Масштабный выставочный проект «Коллекция Николая и Георгия Ботка. Два поколения собирателей» открылся в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков. Сотрудники культурной институции отмечают, что хорошее частное собрание — это большая редкость, и эта коллекция — одна из них. Ботка-старший, Николай Петрович, начал собирать значимые произведения искусства ещё в конце 1980-х. Он лично выбирал картины, близкие ему по духу и смыслам. Сегодня семья Ботка располагает более чем 1200 единицами хранения, среди которых и живопись, и скульптура, и графические работы. В этом году собиратели впервые решили представить свою уникальную коллекцию для широкого взора. Специально для новой экспозиции они отобрали около 180 ценнейших трудов, которые занимают сразу четыре этажа здания Петербургского музея.
В первом зале располагаются точечные шедевры собрания. Это по-настоящему уникальная выборка из различных направлений и жанров. Картины мастеров самых разных судеб не только соседствуют, но и перекликаются друг с другом.
Особенно долго хочется рассматривать работы Маревны. Настоящее имя художницы — Мария Воробьёва-Стебельская, а прозвище-псевдоним, созвучное со словом царевна, для неё придумал писатель Максим Горький во время их знакомства на итальянском острове Капри в 1911-м году. Деятельница изобразительного искусства разработала собственный уникальный стиль рисования. Она совмещала кубизм и пуантилизм — технику письма точечными мазками. Вблизи холст кажется мельчайшей мозаикой, а при отдалении превращается в целостный рисунок. На выставке можно увидеть портрет дочери Маревны и известного мексиканского художника Диего Риверы — Марики.
Изображение: выставка «Коллекция Николая и Георгия Ботка. Два поколения собирателей» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
Одно из наиболее заметных и масштабных полотен коллекции — «Пикник» Константина Кузнецова. С 1900-го года он жил и работал в Париже, где познакомился со многими выдающимися деятелями искусства. Художник активно продолжал традиции импрессионизма, что ярко отражается в его работах. Картина «Пикник» своим замыслом и расположением некоторых фигур напоминает скандальный «Завтрак на траве» Эдуарда Мане. Кузнецов отстаивал тенденции импрессионистического начала вплоть до 30-х годов XX века, когда в мировой культуре уже правил модерн. При этом в его произведения всё-таки проникает и символизм, и ар-нуво. Завораживает и цветовое решение — розовые и бордовые оттенки смешиваются с перламутровыми переливами и проступающим кое-где тёплым подтоном холста. Такую сложную по стилистике композицию воссоздал русский художник Франции в конце 1920-х.
А рядом с ним художница абсолютно советская — Лидия Тимошенко. Мы снова видим сад и женский образ. Несмотря на то, что тематика этих двух картин родственна, произведения задают совершенно разное настроение. Тимошенко — художница, чьи работы часто относят к советскому романтизму 1930-х годов. В это время она создаёт серию произведений, изображающих девушек, подростков и маленьких девчонок, которые мечтают, проводят время на даче и природе. Это воспевание молодости и юности одновременно связано с исторической «молодостью» государства, которое в начале ХХ века только отстраивает новую реальностью. Но коммунистическая держава скоро столкнётся с тяжёлыми испытаниями и трансформациями, и в то же время с ней будет видоизменяться вся общественная жизнь, в том числе и культура.
После окончания Великой Отечественной войны искусство поднималось вместе со всей страной. А потому особо ценились работы, прославляющие могущество и покой Отечества. На протяжении всей истории символом величия и умиротворения государства традиционно считалась природа. И именно в послевоенные годы инициативно переосмысляли роль пейзажа в художественном направлении. Тогда этот жанр снова стал самодостаточными и актуальным, потеснив кабинетную живопись соцреализма. Мастера постепенно отходили от строгих стандартов, искали авторский стиль изображения и для этого изучали природу. Тончайше прописанные, словно кружево, ветви деревьев на полотнах Николая Ромадина. Эпические, будто веящие прохладой, пейзажи Вячеслава Загонека. Ностальгические деревенские истории с картин Валентина Сидорова.
Читайте также
Второй этаж Музея — временно обустроенный камерный кабинет графики. Здесь собраны оригинальные иллюстрации, этюды, карандашные наброски и рисунки. Примечателен эскиз костюма Альбертины для постановки пьесы А. Мельяка и А. Галеви «Грелка» (1922) авторства Александра Бенуа. Наследник семьи известных архитекторов продолжил дело родителей в искусстве. Особенно он любил театр — создавал зарисовки одежд и декораций, сотрудничал с меценатом Сергеем Дягилевым и был художественным руководителем знаменитых «Русских сезонов». При подготовке спектакля «Грелка» в Большом драматическом театре Бенуа занимался не только оформлением, но и режиссурой. Это одна из его последних театральных работ в России, перед тем как мастер окончательно переберётся в столицу Франции.
Роман Тыртов, известный под псевдонимом Эрте, тоже связал свою жизнь с Парижем и, самое интересное, — с модой. Как художник он прославился именно обложками для журнала Harper's Bazaar. Николаю Петровичу Ботка удалось заполучить в свою коллекцию настоящую «жемчужину» из творений Эрте — работу «Танцовщица с длинным жемчужным ожерельем». Здесь как раз видны характерные для ар-нуво контурность, волнообразные линии, летящий силуэт — хрестоматийные очертания позднего модерна.
Изображение: выставка «Коллекция Николая и Георгия Ботка. Два поколения собирателей» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
На третьем этаже находится «сердце» коллекции и страсть самого её владельца. Личностное становление собирателя пришлось как раз на 60–80-е годы XX века, поэтому искусство именно этого периода созвучно его настроениям.
В начале 1960-х советскую живопись захватил так называемый «суровый стиль». Это направление уже в открытую противостояло социалистическому течению. «Оттепельные» политические послабления придавали искусству сил и смелости. Художники больше не хотели приукрашивать реальность, а творили, как хотели, и изображали жизнь такой, какой видели её на самом деле. В основе сюжетов трудовые будни рабочих и крестьян, простые сцены домашнего быта. Отличительные черты — монохромность преимущественно тёмных цветов и грубые формы, которые экспрессивно выделяют работы «шестидесятников».
Основу коллекции составляет поколение художников уже 70-х годов XX века. Этот период насыщен талантливыми мастерами. Среди них Александр Ситников, Виктор Тетерин, Виталий Тюленев, Борис Шаманов и другие. Выделяется группа московских художниц — Ольга Булгакова, Татьяна Назаренко, Наталья Нестерова. Говоря о последней, в коллекции Ботка собраны уже её более поздние, но не менее оригинальные работы. Для Нестеровой характерны, с одной стороны, необыкновенно яркие образы, а с другой — немного депрессивное видение реальности. Картины отражают бесноватость и лицедейство современного мира. Лица, как пластилиновые маски, неподвижно застывают на праздных фигурах героев.
Изображение: фрагмент картины Натальи Нестеровой «Красный ресторан», 2003 год
Мансардный зал собирает под одной крышей художников-эмигрантов, а также нонконформистов — тех, чьи работы долгое время были недоступны советскому зрителю. После революций, гражданских войн и репрессий творческая элита России массово уезжала за границу. Там русские мастера продолжали заниматься искусством и становились признанными художниками, в частности, Андрей Ланской. Он происходит из старинного рода графов Ланских, семья которых покинула Родину в 1920-м вместе с Белой армией. Художник работал в парадигме экспрессивного абстракционизма, сочетал выразительные, почти что кричащие краски. Пока в 1991-м году не рухнул «железный занавес», искусствоведы почти ничего не знали о работах Ланского, как и о творчестве Павла Мансурова, успешно продолжавшего традиции русского авангарда в Европе. Так что исследователям и художественным критикам лишь предстоит изучить, переоткрыть ещё множество мастеров и их произведений.
Изображение: выставка «Коллекция Николая и Георгия Ботка. Два поколения собирателей» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
Хотя коллекция Ботка и представляет собой неповторимое сочетание стилей, форматов и имён, отдельные работы как пазл выстраиваются в общую ретроспективу развития искусства прошлого столетия. Творчество и личность художника неизбежно переплетаются с историей, которая, в свою очередь, так же неизбежно отражается на полотнах. Социальные перемены дарят мастерам новые эталоны или же заставляют их идти против принятых правил. Здесь и рождается отечественное искусство ХХ века — монументальное и пластичное, идеологическое и неофициальное, личное и общественное.
Фоторепортаж: Егор Ставер
https://sub-cult.ru/chtivo/statji/14895-unikalnoe-chastnoe-sobranie-semi-botka-ot-1900-kh-do-2000-kh#sigProId82c94f0a91
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!