29 ноября в электротеатре "Станиславский" Международный театральный фестиваль "NET" представил "Дыхание" Кэти Митчелл. За дыхательными практиками следила Екатерина Нечитайло.
В рамках Международного театрального фестиваля "NET" ("Новый европейский театр") на сцене официально еще не открытого электротеатра "Станиславский" прошли показы спектакля, который как никакой другой соответствует названию площадки: в опусе Кэти Митчелл "Дыхание" берлинского театра "Schaubuehne am Lehniner Platz" по пьесе Дункана Макмиллана подача электроэнергии напрямую зависит от актеров, вырабатывающих ток для освещения прямо на наших глазах. Если хочешь поговорить о главном - умей делать это автоматически и на ходу. Если перестаешь шевелить ногами - выключится свет, и "Дыхание" остановится.
Английский режиссер Кэти Митчелл - одна из главных фигур в современном театре, вызывающая нескончаемые жаркие споры и стабильно ставящая приоритетом интерпретацию режиссера над намерением автора. Ее работы находятся в диапазоне от мультимедийных перформансов до классических текстов, от звуковых инсталляций до стыка между театром и кино, от опер до современных пьес. В "Кристине" по пьесе Августа Стриндберга "Фрекен Жюли", которая была привезена на фестиваль два года назад и получила "Золотую маску" за лучший иностранный спектакль, был смещен акцент с главных героев, на экран транслировалось изображение с камер, досконально следивших за жизнью кухарки, и создавалось пугающее ощущение двойной реальности. В "Вишневом саде" история сжата до часа сорока пяти минут без антракта, а на первый план выведена тема эгоизма. В спектакле "Шаги|Никого", поставленном по пьесе Самюэла Беккета и опере Мортона Фельдмана, главным сценическим действием являлось постоянное хождение героини от одной двери к другой. В "Дыхании" же при минимальных декорациях и сложном техническом оснащении поднимается глобальный вопрос ответственности, необходимости и возможности рождения ребенка на грани экологической катастрофы, проблемы общей и крайне трудноразрешимой.
Читайте также
На авансцене установлены постаменты, на них закреплены микрофоны и два велосипеда, от которых, словно вены и артерии, тянутся многочисленные провода. Именно эти педали всю дорогу и будут крутить герои пьесы (Кристоф Гавенда и Дженни Кёниг), он и она, среднестатистические тридцатилетние мужчина и женщина, чьи имена даже необязательно знать. Над ними нависают полые прямоугольники, напоминающие вытяжки, на которых закреплены лампы, и закреплено табло с изменяющимися красными цифрами, подсчитывающими количество живущих на планете людей. В глубине еще пять тренажеров, за которыми расположилась группа поддержки по электроснабжению, а в центре - контролирующий весь процесс человек и стол, к которому сходится вся паутина кабелей. За час двадцать никто никуда не сдвинется, зафиксировавшись в сумасшедшем беге на месте. Ни люди, ни проблемы.
Двигатель действия - нарезка ситуаций и слова, которые их сопровождают: долгие разговоры о новой жизни, беседы об экологической нестабильности, еще рассуждения, аргументы, доводы, мотивы, щебетание о браке, зачатие, необходимость перемен и компромиссов, выкидыш, сетования, расставание, снова встреча, толки, измена невесте, опасения, беременность, воссоединение, рождение ребенка, приближение экологического коллапса, старость, смерть. За постоянной рефлексией и разглагольствованиями мы забываем жить и чувствовать. Находясь в циркулирующем страхе экологического и внутреннего бедствия, перестаем предавать значение действительности. Они стараются дышать размеренно и задыхаются в словах, пытаются договориться и сбивают дыхание, мучительно стараются что-то придумать и удержать себя в руках и "ногах". Но сколько ни говори - все равно соберешь отведенное тебе количество граблей, и пока сам не наступишь - не узнаешь, каких именно.
Эмоции и чувства здесь уничтожены, как класс, в них нет нужды, фраза: "я счастлив, у меня эйфория" произносится с той же интонацией, как "я выпил чай". У них вроде бы нет видимых проблем, но это и является самой большой загвоздкой и сложностью. Весь спектакль звучат диалоги о том, что мы - хорошие люди, рассуждения о нормальности и совершенстве, ярче продыхивая и проявляя тему вечного двигателя, движения на автомате, узаконенной физической и чувственной несвободы. Художниками по звуку (Бен и Макс Рингхайм) была создана партитура, напоминающая шум велосипедных колес, завывание вьюги, шарканье по ткани, усугубляющая напряжение и ощущение надвигающегося конца.
В финале, когда движение и свет гаснут, занавес закрывают вручную, будто задергивая бархатной шторой экспонат музея. Дорога длинною в жизнь окончена." Все сводится к вопросу энергии — будущей культуры жизни», — писал еще в начале века художник Климент Редько. Создавая экологически чистый продукт, безотходное производство, Митчелл не дает никаких ответов, не изобретает постулат или новый велосипед, а следует золотому правилу: чем больше есть ограничений, преград и сложностей в форме, тем выше концентрация на главном. Есть проблемы, на одиночное решение которых не хватит и всего кислорода в мире, есть те, которые нужно просто осмыслить, продышать, а есть такие разговоры, которые нужно решать делом, а просто так на них даже не стоит тратить свое дыхание.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!