Аня Пинки – инстаграм-блогер, аудитория которой составляет около 50 тысяч подписчиков. Девушка привлекает читателей и зрителей не только яркой и неординарной внешностью – она рассказывает о литературе и сторителлинге. Среди многих блогов её уютная страничка отличается красочным и полезным контентом, а также интересной подачей простых событий жизни. Аня рассказала нам о её опыте в блогосфере и о сторителлинге как об инструменте для создания классного контента для любой сферы.
– Как получилось так, что ты начала увлекаться литературой?
– Ну… Я рано начала читать. Мне было 4, я прочитала «Мышонка Пика» Бианки. Недавно перечитала его и поняла, что, на самом деле, это очень жестокое произведение о репрессиях. Но в детстве я не понимала такого глубокого смысла и очень любила эту книгу. Помню, как впервые взяла её в руки, и с того момента я просто читала. А ещё я любила развлекаться, создавая свои истории. В моём детстве выходил журнал «Чародейки», его выпускали раз в месяц, и там были комиксы. Где-то за час я читала этот комикс, и оставшийся месяц нужно было ждать, когда выйдет следующая часть. Это было мучительно, и поэтому, чтобы как-то себя занять, я разрезала старый журнал на части – на реплики, на героев –, вырезала эти квадратики и составляла новую историю. Выходило что-то вроде сценария. Я читала самодельный комикс друзьям, составляла новый из обрывков старого комикса, и так весь месяц я терроризировала куски журнала до тех пор, пока новая часть не выходила.
– А успех во дворе у друзей имели комиксы?
– Да, была компания читателей, можно сказать, моя первая аудитория. А после этого я уже просто жила с тем, что хочу писать и рассказывать истории, но не было устойчивой ролевой модели писателя. Непонятно было, как становятся писателями, как и что нужно было делать. На вопрос «Куда ты будешь поступать?» нельзя было ответить, что на писателя, хотя оказалось, что на писателей тоже учат – в Литературном институте. Но я жила в Омске и не знала этого.
– Как школа сказалась на твоём стремлении писать?
– Я закончила физмат. У меня было 7 часов физики в старших классах и всего час литературы в неделю. Поэтому школьное образование закалило мне характер. У меня 12 троек в аттестате – пятёрки были только по английскому, русскому и литературе.
– Теперь я точно понимаю, почему у тебя не сложилось с журналистикой. Кстати, почему ты всё-таки решила идти на журфак?
– Потому что мне казалось, что там научат писать. Вообще, мне надо было уехать из Омска, а, чтобы уехать из Омска в 16 лет, надо обязательно куда-то поступить. Самым очевидным решением был журфак, потому что там якобы (как потом оказалось, это не так) пишут и учат создавать свои произведения.
– Зачем ты решила бросить университет?
– Чтобы идти дальше! Я не зациклена на том, что взятое нужно всегда доводить до конца. У меня нет идеи об отношениях на всю жизнь, нет идеи про обязательно полученный диплом. Иногда, к сожалению, у меня нет идей про окончательно завершенные проекты, которые я начала. Если что-то перестаёт приносить удовольствие и не отвечает больше целям, это можно бросить. Бывает так, что тебе в кайф чем-то заниматься, а, бывает, что тебе просто нужно выполнить цель. Я потеряла и кайф, и цель: корка журналистская мне не нужна, писать меня там не учили. Тем более, так сложились жизненные обстоятельства, что со второго курса пришлось самой себя обеспечивать, и было не до журналистики.
– Как вообще родился твой блог?
– Сложно. Я очень хотела блог, работала в SMM долгое время. Я работала с личными брендами, с блогерами и экспертами, понимала весь «внутряк», но мне было очень страшно. Казалось, как это, -- поставить перед собой камеру и разговаривать с ней?
Больше всего я боялась осуждения. Снимала себе сториз в галерею телефона, писала посты в «заметки», скачала планировщик ленты и составляла там график для публикации материалов. Я, по сути, вела блог, но у себя в телефоне, а не в Инстаграме. И ждала моменты, когда меня как-то попустит, и я смогу начать – по-настоящему начать.
Тормозили меня и мысли о том, что же скажут другие люди. Я работала в офисе тогда, в агентстве, и, когда я завела аккаунт, я создала его на «левый» номер телефона, чтобы в рекомендациях в инстаграме моим знакомым блог не высвечивался. Но он всё равно высветился. И это было очень стрессово, потому что я приходила в офис, и мне говорили: «О, ты блогером решила стать?». Сейчас я понимаю, что так они пытались меня поддержать – слегка токсичное подбадривание. А тогда я хотела провалиться сквозь землю.
Начала я блог осенью, возвращаясь на родину, в Омск, из Петербурга. Я оказалась за 3000 километров от своей работы, от привычного окружения, и, видимо, я почувствовала себя более безопасно в плане осуждения – всё осталось далеко, я здесь, там другое. И я выложила в одно утро девять постов и понемногу начала «раскачиваться».
– Основная тема блога – лайфстайл. Но твои основные инфопродукты – это гайд по сторителлингу и сопровождение блоггеров. Как ты пришла к той теоретической базе по сторителлингу, которая у тебя есть, откуда ты её брала?
– Я всё долго нащупывала. Было только два продукта по Инстаграму, которые я смотрела – это вебинары Оли Кравцовой. Она озвучивает сериалы и рассказывает, что все блоги должны обладать собственной драматургией. Когда я начала вести свой блог, я посмотрела её вебинар про сториз, где говорилось, что автор блога – главный герой в собственных сториз, а в любом контенте должна быть своя драматургия. Я так зацепилась за эту мысль, что начала думать в эту сторону. Теперь принципиально не смотрю никаких продуктов по Инстаграму, потому что они меня сбивают, у меня свой подход. Если я что-то посмотрю, то буду заступать за себя, а я не хочу никуда заступать.
Вообще, в инстаграме, в блогинге, вообще во всем главное правило – делать самому. Я знаю много людей, которые постоянно проходят курсы, смотрят вебинары, читают гайды. Это создаёт иллюзию деятельности: типа ты работаешь над блогом. На самом деле, ты ничего не делаешь, потому что, пока не начнёшь сам делать контент, не поймёшь практических механизмов. Все правила, гайды – это база, на которую можно опереться, но не принимать, как правило. Это ни в коем случае не замена собственному опыту. Я, например, на собственном опыте поняла, что людям интересен человек. Что бы я ни делала, что бы экспертного ни рассказывала, аудитории интересна я и то, что у меня происходит в жизни. Это как сериал – в хорошем смысле.
– Чувствуешь ли ты себя актёром в своём блоге или ты – это ты?
– Нет, сериал – это про форму, но ни в коем случае не про содержание. Я не хочу быть для себя актёром, я это я со всеми своими эмоциями. Есть что-то, что я не показываю в блоге, но всё, что показываю – настоящее. Драматургия – это про форму, про то, как показать свою реальность.
– Сторителлинг в современном понятии это какая-то составляющая литературы или универсальный метод для создания текстовых материалом?
– История – это единственный способ донесения информации. Всё, что я сейчас рассказываю, рассказано историей про историю. Я не говорю абстрактно о том, как я начала заниматься литературой, как развивала блог, рассказываю всё событийно. Даже историю про блог я рассказала по типичной структуре: хотела, преодолевала препятствия, достигла результата. Даже на этот вопрос ответила через сторителлинг. Он ведь везде – в рекламе, в кино, в сериалах, блогах, разговорах.
– Почему ведёшь именно лайфстайл-блог, а не узконаправленную страничку?
– Из меня так идёт. Если вдруг из меня пойдёт какая-то экспертная обучающая информация, которую я захочу вкладывать в посты, то она обязательно появится. Мне просто так в кайф. Поэтому я не смотрю никакие продукты по блогингу – мне важно услышать себя. Если забить эту свою «блогинговую интуицию» всем подряд, то можно её потерять. Сторителлинг и литература – это часть моей жизни, а не я – часть сторителлинга и литературы. Да и не представляю, как в рамках инстаграма можно обучать таким вещам. Экспертный контент в блоге – это очень специфическая обрывочная информация, скорее, какое-то дополнение.
А ещё для того, чтобы чему-то научиться, надо сначала понаблюдать. Поэтому мне кажется, что тот лайфстайл-контент, который я делаю, и есть обучающий – этого демонстрация того, как можно. Это очень важно показывать.
– Как стоит относиться к советам в книгах или блогах на тему «60 фишек успешного писателя»? Насколько они полезны или вредны?
– Я думаю, любые инструменты, если они для тебя работают, можно использовать. Пусть это будут списки, гайды или вебинары, да хоть журфак. Если ты понимаешь, что инструмент для тебя рабочий – классно, используй его! Вопрос лишь в том, не убивает ли это твою индивидуальность. С другой стороны, и индивидуальность на пустом месте не вырастает – нужно пройти через копирование, подражание. Это долгий путь – сначала ты копируешь кого-то одного, потом нахватываешь информацию из многих источников, и из этого складывается что-то более-менее уникальное. И я не могу сказать, что я сейчас на том этапе, когда всё-всё переработано в авторский контент. Я сейчас расту как расту, иногда поглядываю и на других, чтобы в чём-то вдохновиться.
– Символы в твоей жизни – они спонтанные или продуманные элементы драматургии?
– Это спонтанные элементы. Самым ярким таким элементом моего блога, наверное, является керамический гусь. Однажды я гуляла по гипермаркету «Лента» и увидела керамического гуся. Естественно, мне захотелось его купить. Стоил 450 рублей. Хочется очень гуся – а 450 рублей за него отдать жалко. И я ушла. Потом вернулась ещё раз – и всё-таки купила гуся. Шла я по улице с этим гусём, думала – надо снять видео. Пришла домой и поняла, что гусь появился как мой новый друг. В голову пришёл сериал «Друзья», и к снятому видео я подложила саундтрек из этого сериала. Весь этот процесс был не запланирован, я не шла в «Ленту» с целью создать такой контент. Теперь этот гусь – символ, потому что мы уже через многое с ним прошли.
Если бы у меня не было моего блога, гусь бы всё-таки у меня появился. Символы из реальной жизни переходят в блог, они мной не планируются. Да и не должны, наверное...
– А насколько выгодно в наше время выстраивать контент под аллюзии к масштабным современным медиапродуктам?
– Во-первых, на аллюзиях к медиапроектам целый блог не построишь. Ты не сможешь полностью срежиссировать в своём блоге вторых «Друзей» -- нет, если сможешь, это круто, ты нереально талантлив, но какие-то отсылки в контенте – это всегда классно. То же видео, где я гуляю с гусём по Питеру, не сработало бы так под обычную музыку, а не под саундтрек друзей, потому что эта песня уже имеет стойкие ассоциации. Одна старая ассоциация накладывается на уже свежий образ, и получается прикольно. В целом, весь блог сложно сделать как какой-то медиапроект. Многие пытаются, пишут в шапке профиля «Моя жизнь как сериал», и я даже могу рассказать, почему: на курсах по блогингу и по сториз часто проводят такие параллели. Все на это ссылаются, и такой блог вести проще всего.
– Что посоветуешь начинающим писателям?
– Пробовать писать самим! Как я уже говорила, можно долго смотреть, копить знания, но не применять их. Пока самостоятельно не попробуешь – никогда не узнаешь, что сработает, а что нет.
Аня Пинки в Instagram – https://www.instagram.com/pinky.sassafras/?igshid=1r6vvx2rjmv5y
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!