«…Я выбираю Новейшую хронологию,
Я начинаю – начинаю отсчёт иной».
Константин Арбенин
Константин Арбенин заново собрал «Зимовье Зверей». Группа возвращается к студийной и концертной деятельности в обновлённом составе. Главная интрига проекта: в качестве его аранжировщика и саундпродюсера выступает Вадим Курылёв, музыкант-мультиинструменталист, хорошо известный слушателям по работе в группе «ДДТ», ансамблю «Дубы-колдуны», «ЭлектропартиZанам» и сольному творчеству. В группе он играет на гитарах и других инструментах, руководит процессом звукозаписи.
За ударной установкой – Толик «Атомик» Смирнов, первый барабанщик «Зимовья», успевший за это время поучаствовать в самых разных музыкальных коллективах – от интернациональной блюз-роковой команды «Mama's Bad Boys» до джазового состава «Atomic Jam Band».
Бас-гитарист концертного состава – Михаил Иванов, единомышленник Арбенина по многим проектам.
Электрическое звучание группы оттеняет и украшают губные гармошки Алексея Кормина.
Сейчас обновлённое «Зимовье» работает над своим первым в этом составе альбомом «Новейшая хронология». Запись продюсирует Сергей Котырев и его лейбл «Редкие Рыбы». Сетевой релиз альбома запланирован на конец декабря, а первый концерт «Зимовье Зверей» даст уже 21 октября – в петербургском клубе «Сердце».
Каким будет новое «Зимовье» и его «новейшая хронология», за пару недель до первого выступления группы рассказал Константин Арбенин.
— Возрождение «Зимовья Зверей» или, как это модно сейчас говорить, реюнион – событие для поклонников весьма неожиданное. На него в тайне надеялись, но многие, кажется, уже смирились, что этого не произойдет. И вот, оно, все же, случилось. Каким будет обновлённое «Зимовье»?
— Я бы не стал называть это реюнионом или возрождением группы. Обычно под этим подразумевается, что давно распавшиеся составы воссоединяются, чтобы исполнять старый репертуар, спекулируя на ностальгических настроениях своих поклонников. В нашем случае всё немного иначе. Во-первых, я не воссоединяю старый состав, а собираю на его основе новый – обновляю группу, вношу изменения. Во-вторых, я это делаю прежде всего для того, чтобы делать новые песни, то есть продолжать художественную линию «Зимовья» уже на современном этапе. Я хочу вернуть дух «Зимовья», не следуя точно его букве. Старые песни, конечно, будут звучать в концертных программах, мы обязательно вернём в репертуар давно не исполнявшиеся вещи, но мы не собираемся ограничиваться только ими. Поэтому я бы не называл это возрождением, воссоединением – нет, самое подходящее здесь слово: продолжение. Я продолжаю своё дело, подключив к нему тех людей, которым я доверяю.
— Почему именно «Зимовье Зверей»? Почему не «Сердолик» или новый проект?
— Девять лет назад я прервал это дело, закрыл коллектив, потому что не видел, каким образом это можно продолжить. С теми людьми, с которыми мы этим занимались, это было уже невозможно. Творческие и человеческие отношения иссякли, выветрились. Но дух группы, её идея, её эгрегор никуда не девались. Они просто парили где-то в параллельном пространстве, не использованные. И вдруг появилось очень простое решение – надо вернуть название «Зимовье Зверей», вернуть настрой и звучание группы, просто найдя для этого новых сподвижников. Идея вернуться к названию «Зимовье Зверей» появилась, когда написанный в последнее время музыкальный материал стал складываться в альбом. Такие подобрались песни, что возникло желание сделать этот альбом электрическим, с живыми барабанами, с другими живыми инструментами, захотелось, чтобы это был рок-альбом, который бы и по характеру, и по саунду был созвучен первым работам «Зимовья». А дальше пришло понимание, что это должен быть альбом именно «Зимовья Зверей» и надо возвращаться к этому проекту, но уже чуть иначе – с новым аранжировщиком, новым подходом. Процессу способствовало моё знакомство с Сергеем Котыревым, директором лейбла «Редкие Рыбы», издающим штучную, неординарную музыку и любящим творчество «Зимовья». Он и стал не только продюсером альбома, но и катализатором процесса. Вообще сочетание «Редких Рыб» («РР») и «Зимовья Зверей» («ЗЗ») мне кажется неслучайным и многообещающим.
— Расскажите об альбоме. Что ждет слушателей?
— Альбом носит рабочее название «Новейшая хронология» – так называется и заглавная песня, которая уже знакома моим слушателям. В него войдут композиции, созданные за последние несколько лет и ещё не зафиксированные в студии. Многие я пел и пою на своих концертах – это и «Лорелея», и «Сага о своём», и «Из лета в осень переезд»... Кое-что написано уже в процессе создания альбома и будет сюрпризом для слушателей. Записываемся мы на прекрасной студии – Петербургской студии грамзаписи, той самой, которая когда-то была филиалом всесоюзной «Мелодии». И звукорежиссёр у нас очень хороший – Владимир Носырев. Основная часть материала писалась на магнитную ленту, чтобы звук был более объёмным и тёплым. Затем мы всё это перекинули в «цифру», и сейчас у нас этап записи приглашённых музыкантов – трубы, скрипки, перкуссии. Аранжировщиком и саундпродюсером, к моему огромному удовольствию, согласился быть Вадим Курылёв – один из лучших аранжировщиков отечественной рок-сцены, автор и музыкант, которого я люблю и ценю. Он взялся за работу, не смотря на свою занятость, и так точно и тонко ухватил материал, с таким пониманием моей авторской специфики, как будто бы мы с ним всю жизнь работали вместе. Поддержал идею возрождения группы и Толик Смирнов – барабанщик «Зимовья»; именно его присутствие в новом составе и даёт ту классическую «зимовскую» базу, тот барабанный драйв, который запомнился всем с первых альбомов. Для меня именно Вадик и Толик явились главными аргументами в пользу возвращения старого названия: стоящий у истоков барабанщик и новый аранжировщик со свежим современным взглядом – это как раз то, чего не хватило «Зимовью» десять лет назад, чтобы продолжить своё существование. Теперь пазлы сошлись, и группа может снова стать тем «Зимовьем», которого так давно не хватает всем, в том числе и мне.
— Состав группы долгие годы был «плавающим», неизменным в нем оставались вы и Александр Петерсон. Думаю, не ошибусь, если скажу, что для большинства слушателей «Зимовье Зверей» – это Константин Арбенин и Александр Петерсон. Как же «Зимовье» без Петерсона, и будет ли кто-то вместо него?
— Конечно, многие удивятся и расстроятся отсутствию в группе Александра Петерсона. Но тут уж ничего не поделаешь; Саша внёс в группу огромный вклад, он был её частью много лет, но этап нашего с ним сотворчества прошёл, и надо просто принять этот факт. Сейчас Саша занимается совсем другими вещами, а сделанное им в «Зимовье» останется в его истории. Главным моим заблуждением всё это время было считать, что «Зимовье» – это я плюс Петерсон. Когда мы стали что-то делать вместе с Вадиком Курылёвым, я вдруг почувствовал этот дух сотворчества, этот рок-н-ролльный драйв, которого мне так не хватало, и я понял, что вот оно – «Зимовье», каким мне оно виделось когда-то, в самом начале. И я понял, что «Зимовье Зверей» – это я, мои песни и второй человек, который делает саунд, музыку, аранжировки. Говоря «второй» я в данном случае не преуменьшаю роль этого своего соучастника, поскольку быть таким вторым в группе – это особый дар, не каждый на это способен. Вадим – самодостаточный музыкант и автор, но он умеет быть таким «вторым», и это очень ценное качество.
— Почему вы только сейчас решили вернуться к «Зимовью»?
— Видимо, надо было выдержать такую паузу. За эти девять лет я доказал себе, что сам по себе чего-то стою, что я самодостаточная творческая единица. И потом, я же не стоял на месте, я продолжал писать песни, выступал с «Сердоликом», научился аккомпанировать себе на гитаре. И поэтому я возвращаюсь к «Зимовью» не как к какой-то необходимости, а именно как к идее – мне интересно уже с этим багажом, с этим самоощущением продолжить зимовскую историю. Уже не «Зимовье» представляет меня публике, а я – представляю «Зимовье». И мне хочется показать его не только старым слушателям, но и тем, кто знает меня уже только по пост-зимовскому периоду, кто никогда «ЗЗ» на концертах не слушал, кто не знает энергетики этого живого звучания. А таких людей среди моих слушателей за это время появилось довольно много. То есть я ориентируюсь не только на обновлённый состав музыкантов, но и на обновление слушательской аудитории. Я надеюсь, что этот новый этап вызовет новую волну интереса к творчеству «Зимовья», в том числе и старому. Я считаю, что этот песенный материал заслуживает большего внимания, большего количества слушателей, и решение продолжать – это ещё и попытка поднять интерес к старым альбомам, вовлечь в мир «ЗЗ» тех, кто по каким-то причинам в своё время пропустил мимо ушей творчество нашей группы. Или не застал его просто в силу возраста.
— После «Зимовья» вы создали другой проект – «Сердолик». Какова будет его судьба сейчас?
— Я не отказываюсь от идеи «Сердолика», но всему своё время. Я сейчас очень чётко ощущаю разницу между «Зимовьем Зверей» и «Сердоликом» – хотя тот и другой проект строятся на моём материале, но это как будто разные творческие сущности. Они обе мне дороги, обе являются частью меня. Возможно, я вернусь однажды к «Сердолику», возможно, эти миры будут существовать параллельно, – я не могу сейчас предсказать, как оно там будет. В конце концов, это всё этапы одного пути. Сами создаваемые мной песни как бы ведут меня от вешки к вешке, от названия к названию, я тут – проводник, главная задача которого – хорошенько вслушиваться в пространство и считывать маршрут, диктуемый свыше. Нет такой цели – играть песни как-то иначе, чем они звучали в оригинале. Когда я ушёл из «Зимовья» и занялся «Сердоликом», такая цель была, хотелось каких-то неожиданных интерпретаций старых композиций, мы поначалу пытались посмотреть на старые песни с другой стороны... Сейчас наоборот хочется вернуться к тому изначальному звучанию, но, естественно, в рамках разумного.
— Чем звук обновлённого «Зимовья Зверей» будет отличаться от старого, к которому все привыкли?
— Во-первых, изменились мы, музыканты, во-вторых, изменился состав, – поэтому точного попадания, «фонограммы» не будет. Всё равно звучание изменится, но это будет процесс естественный, а не умышленный. Мы будем звучать более современно, уже хотя бы потому что не 90-е на дворе, а совсем другое время. Но многие старые вещи мы вспомним уже на концерте 21 октября, не только те, что я исполнял всё это время на сольниках и с «Сердоликом», но и те, которые с 2009 года не звучали со сцены, типа «Свидетелей» или «Мелодии непонимания». И тут надо сказать ещё об одном важном отличие нынешнего состава от старого «Зимовья». Группа в разные времена была разной, но она была как бы изначально заточена под акустику, и даже, когда мы играли электричество, у нас не было полновесного электрического состава. Не все, наверное, это помнят, но в 90-х в группе не было басиста, партия баса была запрограммирована, включался компьютер – он и выдавал басовую партию. В нулевые, когда появился бас-гитарист Миша Иванов, Толик уже не играл на барабанах, а выходил на сцену в качестве перкуссиониста и бэк-вокалиста. Не совпадало. Электрических концертов, сыгранных полным электрическим составом – с Толиком на барабанах и Мишей на басу – было всего два, где-то году в 2003-м мы сыграли их подряд в Питере и Москве. Сейчас, с нынешним составом, я нацелен прежде всего на электрические концерты, это такой рок-формат. Именно этого хочется на данном этапе, именно это диктует рождающийся материал и дух времени. Будет ли что-то другое – конечно, будет когда-нибудь, но об этом пока рано думать, изменения неизбежны, но они приходят естественным путём в свой час. Сейчас есть чёткие планы на ближайшее время, вот их мы и осуществляем.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!