Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите рассказать о своей выставке или творчестве? Пишите: d.bondrovskaya@sub-cult.ru
Либо слишком, либо недостаточно: что значит быть художницей сегодня

Казалось бы, рисовать, чувствовать красоту, создавать гармонию — всё это веками считалось «женским». Но стоит заглянуть на арт-рынок — и иллюзия рушится. В 2022 году на долю женщин-художниц пришлось всего чуть больше 9% от общей стоимости всех проданных произведений. В топ-50 самых дорогих лотов того года не оказалось ни одной работы женщины, а в топ-100 — всего две.

Женщины в искусстве есть, их много, они выставляются и создают. Но до вершины доходят единицы. Этот феномен называют «стеклянным потолком» — невидимой, но прочной преградой, которая мешает женщинам подниматься на самый верх профессиональной лестницы.

Почему женщины «внизу» списка?

Истоки проблемы уходят в патриархальные устои. Мужчинам традиционно доверяли как «профессионалам», их талант и серьёзность не вызывали сомнений. Женское же искусство долгое время воспринималось как второстепенное занятие, почти домашнее ремесло. Этот стереотип до сих пор влияет на восприятие художниц.

Другой барьер — социальные роли. Женщина-художница нередко совмещает творчество с обязанностями матери и жены. В результате у неё меньше ресурсов и времени для продвижения своего искусства. Мужчины же чаще могут сосредоточиться исключительно на работе, и общество считает это нормальным.

Свою роль играет и рынок. Коллекционеры и галереи охотно инвестируют в уже известных звёзд — таких как Луиза Буржуа или Яёи Кусама. Молодые художницы получают значительно меньше внимания, а значит, и меньше шансов попасть в круг больших имен и громких продаж. В результате женщин на арт-сцене много, но в «высшую лигу» проходят единицы.

fomina

Автор: Юлия Фомина

Искусство как форма высказывания

Тем не менее художницы находят способы заявить о себе. Уже в 1970-е годы появилось искусство, обращающееся к теме социальных стереотипов и поиска свободы: женщины начали напрямую говорить о гендерных стереотипах, телесности, сестринстве и поиске свободы. Эта традиция продолжается и сегодня, приобретая новые формы.

Современные художницы используют самые разные медиумы — от живописи и вышивки до керамики и инсталляций. Так, Владислава Суворова (https://suvorovaartist.com) в своей серии «Тесно» исследует чувство давления и невозможности вписаться в рамки, заданные обществом. «Мне всю жизнь говорили, что я слишком громкая, слишком прямолинейная, — рассказывает художница. — В какой-то момент я стала постоянно спрашивать себя: “А не слишком ли я…”. Мой муж никогда не задавал себе подобного вопроса. В мужском мире ты не можешь быть слишком. В женском — ты всегда либо слишком, либо недостаточно». Работы Владиславы соединяют живопись и вышивку: нити становятся символом хрупкости и связей, создавая тактильный образ несвободы.

«Я обращаюсь к теме женских судеб, потому что она волнует меня лично. Я верю: если говорить о проблеме — это первый шаг к её решению».

Автор: Алёна Федоткина

Другой пример — Алёна Федоткина. Художница говорит о женском опыте через графику, живопись, керамику и инсталляции. Её произведения затрагивают тему пограничности женского опыта, ритуальных практик и поиска корней. Она говорит о женщине, памяти и истории через формы, которые сочетают одновременно наивность и глубину философского поиска.

А вот Юлия Фомина в своих картинах акцентирует внимание на женских образах в разных культурах. Её вдохновляет то, как одежда и детали внешнего вида отражали статус и роль женщины в обществе. Поклонники Юлии отмечают как виртуозно художница использует образ, как способ рассказать историю женщины в том или ином регионе мира. Таким образом художница рассказывает истории, в которых личное соединяется с культурным.

Новая перспектива

Женщины-художницы меняют язык современного искусства. Они поднимают темы, которые долго оставались в тени, и предлагают иной взгляд на эстетику и социальные проблемы.

Пока рынок далёк от равенства, именно женское искусство становится пространством эксперимента и поиска. Оно задаёт новые вопросы и расширяет границы восприятия. И, возможно, в ближайшие десятилетия именно этот взгляд окажется движущей силой в мире искусства.

Источник фото обложки: Личный архив автора

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 
Мы используем Cookies, в том числе с использованием сервиса веб-аналитики "Яндекс.Метрика". Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие обработку данных Cookies, в том числе с использованием сервиса веб-аналитики "Яндекс.Метрика" в соответствии с Политикой. Это файлы, которые помогают нам сделать ваш опыт взаимодействия с сайтом удобнее.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Яндекс.Метрика