Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите дать нам интервью? Пишите: main@sub-cult.ru
Филипп Мещеряков

Можно ли сравнить джазовый концерт с жизнью? Почему бы и нет: они часто проходят в душных помещениях с толпами людей, а успех во многом зависит от импровизации… Об этническом джазе, лучших джаз-исполнителях и о том, почему талант даёт не успех, а возможности, поговорили с композитором и джазменом Филиппом Мещеряковым.

– Расскажите, пожалуйста, немного о своей истории: где учились, кто привёл в музыку, как полюбили джаз?

– Родители подарили акустическую гитару, брал частные уроки, затем – подростковый клуб. Позже – музыкальная школа по фортепиано, параллельно бас-гитара и контрабас. Джазовую музыку полюбил в джаз-клубе «Квадрат», приходил слушать на джем-сейшн и невероятно увлекло.

– Вы – участник многих проектов и музыкальных коллективов. Все они джазовые? Расскажите, пожалуйста, о своей регулярной работе.

– Джазовые и не только. Академическая и этническая музыка, «кроссоверы». Есть коллективы играющие постоянно, а есть - те, кто выступает раз в год. А регулярная деятельность - работа аккомпаниатором в джазовых коллективах. Творческое начало может проявляться в создании новых композиций и исполнении своим составом на концертах.

– Как распределяете время, чтобы всё успевать?

– Расписание зависит от коллективов, с которыми есть ближайшие выступления, и задачи соответственно разные. При подготовке программ необходим репетиционный процесс, а для оригинальной музыки - больше домашней работы над аранжировками.

– Что вы сейчас считаете главным делом для себя (какой-то из проектов, музыку в целом, может быть, композиторство)?

– Скорее всего музыку в целом. Здесь и участие в группах в качестве «сайдмена», композиторство и аранжировка музыки для своего ансамбля.

– Расскажите немного о том, как был основан ваш коллектив (JazzPhil).

– Сотрудничество с музыкантами и совместная концертная деятельность вдохновили на написание композиций, которые позже вошли в наш альбом. С этой музыкой мы продолжаем выступать в петербургских джаз-клубах и на фестивальных сценах.

– Как пандемия отразилась на вас? Как вы репетировали в период самоизоляции? Сколько было выступлений и в каком формате (квартирник, онлайн-концерт)?

– Появилось несколько больше свободного времени, что позволило больше внимания уделить работе на студии и репетициям. Несколько выступлений онлайн мы провели, однако это не сравнится с настоящей живой концертной атмосферой, которая даёт возможность коллективу по-настоящему раскрыться на сцене.

– Вы играете в армянском джазовом коллективе «Armenian swifts». Расскажите об этом проекте. Привносите ли вы армянский темперамент в джазовые композиции?

– Думаю, что наша армянская певица Женик Микаэлян и исполнитель на дудуке Виталий Погосян привносят более всего. А идейный вдохновитель и основной аранжировщик группы - Валерия Герценова. Группа исполняет как армянскую музыку в джазовых обработках, так и известные эстрадные номера на русском и английском языках.

– Как вам кажется, джаз – он для каждой страны свой? То есть он принимает в себя культуру любого народа или, наоборот, это уникальный жанр без любых границ: этнических, культурных?

– Да, соглашусь. С одной стороны границы размываются, с другой стороны, в импровизациях могут прослеживаться национальные черты, интонация, особые узнаваемые «цитаты» в соло, например. В то же время, джаз - особая музыкальная культура и довольно универсальный язык общения для музыкантов из разных уголков мира.

– Чем современный джаз отличается от джаза эпохи его расцвета (20е годы)? Что сегодняшний день вносит в культуру сочинения и исполнения джаза?

– Расширяются средства выразительности, многое приходит из академической и народной музыки, появляются элементы заимствованные из разных музыкальных стилей. В то же время укрепляются традиции классического джаза, сформировавшегося в середине прошлого века.

– Назовите трёх своих любимых джазменов из любого времени.

– Сложно, но попробую. Саксофонист Уэйн Шортер, пианист Билл Эванс, трубач Майлс Дэвис.

– Почему такой нестандартный выбор: джаз? Сегодня рэп – это массовая культура, рок уже считается альтернативным течением, а джаз и вовсе приближается к сфере высокого искусства, что отражается и на количестве слушателей. Важно ли вам, сколько человек вас слушает или важнее то, какие люди вас слушают?

– Да, джаз не относят к массовой культуре, однако в Петербурге джазовая аудитория за последние несколько лет заметно увеличилась. Это можно видеть в концертных залах и на фестивалях. Публика разная: для кого-то это первое знакомство с джазовой музыкой, а другая часть аудитории более искушенная и периодически посещает концерты. Крупные концертные площадки дают ощущение некой грандиозности, но даже один внимательный слушатель в зале может заставить коллектив полноценно раскрываться на сцене.

– Чувствуете ли вы себя членом определённого джазового общества, комьюнити? Что даёт это ощущение?

– Да, у нас в городе существует джазовое комьюнити, это есть та творческая среда, попадание в которую делает развитие неизбежным и приводит к обретению дружеских связей.

– Джаз уникален и известен методом импровизации. Как вам кажется, способность импровизировать приходит к музыканту от таланта или от мастерства (может быть, от их единства)?

– Талант дает возможности, но многое обретается именно во время шлифовки навыков. Мастерство приходит с опытом концертов, репетиций, самостоятельной работы с инструментом и в результате вдумчивого прослушивания музыки.

– «Русский джаз» – это оксюморон, как польская сальса, или такое явление существует? Если да, то как бы вы его описали?

– Элементы отечественной музыкальной культуры проникают и в джазовое исполнительство.

Но при этом я бы не стал противопоставлять русский джаз американскому. Скорее джаз рассматриваю как глобальное явление, в котором особые краски могут добавить яркие представители разных национальностей.

– Расскажите о музыкальной стороне жизни Петербурга, о современной питерской культуре. Питер – самый музыкальный город России или это стереотип? Важна ли для музыканта инфраструктура (возможность репетировать, выступать, организовывать концерты) или талант найдёт дорогу даже в провинциальном городе?

– В провинциальном городе тоже возможно жить и развиваться. Но, находясь в культурной столице, музыкант получает больше возможностей для самореализации. Это и места для выступлений, и встречи с единомышленниками, возможности плодотворного сотрудничества.

– Если постараться в нескольких словах или фразах описать философию джаза, как бы вы её сформулировали (исходя из вашей практики и ощущений)?

– Джазовая импровизация дает возможность интерпретации известных и новых произведений, средство передачи настроений и мыслей в музыке, язык, на котором общаются музыканты.

– Это интервью прочитают в том числе и молодые люди, которые, возможно, ещё не знакомы с джазовой культурой. Как привлечь молодую аудиторию? С каких исполнителей начать своё знакомство с джазом?

– Традиционный джаз более понятен на первых порах. Музыка «эпохи свинга», dixieland, бразильская босса-нова. У нас в городе процесс посвящения молодой аудитории наиболее нагляден для меня в джаз-клубе The Hat, куда могут случайно зайти люди, не знакомые с джазовой культурой, становятся постоянными слушателями и посещают другие джазовые места.

– Какие планы на будущее (может быть, анонсы пластинок, концертов, мероприятий)?

– Завершаем работу над альбомом группы Quartet Nord West, в который войдут новые оригинальные композиции. В составе известные петербургские джазмены - саксофонист Дмитрий Семёнов, пианист Илья Щеклеин и барабанщик Артем Теклюк. И, конечно, беспрерывная концертная деятельность, выступления в Филармонии джазовой музыки, JFC и других джаз-клубах.

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика