Латиноамериканские страны славятся своим ярким уличным искусством, в частности, большими реалистичными муралами. Этим летом в московском саду «Эрмитаж» проходил стрит-арт фестиваль «Россия – Латинская Америка». На событии присутствовало много уличных художников и один из них талантливый и очень интересный MURDOK (@murdokwsk), настоящее имя — Хулио Линарес.
Россия настолько понравилась молодому автору из Венесуэлы, что он успел создать у нас не одну работу…
Фото: Хулио Линарес за работой в своей студии Casa Galeria. Венесуэла, 2023 год. Личный архив художника
Читайте также
С раннего детства Хулио начал увлекаться искусством и благодаря родителям приобщился к культуре в целом: постоянно посещал музеи, театры, концерты и кино. По словам художника, сколько он себя помнит, всегда рисовал и писал, а его родители поощряли такое увлечение ребенка. Общение с братьями и сёстрами также оказали на Хулио большое влияние: младший брат Мигель Сальватьерра — оперный певец, а старшая сестра Андреа Линарес (@andrea.ling) — дизайнер одежды и арт-директор аудиовизуальных средств.
В подростковом возрасте MURDOK стал увлекаться городским искусством и делать граффити. В университет он поступил, уже имея образование в области пластического искусства. Благодаря всему опыту, который Хулио впитал за годы практик, городское искусство стало для него не просто увлечением и профессиональным делом, а целой диалогической и социальной практикой в публичном пространстве. Он смог расширить форматы и способы создания работ, изучить искусство как посредничество и понять различные аспекты общества. Научился выстраивать мост между аудиторией и своими произведениями, которые так или иначе оказывают влияние на зрителя.
На улице художник творит уже более 15 лет, и это очень сильно питает его творческий процесс. Хулио Линарес участвовал в различных проектах в Венесуэле, Колумбии, Аргентине, США, в России и Японии.
Фото: Работа Хулио Линареса «Русская Мона», 2023 год. Фотография предоставлена Домом Латинской Америке в Москве
— Это первый визит в Россию?
— Да! Я познакомился с Москвой на фестивале уличного искусства «Россия – Латинская Америка». Там я сделал работу «Русская Мона» — переплетение элементов авангарда, конструктивизма.
— К её созданию ведь даже приобщились дети, не так ли?
— Именно так. Я хотел показать в ней дружбу между Россией и странами латиноамериканского континента. Детей и других гостей фестиваля я привлек к работе для того, чтобы они оставили что-то своё. Потому что люди — это самое главное, что есть в народе.
— Сколько времени обычно уходить на подобную работу?
— В основном — это сутки, но я также могу дать время постоять работе. В целом, я не концентрируюсь на времени. Как идёт, так и идёт.
— С какими ещё проектами ты успел поработать за время своего пребывания в России?
— Дом Латинской Америки (Casa de América Latina) попросил меня украсить несколько лестниц в их штаб-квартире. Там я решил совместить тему путешествий и московского метро, которое является одним из старейших в мире и, как мне кажется, самым красивым. Я создал работу, очень похожую на карту московского метрополитена, но вместо станций я поместил страны Латинской Америки с символами каждой культуры, такими как кофе в Колумбии, водопад Чурун-Меру в Венесуэле и Панамский канал. Я хотел навести мосты между континентами, которые даже не говорят на одном диалекте, но искусство способно разрушить границы воображаемого, а также нашего пространства. Ещё я сделал мурал в Москве на 5-этажном здании в культурно-деловом пространстве «Басманный двор». Работа называется «Принцесса города». Я хотел выразить дань уважения столице России, а также был вдохновлён переосмыслением работы Михаила Врубеля «Принцесса снов». Город, его ночная жизнь, отражения витрин, фиксирующих его движение и красочные контрасты между прохожими разных культур, которые не перестают удивляться монументальности и историчности столицы. Я чувствую, что смог сделать большой шаг вперёд, создав этот мурал, поскольку смог поэкспериментировать с многообразными техниками: живопись, граффити, инсталляция найденных объектов, а также реализовать на практике поэтическую функцию реляционного искусства, выстраивая повествования в рамках того, что возникает во время творческого процесса. Ребята из Creative Market дружелюбно приняли меня, уделили большое внимание, помогали. Дизайнер и художница Светлана Кулакова Другим подарила на маркете рамы, которые были также задействованы в работе. Участие приняла и девушка, которая меня вдохновила и теперь её портрет видят люди. Она стала главной героиней работы. Поэтому, помимо композиционного построения, свой вклад внесли и отношения между людьми, которые, так скажем, вращались вокруг художественного объекта. Мне было очень интересно обмениваться опытом и учиться, потому что, помимо знакомства с таким замечательным городом как Москва, я стал лучше понимать латинскую культуру, смотреть на неё другим взглядом. Поездка дала возможность узнать себя со стороны.
Фото: Мурал Princess of the City (84 м²). Культурное пространство Басманный двор (Москва, 2023). Личный архив художника
— Какие города посетил и в рамках каких фестивалях?
— Я был уже в рамках фестиваля городского искусства «Тула — Латинская Америка», где не только создал работу, но и посетил дом знаменитого поэта Льва Толстого и место, где покоятся его останки. Благодаря поддержке Дома Латинской Америки и администрации города Рязани я создал памятник, посвященный моей стране, под названием «Портал в Венесуэлу», который был торжественно открыт вместе с министром культуры этого города Мариной Кауркиной.
— Три слова с которыми ассоциируется Россия?
— Искусства, история, красота. Русская национальная культура очень важна для мировой истории и искусства, собственно, она была предметом моих исследований в Венесуэле. Поэтому я очень рад возможности побывать здесь и увидеть вблизи монументальное развитие городов и их музеев.
— Хотел бы ты еще раз приехать в Россию, даже, возможно, на другой фестиваль, но тоже посвящённый искусству?
— Я уже хочу жить в России! (смеётся — прим. ред.) Да, конечно, я продолжу следить за развитием этого фестиваля и других мероприятий у вас в стране, и вообще в принципе за этой идеей объединения народов, для того чтобы примкнуть к тем, кто создаёт искусство в России.
Фото: Серия«Карибский вокзал». Работа Хулио Линареса в здании Дома Латинской Америке в Москве, 2023 год. Личный архив художника
— Ты сам родом из Венесуэлы. Насколько активно там развивается искусство?
— Венесуэла — очень культурная страна. В настоящее время здесь проводятся различные манифестации и фестивали. В частности, существует фестиваль под названием Ciudad Mural, цель которого — повлиять на иностранные сообщества, объединить различных национальных и международных художников и посредством живописи внести свой вклад в социальные процессы туристического и социального развития в каждом секторе. Кроме того, в Каракасе и во внутренних районах страны существуют различные галереи, художественные движения и арт-пространства, где все больше проявляется культура и пластическое искусство. У нас проводится «Биеннале Юга» — международная художественная выставка, в которой ежегодно принимают участие более 20 стран. Салон Артуро Мичелена (Salón Michelena), крупнейшее и значимое художественное событие страны, вновь проходит в венесуэльском штате Карабобо. В этом году он проходит уже в 65-ый раз!
— На твой взгляд, что есть общего в культуре России и, в частности, Венесуэлы?
— Мне кажется, что душевная теплота и желание быть свободным.
Фото: Инсталляция Хулио Линареса El Autómata на 65-ом салоне Arturo Michelena, 2023 год. Личный архив художника
— Какой самый необычный объект ты создавал?
— Я думаю, что самым необычным объектом может быть работа под названием «Мартин». Это ассамбляж, увековечивающий одного из строителей всего сектора, в котором я живу — Сан-Хосе-де-лос-Альтос в штате Миранда в Венесуэле. Это работа, сделанная исключительно из старых ржавых предметов, внутри которой находится колба с бумажным аэропланом, символизирующим местные путешествия, а в полупрозрачных местах появляется лицо Мартина. Этот человек построил почти все дома в восточном секторе в период депрессии. Потом увлекся алкоголем и стал своего рода городским и современным символом района. Я хотел отдать ему дань уважения и возвеличить его как часть коллективного воображения. Есть ещё одна работа, которая, на мой взгляд, является самым необычным и самым последним из созданных мною объектов. Это El Rayo — городская инсталляция, созданная в рамках предстоящей выставки «В два шага — от промышленного дизайна до городских инсталляций» (En dos tiempos, del diseño industrial a las instalaciones urbanas). Она создана в память о мастере венесуэльской архитектуры Хуане Педро Посани в галерее и кафе El Tamarindo. Это была совместная работа между идеями и поиском форм исполнения в сотрудничестве с мастером Хулио Мальдонадо, который всю жизнь работает с деревом и хорошо знает его историю и присутствие, особенно в колониальной архитектуре Кларинеса.
— Ты ведь не только уличный художник. Обычно работаешь в собственной студии или сотрудничаешь с галереями?
— Да, у меня есть своя студия Casa Galería, которая является не только студией, но и штаб-квартирой возглавляемого мной исследовательского центра Asociación Galería de la Calle Latinoamericana, где мы разрабатываем такие направления исследований, как публичное искусство, эстетические дискурсы, художественное производство, культурные, социальные и туристические маршруты для развития культуры и обмена с художниками и исследователями. Это позволяет мне много работать, поскольку я всегда общаюсь с друзьями и коллегами по художественной профессии.
— С каким искусством ты работаешь в студии?
— В студии я создаю ассамбляжи, инсталляции, масляную или акриловую живопись, коллажи. Мне нравятся разные техники, но прежде всего я работаю над глубоким анализом концепций и видения, которыми должно обладать искусство, когда оно хочет не только быть выставленным в галерее для продажи, но и быть способным генерировать динамику рефлексии и взаимодействия с публикой. Ведь человек зачастую чуждо культурное пространство. Я работаю с найденными материалами, предметами, деревом и артефактами, которые могут иметь какое-то отношение к определённой публике или аффективному сообществу. Превращаю всё это в концепции, линии исследования и серии художественных произведений.
Фото: Страницы из книги-объекта Хулио Линареса «Библиотека работы», 2023 год. Личный архив художника
— Расскажи о своей книге «Библиотека времени» (La biblioteca del tiempo).
— Раньше я называл её «Библиотека работы», но я потом переименовал. Это очень интересная книга-объект! Помимо использования выразительных элементов живописи, я также раскрываю в ней концепцию времени. Это понятие меня очень интересует, поскольку я изучаю, как меняется и ускоряется общество, технологии и ритмы жизни. Как на время может влиять динамика развития общества и технологий, а также динамика повседневной жизни. Я пытаюсь генерировать метафоры из выразительных элементов повседневной жизни с ее регистром. Большинство работ абстрактны, поскольку мне нравится с помощью визуала отображать метафоры времени, рассматривать их с точки зрения восприятия, а не с чего-то анекдотического. Однако есть страницы, которые уже имеют свою историю и отмечены мгновением моей жизни. Я думаю, что каждый разворот — это возможность, мой опыт. Поэтому я ношу книгу с собой как дневник всех моих переживаний в городских творческих процессах. Она сопровождала меня и в России. Когда я создавал работы на последних её страницах, размышлял о том, что теперь она имеет ещё большую ценность. «Библиотека времени» пережила вместе со мной разные этапы моего развития. Думаю, она будет у меня не последней.
Фото: Обложка каталога выставки Viajes Locales в Музее изобразительных искусств Каракаса, 2021 год. Личный архив художника
— Если бы тебя пригласили выставиться в России, с какими студийными работами ты бы приехал?
— Для участия в выставке в России я бы хотел поработать над инсталляцией, ассамбляжем и живописью. Я бы даже создал паблик-арт в рамках такого проекта. Я думаю, что это была бы вполне полноценная экспозиция, и она позволила бы мне продемонстрировать разносторонность и потенциал, который я могу принести российской публике.
— Какой проект у тебя уже есть в задумках на будущее?
— Я работаю над созданием двух параллельных выставок в Венесуэле. Одна из них называется «Местные путешествия» (Viajes Locales), а другая — «Городские времена» (Tiempos Urbanos). Первая будет проходить в моей студии, а вторая — проект в музее Алехандро Отеро в Каракасе. Этот музей находится относительно недалеко от моего арт-пространства. Замысел состоит в том, чтобы создать территориальный и диалектический диалог между этими двумя выставками. Каждая из них имеет свою концепцию, одна — время и скорость, другая — это локальное как воплощение человеческого, то есть машина против человека, органическое против неорганического. Идея создания этого диалога состоит в том, чтобы поразмышлять о времени, в котором мы живём, и о том, как произведение искусства может создавать метафоры и размышлять над этими вопросами.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!