В театре «Мастерская» вышел ещё один эксперимент — спектакль «Ночь нежна» по мотивам романа Ф.С. Фицджеральда, где режиссёр и его работы становятся предметом творческого осмысления. Мы посмотрели спектакль и увидели, как жизнь бомонда оставляет человека ни с чем.
На сцену выходит богема — и зритель оказывается одновременно и в кино, и в театре. Это принцип всего спектакля — между повседневными эпизодами и милыми диалогами откровенные, слишком личные моменты показаны зрителю через объектив в синхронном «прайм-тайм» через студийную видеокамеру. Крупные планы лиц героев контрастируют. Снимается фильм, и главный герой — Дик Дайвер — кажется сначала режиссером, а не врачом-психиатром. И действительно, исполнитель — Андрей Аладьин — ещё и режиссёр спектакля, и образ создателя в спектакле один из главных. Но, в отличие от романа Фицджеральда, акцент в экспозиции переставлен на Розмари (Кристина Куца). Она — дочка актрисы (Юлия Нижельская), и ей даётся первая главная роль. Погружаясь в мир разврата и невозврата, героиня предполагает, что её собеседники на побережье моря непринужденные и приятно-развязные, свободные. Проектором на сцену выведены волны, и герои переваливаются через перила двухэтажной кованой декорации. Центр внимания — мистер и миссис Маккиско (Алексей Мацепура и Мария Поликарпова), писатель и его своенравная жена, скандалящая с комической страстью. На побережье актеры, писатели и музыканты мирно выпивают коктейли и забавно переговариваются с «новенькой», которую будет снимать в фильме Дик Дайвер.
Героиня Кристины Куцы проходит эволюцию от маленькой девочки до взрослой, прожженой актрисы. Даже её роман с Диком (Андрей Аладьин), его кульминация — перед камерой. Но пока она болтает ногами на качелях, наблюдая за своей первой ролью, в которой она впервые останется с мужчиной, первой любовью. Розмари не осознаёт, какая ответственность за спиной Дика Дайвера. Наличие жены и ребенка, обязательств не смущают героиню, и ревность Николь Дайвер (Юлия Вибе) Розмари воспринимает как примитивное чувство собственничества. Но на самом деле красивая сказка о несчастной любви выливается в нереализованность, разрывы в отношениях между супругами. Лишь во втором акте зрителю становится понятно, что Николь больна шизофренией, и герой Андрея Аладьина становится палачом первым делом для самого себя. Страдание персонажа — это вечные метания и чувство стыда за сломанную жизнь. В одном из монологов Дик говорит, что они были с Николь с самого детства, и связь между ними переосмысливается. Происходит слом красивой истории так и не сложившейся любви — девочка Розмари не понимает бессмысленности своего чувства, неуместности, но сюрреалистический образ Топси (Соня Долгова), крутящей педали велосипеда на одном и том же месте символизирует непреодолимые, вечные обязанности Дайвера.
Вслед за судьбой Дика рушатся судьбы его друзей. Музыкант-алкоголик Эйб Норт (Глеб Савчук), еще пару сцен назад очаровательный балагур и острослов, внезапно опускается до полного алкогольного делирия. Николь соглашается уйти от мужа к бывшему солдату Томми Барбану (Антон Горчаков) — прямому, безразличному к сантиментам и нравственным дилеммам. Его стойкость и прагматизм в итоге и принесли победу. Комическая дуэль мистера Маккиско и Томми приводит ко внутреннему кризису первого, осознанию никчёмности перед любимой женой. Он, маленький и нелепый, против железного наёмника, которому плевать на жизнь и смерть. Для Томми убить — как выпить стакан виски, который он и без того пьёт.
Читайте также
Драматизм событий накаляется во время последней встречи между Диком и Розмари. Кристина Куца демонстрирует гиперболизированный образ актрисы с огромным количеством романов до отвратительного, мерзостно-развратного. Заставляет поверить, что она не забыла и никогда не забудет единственного мужчину, к которому она испытывала чувства. Герои друг другу никто, они не могут ничего с этим сделать, но Дик хватается за любовь к Розмари, точно за последнюю соломинку из прошлого, где он был когда-то счастлив. Их поцелуи, и вся любовь — на бис, на виду, перед камерой. Но это красиво и натурально, за ними наблюдает скорее невидимое око, чем объектив. Героиня отходит в специальную как бы стеклянную «будку» и читает монолог Нины из «Чайки» — режиссёрское решение Андрея Аладьина выигрывает на фоне демонстрируемого зрителям видео в онлайн-режиме. Снова крупный план, камера синхронно передает углубляющееся с каждой секундой страдание героини. Вспоминается и французская «новая волна», и итальянцы 1960-ых. Интересная параллель разделяет судьбу Розмари на попытку выжить без него, либо вернуться.
Повествование обрывается. Перед нами съёмочная площадка. Всё это время читалась пьеса. Нас не обманули, эмоции были подлинные. Любовь, подобно картинам Дали, в спектакле — только несбыточный сон, и несчастье — повседневность пробуждения. Андрей Аладьин покрикивает на Юлию Нижельскую, и перед нами теперь сухая реальность, где не место унесенным ветрами снам.
Работа Андрея Аладьина «Ночь нежна» представлена как интересный эксперимент, когда режиссёр и главный герой показаны единым, неразрывным организмом. Киноэлементы, простота декораций Николая Слободяника осушает внутреннее чувство сна. Это была какая-то химера, которая больше не повторится. Зрителям, как и Розмари, хочется, чтобы хоть когда-нибудь эта сказка сбылась, чтобы обстоятельства канули в лету, но Топси неумолимо крутит педали, и любовь прошлого превращается в настоящее несчастье и всё вокруг — декорация для непрерывного разрыва души.
«Ночь нежна» — это спектакль-оммаж на лучшие фильмы «новой волны», пропитанный духом 1930-1940-ых, где реальность перемежается с искусством, а восприятие действия зависит от внимательного просмотра. Акценты классической истории Фицджеральда видоизменены в пользу суровой правды искусства — несчастная любовь несёт его за собой, и круговая порука страданий героев — тоже фон. Любовь остаётся, счастливая или несчастная. И она нежна, как сон. Как ночь.
Фотографии предоставлены театром «Мастерская»
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!