, а в персонаже Евгения Шумейко борется Окуджава с «солдатскими сапогами» и Вертинский с мечтой о «глупенькой сказке». У Сергея Агафонова — утонченная, даже немного вальяжная «Синяя рапсодия» Петра Лещенко превращается в легкий джазовый дивертисмент, разговор скорее о себе. Музыкальное оформление Ульяны Лучкиной просто, но точно отражает мотивацию каждого героя.

«Мой бедный Марат» — это спектакль для тех, кто устал от иммерсивности, экспериментальности и театрального андеграунда. На сцене практически ничего не происходит, все внимание на актерском ансамбле, на диалогах и монологах: русский психологический театр во всей красе. Камерная пьеса Арбузова обернулась историей о неотрефлексированных чувствах, одиночестве и спасении в дружбе, пронесенной через многие годы. Работа Александра Баргмана - это история о людях и для людей. Не тот случай, когда режиссерский взгляд бежит впереди смысла текста, а рассказ о том, как не бояться быть счастливым и как не позволять себе быть слабым, как не предать себя. Первый спектакль, заметно отличающийся от классической стилистики «Мастерской», какую мы можем себе представить: дерзкой, модной, немного даже эстетской. И шесть вызовов артистов на поклоны обоснованы от первой сцены до последней.

Фотографии предоставлены театром «Мастерская»

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика