Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите дать нам интервью? Пишите: main@sub-cult.ru
Зимовье зверей

В этом году Константин Арбенин отмечает свое пятидесятилетие. Переоценить вклад музыканта, поэта и прозаика в становление и развитие российской рок-музыки трудно – музыка «Зимовья Зверей» вдохновила и направила множество современных артистов. Так же считают и в сообществе «Бард Рок»: Евгений Максименко и Евгений Сабельфельд на платформе «Бард Рока» запустили масштабный интернет-трибьют «#ПосерединеВека» в честь юбилея Константина Арбенина.

«Портал Субкультура» попытался выведать у организаторов, каких результатов ждать от трибьюта, возможно ли добиться поставленных целей, и что такое бард-рок.

Трибьют Константину Арбенину

— Как появилась идея трибьюта? Я знаю, что ее предложил ваш корреспондент, но как это было? Меня интересуют обстоятельства. Можете описать эту ситуацию?

— Евгений Максименко: Случайный разговор. Собственно, факт того, что Константину Арбенину в этом году исполнится 50 лет вряд ли можно назвать сюрпризом и неожиданностью. Число очень «красивое», и создание какого-то приуроченного события напрашивается само собой. Саму идею трибьюта действительно предложил корреспондент сообщества «Бард-Рок» Влад Шакин. Мы тогда как раз встретили Константина Юрьевича на вокзале и ехали вместе в машине, чтобы Арбенин дал Владу интервью для нашего сообщества. Пока ехали – заговорили о «юбилейности» этого года, и у Влада родилась идея создания памятного трибьюта.

— Участники интернет-трибьюта в постах порой делятся своими историями знакомства с творчеством Арбенина, рассказывают о том, как он повлиял на них. А у вас есть такая история?

Евгений Сабельфельд: Был период в жизни, в начале 2000-х, когда группа «Зимовье Зверей» была одним из важнейших этапов музыкального восприятия моей жизни и неотъемлемой частью моего плеера. В 1998 году я впервые услышал песню «Джин и тоник» под гитару на Арбате. Парень, который её пел, не мог сказать, чья это песня. Он сам её услышал где-то в Питере. Наверное, года два я её искал. А потом мне дали послушать кассету. На одной из сторон была тогда не известная мне группа «Зимовье зверей». Очень хорошо помню то головокружение в электричке, в районе станции Павшино, когда в наушниках зазвучал «Джин тоник». Я скупал все альбомы «ЗЗ» на кассетах, потом на дисках. Не пропускал концертов в Москве и даже специально мотался на концерты в Питер. Находился в эйфории от рукопожатия Кости и автографа на его книжке.

Евгений Максименко: 2007-й год. Первая в жизни поездка в Питер. Остановился у бывшего одноклассника, который на тот момент прожил в северной столице уже достаточное время и успел хорошо изучить андеграунд русского рока. Он и устроил мне своебразный ликбез по качественной музыке. Меня сразу же, с первого прослушивания, зацепили некоторые песни с альбома «Свидетели» группы «Зимовье Зверей». Много послушать не успелось, поэтому товарищ записал мне всё доступное к тому моменту творчество на диски, которые я и привёз с собой в качестве «культурного сувенира». А жил я тогда в Ростове-на-Дону, в студенческом общежитии. Нормального доступа к интернету в те годы у нас не было, как не было и широкого выбора музыки в музыкальных магазинах. Поэтому, очень скоро всё наше общежитие начало случать «Зимовье Зверей». Недавно встретились с университетским другом – он как раз ностальгически вспомнил, что это я всех на Арбенина «подсадил».

— Каковы были ваши ожидания от запуска интернет-трибьюта, когда эта идея только появилась?

Евгений Сабельфельд: Очень рассчитывали на большое количество участников в группе встречи, всё-таки «Зимовье Зверей» – это действительно легенда андеграундного русского рока.

Трибьют Константину Арбенину

— Насколько успешным уже сейчас можно считать проект?

— Евгений Максименко: Если судить по цифрам, то пока участников очень мало. Если оценивать по «качеству», то всё идёт к тому, что мы реализуем нашу изначальную цель – максимально распространять умные добрые песни, интеллектуальный рок. География участников проекта очень широка: в трибьюте будет задействован один коллектив из Австрии, исполняющий песни на русском языке. А ещё среди участников ждём представителя Владивостока. Очень порадовало то, что исполнением песен-подарков Арбенину захотели заняться не только музыканты, но и некоторые концертные директора, организаторы мероприятий, радиоведущие. И ещё интересный момент. Недавно в группу проекта своё видео прислал человек, для которого песня Константина Арбенина стала первой, полностью разученной им на гитаре. Вот это, наверное, можно считать главным показателем ценности творчества Константина Юрьевича. Ведь если это творчество сподвигло кого-то в первый раз взять в руки музыкальный инструмент, чтобы научиться самому исполнять эту песню друзьям – искусство выполнило свою социально-культурную функцию.

— Сколько песен войдет в официальный трибьют?

— Евгений Максименко: Планируем собрать 50 песен. Магия цифр, в честь юбилейной даты.

— Можете уже сейчас сказать, кого именно мы услышим в этом сборнике? Эти ребята известны и уважаемы именно в бард-роке, или они своим именем могут перетянуть на себя внимание и из других сцен?

Евгений Максименко: Это в любом случае музыканты, которые активно выступают в формате «один человек с гитарой», но многие из них имеют собственную группу, играющую в электричестве. Эти музыкальные коллективы так или иначе представляют «русский рок», хотя стилистические форматы различны: от мягких софт-рока и брит-рока, до прогрессив-металла и панк-рока. Хотя, будут некоторые исключения. Например, один из участников трибьюта активно занимается электронной музыкой, выпускает альбомы в этом формате. Но, в основном, стилистический пласт музыкантов-участников достаточно однообразен и форматен. У нас не было цели привлечь внимание поклонников популярной эстрады, шансона, рэпа или электронщины. Как организаторам нам намного интереснее максимально широко затронуть нашу целевую аудиторию, а не пытаться засветиться на всех фронтах. Иначе, очень высок риск сделать разношерстный сборник, который никому не будет интересен в целом. То есть человек отметит для себя пару композиций своего любимого формата или стиля, но не более. Мы же хотим создать продукт, который захочется закинуть себе в плеер целиком и рекомендовать этот сборник всем друзьям.

— Большая часть участников официального трибьюта была отобрана заранее. По какому принципу проходил этот отбор? Например, «Тараканы!» для своего трибьюта приглашали группы по принципу схожести характера групп и характера песен. Как это происходило в вашем случае?

— Евгений Сабельфельд: Мы начали с тех музыкантов, кого не пригласить в проект было просто нельзя - каких-то коллег по цеху, с кем Константина Юрьевича связывает тесное сотрудничество. Например, многие слышали о проекте «АрБаКом» (Константин Арбенин + Михаил Башаков + Кирилл Комаров). Если кто был на моноспектакле Арбенина «Два Клоуна» – музыку к постановке писал Дмитрий Максимачёв, который тоже примет участие в трибьюте. Также, в число участников официального диска войдут музыканты, которых с юбиляром связывают длительные дружеские отношениями. Далее, был тот самый критерий, который вы упомянули – схожесть в идейности творчества, в характере посыла песен. Ведь ни один уважающий себя музыкант не станет участвовать в подобном проекте «для галочки», то есть просто для самого факта записи песни. Все приглашенные нами люди разделяют идеи и помыслы, которые Арбенин вкладывал в свои сочинения. Каждый из участников выбирал для записи именно «свою» песню, которую считал подходящей для личного исполнения, чтобы это исполнение было искренним и глубоко личностным.

Трибьют Константину Арбенину

– На данный момент у вас появились кандидаты на место на диске из тех, что публиковали каверы в «ВКонтакте»? Можете кого-то выделить?

— Евгений Сабельфельд: Да, очень хорошо сделанные и спетые каверы приходят в группу встречи трибьюта. Но пока рано кого-то выделять, так как проект только вошёл в активную фазу, когда новые песни присылаются ежедневно. Будет ещё больше присланного материала – можно будет уже более конкретно обсуждать кого-то. Но, совершенно точно можно сказать, что кандидаты уже есть и будут ещё: многие музыканты очень серьёзно подошли к выбору песни и качеству записи.

— Вы говорите, что трибьют планируется как акустический. То есть, если я правильно понимаю, формат музыки здесь – бард с гитарой, или какая-то команда, исполняющая музыку в каком-то схожем ключе. Если в общих чертах цель любого условного трибьюта – показать конкретное творчество с разных точек зрения, под новыми углами, то здесь будет не так уж и много отличий между этими разными точками зрения, нет?

Евгений Максименко: Это распространённое заблуждение. Не верно отождествлять понятия «бардовская песня» и «бард-рок». То, чем занимается наше сообщество, можно назвать более понятным всем термином «акустический рок». Представьте Александра Башлачева, Веню Д’Ркина, Юрия Шевчука, Виктора Цоя, Сергея Чигракова, играющих свои песни сольно под акустическую гитару или под небольшой акустический аккомпанемент, не отвлекающий от текста – вот это и есть бард-рок. Акцент на смысловом посыле, и текстоцентризм творчества. А в плане музыкального разнообразия – это тоже стереотип. Возьмём, для примера, «классический» состав рок-группы. Барабаны, бас, ритм-гитара, соло-гитара, вокал. Сколько существовало и существует таких коллективов? Миллионы. Можно ли говорить, что всё творчество таких групп однотипно и не отличается разнообразием? Конечно же, нет. А акустический рок отличается от своего электрического собрата только отсутствием перегруженного звука. Но настоящий «русский рок» - он же должен быть не в дисторшне и грохоте ударных, а в сердце и в душе, ведь так? Если рассматривать только стилистические основы – то в данном случае ситуация будет схожая, как если бы мы обсуждали и сравнивали различные музыкальные течения. К примеру, спросите у человека, не любящего реггей, о его отношении к этой культуре. И он вам скажет, что все эти песни однотипны, и музыка одной группы не отличается от другой. Но, в то же время, поклонник музыки в слабую долю будет иметь и свои любимые песни, и своих любимых исполнителей, и сможет очень много рассказать о музыкальном разнообразии данного течения. Для сравнения, можно то же самое говорить и о для панк-роке, и о хэви-метал. А бард-рок не обозначает какую-то стилистику. Это наджанровое понятие. Под акустическую гитару можно петь и реггей, и панк-рок, и хард-н-хэви. Изначально, выражение «To pay tribute» означало «публично выражать кому-то своё искреннее уважение за заслуги». Многие часто путают это с термином «кавер-версия», когда первостепенным становиться именно музыкальное переосмысление и попытка оценки композиции «другим взглядом». Мы задумывали «Посередине Века» именно для выражения уважения легенде питерского андеграунда, а также для распространения по сети умных песен с осмысленными текстами. То есть, уделяя внимание, в первую очередь, смысловому содержанию песен. Хотя, в нашем случае, и акустические кавер-версии также присылаются в группу и будут издаваться на диске. В целом, можно сказать, что музыка на диске будет выдержана в единой концепции звучания, но, тем не менее, будет наджанровой – то есть разнообразной и не загнанной в искусственные жесткие рамки. Альбом будет слушать интересно и не скучно.

Трибьют Константину Арбенину

– А все-таки что с электричеством? Вы оставили вакантные места на диске. Если какая-то группа запишет сочнейший кавер с перегруженными гитарами или обилием электроники, вы их возьмете, потому что это круто, или не возьмете – потому что не формат?

— Евгений Максименко: Вообще, сообщество «Бард-Рок» очень старается блюсти формат при организации мероприятий. Например, на наших фестивалях на сцене нет барабанной установки и комбоусилителей для гитары и баса. Но данный проект, во-первых, делается не ради «Бард-Рока», а ради Арбенина, а во-вторых, целью является не проведение концерта, а запись и распространение песен. Поэтому, мы решили не быть категоричными и дать музыкантам возможность понимать термин «акустика» так, как им будет удобно. Однако, если кто-то очень захочет сделать основной упор на гитарные примочки и процессоры эффектов, а не на значимость содержания, силу слова и качественную поэзию – то это не только не наш формат, но и не цель нашей задумки.

— Какова роль самого Арбенина в трибьюте?

— Евгений Сабельфельд: В самом начале он рассказал нам о своих друзьях-музыкантах, которых мы – организаторы трибьюта - можем не знать, но которые могут очень захотеть поддержать проект свои участием. Также, Арбенин назвал некоторых авторов-исполнителей, чьё творчество ему очень нравится и кажется пересекающимся в смысле идей и посылов. Однако, Константин Юрьевич – очень интеллигентный человек с твёрдыми этическими принципами. И он сразу дал нам понять, что не будет создавать «трибьют имени самого себя», так как считает это не правильным и не логичным. Поэтому, тандем Максименко + Сабельфельд и принял все «бразды управления». А Арбенин будет рад видеть любой результат, если все задействованные в проекте будут участвовать в нём только по собственному искреннему желанию.

— Почему вы решили издавать трибьют на дисках? Выпуск диска чаще всего предполагает его дальнейшую продажу. В вашем случае это так? Каким образом тогда будут выстраиваться правовые и финансовые отношения между Константином Арбениным, вами и исполнителями?

— Евгений Сабельфельд: В нынешнее время основным способом прослушивания музыки является мр3-файл в плеере или на флешке, вставленной в магнитолу или компьютер. Поэтому диск на сегодняшний день – это скорее фирменный мерч. Памятный сувенир, который приобретают, скорее, в коллекцию, нежели именно для прослушивания. А поскольку трибьют юбилейный, то очень хочется после завершения проекта оставить какой-то сувенир, физическое воплощение трудов очень многих людей. Диски будут продаваться. Часть тиража будет распространяться нами (на концертах и фестивалях, организованными сообществом «Бард-Рок»), часть тиража можно будет купить на концертах Константина Арбенина (у представителей его орг команды), а часть дисков мы распределим между участниками сборника, которые также смогут продавать их на своих сольных выступлениях.

Трибьют Константину Арбенину

— Одна из целей вашего проекта – привлечение внимания к творчеству участников трибьюта. Нет ли здесь противоречия? Они ведь будут петь не свои песни.

— Евгений Максименко: Они будут петь песни не свои, но почти свои. Вот, например, один из участников трибьюта сказал так: «Бывают такие песни: когда их слышишь - испытываешь шок. Ведь это должен был написать я, но почему-то не написал. И когда предоставляется повод такую песню исполнить - это внутри себя уже не обсуждается». Также, песни для трибьюта, распространяемые по сети, обязательно вызовут интерес у любого слушателя. Ведь почти каждому будет интересно – что за человек перепевает песню Арбенина, а какие песни он сам сочиняет? Вернёмся к вопросу о форматных рамках для участников диска. Все наши музыканты, пусть они даже и представляют разные стили, выступая в электричестве с группой, – они все едины в одном. Их творчество обязательно строится на качественной красивой поэзии с глубоким содержанием и интересным смысловым посылом. Поэтому, мы уверены, что каждый поклонник творчества одного из участников трибьюта с большим удовольствием откроет для себя и новые хорошие песни – неизвестного для себя автора-исполнителя.

— Другая цель – пропаганда песен с серьёзной поэтической составляющей, осмысленными текстами. Как вы думаете, эта цель может быть достигнута сегодня?

Евгений Максименко: Да. Именно с этой целью изначально и создавалось вконтактное сообщество «Бард-Рок», именно для этого мы и делаем свои мероприятия и проекты. Если бы не было веры в перспективу массовости и популярности интеллектуального рока, то мы, наверное, уже устали бы тратить свои силы, время и нервы на новые и новые задумки.

— Пропаганда нужна тогда, когда пропагандируемое явление не пользуется популярностью. Пропагандировать здоровый образ жизни надо, когда общество его не ведет. Политическую пропаганду можно увидеть, когда официальная политика не привлекательна сама по себе, и нужно насаждать ее руками. Что тогда, по-вашему, происходит сейчас с музыкой?

Евгений Максименко: На самом деле, среди современных поклонников русского рока всё чаще и чаще можно услышать мысли об острой нехватке песен с качественной текстовой и смысловой составляющей. То есть востребованность в этом «продукте» есть. Более того, даже слушатели так называемой «попсы», заполонившей ТВ и FM-радиостанции, открыто признают глупость и примитивность того, что приходится слушать в качестве музыки. То есть когда часто и от многих людей слышишь, что современный русский рок «уже не тот», а современную эстраду вообще невозможно слушать - это показатель, что люди стремятся к качественной музыке и к искренним песням. А мы-то знаем, что есть умные и красивые песни, есть очень талантливые авторы-исполнители. Замечательные музыканты и поэты. И не просто есть – их очень много. Но мы живём в век сильного информационного шума. Всего существующего музыкального контента не переслушать за всю жизнь. Нужно создавать способы донести что-то действительно стоящее до ушей и сердец умных людей. Этим и занимаемся.

— Кто и каким образом может делать вывод о том, насколько современная поэзия в целом серьезна и осмыслена?

— Евгений Максименко: Понимание «серьёзности» и «осмысленности» поэзии, конечно же очень субъективно. Однако, некоторые критерии оценки вполне могут существовать, и они логичны. Например, словарный запас отдельно взятого произведения или всего творчества автора. Есть ли скрытый подтекст и зашифрованность смысла, или в песне всё поётся прямым текстом. Размышляет ли артист о философских вопросах или самопознании, или просто рифмует строчки. А самое главное – помогают ли эти песни пережить тяжелые жизненные ситуации, являются ли моральной поддержкой в непростой для человека период времени. В данном случае мы занимаемся «пропагандой» в значении придания чему-либо бо́льшей заметности. Чтобы обратить внимание людей на что-то, что может быть не заметно в условиях бешеного ритма жизни и окружающего информационного загрязнения.

— Планируете ли вы вывести трибьют за пределы Сети и дисков? Может есть планы провести какой-то ламповый фестиваль – пригласить непосредственных участников, сыграть все вживую?

— Евгений Сабельфельд: Угадали! Уже запланирован большой акустический гала-концерт в Москве 25 ноября 2018. Это будет как бы два совмещенных мероприятия – юбилей Арбенина и презентация трибьюта. В программе будет сольный сет Константина Юрьевича, а также много приглашенных гостей из числа участников официального трибьюта. Пока что финально согласуем нюансы с площадкой и участниками, очень скоро сообщим все подробности – информация будет в сообществе Бард-Рока вконтакте и паблике Константина Арбенина.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика