Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите дать нам интервью? Пишите: main@sub-cult.ru

Журнал Fuzz, исчезнувший в результате экономического кризиса в начале 2009 года, когда-то был главным вестником рок-музыки постсоветской России. Зародившись как газета в период распада СССР, издание превратилось в 1996 году в глянцевый журнал, впоследствии ставший очень успешным. От других музыкальных изданий начала нулевых Fuzz отличало особое внимание к российской сцене и чуйка на будущих звезд: именно они первыми когда-то разглядели группу Amatory, Lumen и других звёзд альтернативной и традиционной рок-сцены. Мы поговорили с главной творческой единицей всего печатного Fuzz’а — основателем и главным редактором журнала Александром Долговым, ставшего писателем после закрытия печатного издания.

О русском роке первых двадцати лет после распада СССР

В бумажном варианте Fuzz существовал с распада СССР до конца нулевых. Какой период времени был лучшим в российской музыке за существование журнала?

— На мой взгляд, девяностые годы в плане чистого, незамутненного коммерцией творчества для отечественного рока оказались куда интереснее нулевых. В этот период как раз началось становление всей российской музыкальной индустрии, сулившее нашим рок-музыкантам намного больше возможностей в их раскрутке, чем было до того. С распадом СССР пропала цензура, и стало можно все, а с другой стороны, в только-только зарождавшихся музыкальных масс-медиа еще отсутствовало понятие так называемого формата, который в скором будущем станет тормозом, существенно ограничивающим творческую свободу музыкантов. В общем, это было время, когда еще не наступило тотальной коммерциализации всего музыкального процесса: твори себе на здоровье и будь доволен тем, что имеешь.

Впрочем, из-за тяжелейшего экономического положения в стране после развала СССР народу было не до рока, выживали тогда, как могли: кое-какая музыкальная жизнь еще теплилась — исключительно в небольших клубах Москвы и Петербурга, а небольшой тур по стране могли себе позволить разве что общепризнанные гранды отечественного рока, такие, как DDT, презентовавшие в конце 1992 года первую концептуальную программу «Черный пес Петербург» и давшие с нею концерты всего в пяти городах бывшего Союза. Было ощущение, что вообще в последнем десятилетии ХХ века на небосклоне отечественного рока вряд ли появится хотя бы одна новая рок-звезда.

К счастью, этот прогноз оказался ошибочным. В марте 1994-го года на фестивальной предтече Премии Fuzz — трехдневном рок-марафоне «АэроФузз», прошедшем в Петербурге на площадке Балтийского дома и собравшем под свои знамена тридцать семь российских рок-групп, засветилась «первая ласточка» из обоймы новых имен — свежеиспеченная и многообещающая группа «Чиж и Ко», которая, благодаря конвейерному выпуску альбомов и активной концертной деятельности, вскоре пробьется в ряды первого эшелона отечественного рока. Вторая половина 90-х в плане открытий станет еще интересней. Одна за другой, сметая все на своем пути, по стране прокатятся три волны коллективного музыкального помешательства. В 1995 году после выпуска «Агатой Кристи» альбома «Опиум» на просторах бывшего Союза разразится настоящая «агатомания»; через два года — летом 1997 года — аналогичная ситуация повторится с группой «Мумий Тролль», когда выйдет их альбом «Морская»; а под занавес последнего десятилетия ХХ века весной 1999 года бабахнет Земфира Рамазанова с дебютной пластинкой, записанной с помощью лейбла Ильи Лагутенко и Леонида Бурлакова «Утекай звукозапись», и тогда Россия вновь переживет третий по счету маниакальный взрыв — за неполные пять лет.

В нулевых ничего подобного уже не случится. Нулевые на этот счет окажутся куда беднее, и, хотя на вершину музыкального Олимпа в это время прорвутся две питерские группы «Ленинград» и «Король и Шут», ставшие реальными суперзвездами русского рока, ни о какой мании в сравнении с тремя предыдущими речи быть не может.

058b

На следующий день после концерта DDT на Певческом поле. Август 2008. (Фото - Андрей Федечко)

К слову сказать, в творческой копилке журнала Fuzz имеется масштабный кинопроект под названием Fuzzfilm, посвященный русскому року последнего десятилетия ХХ века с подзаголовком «Рок девяностых», в рамках которого были выпущены документальный фильм на видео-носителе, компакт-диск с саундтреком к фильму, а так же сделана презентация всего проекта с концертом рок-звезд, прошедшая на площадке ДК Ленсовета в ноябре 2001 года.

О лучших годах журнала Fuzz

— Каким было состояние журнала на момент 2007 года?

— Достаточно стабильным, позволявшим благодаря спонсорской поддержке наших партнеров и продаже рекламы ежемесячно печатать глянцевый журнал в объеме от 80 до 100 страниц. Кроме того, мы продолжали и дальше стимулировать интерес наших подписчиков к журналу с помощью выпуска бесплатных приложений в виде брошюр и компакт-дисков (в основном это были наши собственные раритетные аудиосборники Fuzzbox с записями рок-звезд и талантливой молодежи, последний сборник в этой серии вышел под №21 в 2008 году, незадолго до закрытия журнала). В 2007 году мы также освоили новый для нас формат DVD, выпустив укороченные концертные версии двух последних Премий Fuzz (к вящей радости иногородних подписчиков, которые наконец-то смогли увидеть то, о чем давно мечтали), а также два DVD диска с архивными концертными записями группы DDT, само собой, с разрешения Юрия Шевчука.

— О ком больше писал Fuzz в середине нулевых?

— О музыкантах, чье творчество на тот момент было более актуальным. Из отечественных — сравнительно молодые «Ленинград», Земфира, «КиШ», «Ночные снайперы», «Би-2», не забывали и про грандов русского рока — легендарных групп питерского рок-клуба «Аквариум», «Алиса», DDT, старались интересно представить нашей читательской аудитории и новых героев рока: к примеру, в сентябре 2007 года на обложку журнала попала уфимская группа Lumen, с успехом выступившая в апреле на Премии Fuzz.

Из западных команд в наших приоритетах однозначно находилась эпатажная немецкая группа Rammstein, побывавшая несколько раз на обложке журнала — больше, чем другие западные рок-банды. Кстати, об этой великолепной команде из Берлина российским читателям впервые рассказал именно Fuzz, когда наш корреспондент побывал на будапештском рок-фестивале «Сигет» в августе 1998 года — Rammstein тогда будучи еще малоизвестным коллективом выступал на малой сцене, но своим незабываемым пиротехническим шоу и термоядерным драйвом произвел настоящий фурор.

Если говорить о том, кто чаще всего за всю историю журнала появлялся на его обложке, так это — Виктор Цой. И здесь — комментарии излишни. Когда в начале 1991 года я готовил к выходу самый первый номер издания — тогда это был газетный формат — у меня сомнений не было, кого поставить на обложку. Конечно, только Цоя! Интересно, что один из последних номеров журнала (в октябре 2008 года) также вышел с Цоем, но уже рисованным в технике… комикс. Публикация центрального материала о культовом фильме «Игла» (в главных ролях — Виктор Цой и Марина Смирнова) была приурочена к двадцатилетию его выхода на экран и иллюстрирована комикс-рисунками Алексея Вайнера, замечательного книжного иллюстратора и лидера питерской англоязычной рок-группы Wine.

image-4

Журнал Fuzz, октябрь 2008

— Какие еще музыкальные медиа середины нулевых вы бы отметили?

— По большому счету во второй половине девяностых, когда Fuzz превратился в полноценный журнал, у нас особых конкурентов не было. Это немного расслабляло. В начале нулевых ситуация кардинально изменилась с приходом на наш рынок русских версий западных музыкальных изданий — сначала NME, а чуть позже и Rolling Stone — весьма серьезные конкуренты, за плечами которых стояли крупные издательские дома. У них и тираж был побольше нашего, и журнальный бюджет погуще, и, стало быть, имелось больше возможностей в их продвижении на журнальном рынке страны. Мы-то, по большому счету, работали в розницу только на две столицы — Петербург да Москву, а для остальной России, как, впрочем, и для всего СНГ были доступны исключительно по подписке.

Кстати, вот еще один интересный факт: свежеиспеченная редакция журнала Rolling Stone Russia состояла из доброй толики питерских рок-журналистов, ранее сотрудничавших или даже постоянно работавших в журнале Fuzz. Да, все так и было — издатели RSR, те самые «денежные мешки» банально переманили к себе наших борзописцев при помощи длинного рубля… Рассказываю об этом без тени обиды на коллег, и совсем не очерняя конкурентные издания, которые, как и Fuzz не смогли дожить до наших дней, просто констатирую факты, чтобы была понятна та непростая ситуация, в которой тогда оказалось мое детище. Конкуренты, конечно, нам сильно спутали карты в работе с потенциальными рекламодателями, но тут уж ничего не поделать — рынок есть рынок, просто надо было продолжать заниматься своей работой — на совесть и уже с удвоенной силой…

Теперь пару слов по поводу ежемесячного наполнения содержанием изданий, журнального контента — нашего и конкурентов: конечно, благодаря имеющейся франшизе у наших соперников с западным рок-контентом никаких проблем не возникало, а нам, конечно, приходилось в этом плане постоянно выкручиваться, ища нестандартные решения, чтобы оперативно доносить свежую информацию до наших читателей, но что касается качественного освещения рок-н-ролльного процесса внутри России — тут мы, бесспорно, были впереди планеты всей. Больше, чем журнал Fuzz о русском роке у нас не писал никто и никогда.

— В интервью журналу «Афиша» за 2013 год вы говорили, что последние полгода для Fuzz были лучшими в истории издания. Почему они стали лучшими?

— Печатный журнал должен постоянно развиваться — это аксиома. Иначе начнется стагнация. А вслед за этим и творческая смерть. Было понятно, что для дальнейшего развития журнала необходимы финансовые вливания, но своих средств на это явно не хватало. Потолок наших возможностей уперся в сто страниц, а хотелось сделать журнал еще толще и интереснее за счет появления новых рубрик. Самостоятельно, повторюсь еще раз, это сделать мы не могли, поэтому во второй половине нулевых я и начал активный поиск инвесторов. В конечном итоге летом 2008 года мои попытки наконец-то увенчались успехом, и у журнала Fuzz в связи с этим поменялся учредитель и издатель. Вскоре объем издания был доведен до рекордных для нас 110 страниц, гонорарный фонд вырос чуть ли не в десять раз, в журнал пришли новые авторы и, как я и хотел, появилось много новых и интересных рубрик, словом, творческий процесс забил ключом, но, к сожалению, он продолжался недолго — всего полгода.

Последний номер журнала с обложкой Franz Ferdinand — сто восемьдесят пятый по счету — вышел в конце января 2009 года. 25 января 2009 года новым издателем было объявлено о закрытии журнала и увольнении редакции во главе с ее главным редактором. Причина закрытия известна: мировой экономический кризис, разразившийся за полгода до этого. Быть может, я бы и вырулил ситуацию, как это не раз бывало в прошлом, но, к сожалению, после смены учредителя и издателя я уже не принимал глобального участия в судьбе собственного детища, ограничившись чисто творческими вопросами.

image-s-knigoj

Рассказ о книге «Рижский клуб любителей хронопортации». Рига, Домская площадь, август 2018. (Фото - Игорь Мейден)

— Каким мог бы быть журнал Fuzz, если бы до сих пор существовал?

— Однозначно — мультимедийным… А если честно, то лично у меня большой скепсис в отношении жизнеспособности такого, как Fuzz издания — в теперешних весьма непростых экономических условиях это просто невозможно, слишком кардинально изменилась ситуация, интернет наступает со всех сторон, хватает и других проблем, не буду их перечислять, вон даже именитый британский музыкальный журнал Q загнулся, не выдержав натиска пандемии, а флагман мировой музыкальной журналистики — американский Rolling Stone, говорят, перекуплен китайцами, тоже ведь не от хорошей жизни — и что тут скажешь о других?.. Что касается меня, то с закрытием журнала Fuzz я навсегда расстался с рок-журналистикой, но отнюдь не с творчеством, и смог найти себя в литературе.

Об альтернативной тяжелой сцене и феномене 2007 года

— Казалась ли тогда перспективной альтернативная тяжелая сцена в России?

— Да, несомненно. И это было связано прежде всего с теми успехами, которые продемонстрировала на седьмом году существования питерская метал-группа Amatory. В 2007-м она дала рекордное количество концертов в России и ближнем зарубежье (более семидесяти!), а также дважды за тот год смогла собрать аншлаги в ДС «Юбилейный». Правда, оба раза на малой арене, но все равно это впечатляло — примерно три тысячи зрителей на аншлаговом концерте. Редакция журнала мимо такой рекордной статистики пройти никак не могла и поэтому отреагировала соответствующе, заявив, что учреждает… альтернативную Премию Fuzz в двух новых номинациях — «лучшая альтернативная группа» и «лучший альтернативный альбом». Вот так и стала группа Amatory в апреле 2008 года нашим лауреатом, как лучшая альтернативная команда, и я считаю — вполне заслуженно. Не лишне будет напомнить, что в самый первый раз выступить у нас мы приглашали группу Amatory еще в 2005-м году, тогда она, кстати, взяла приз зрительских симпатий.

— В массовом интернет-сознании 2007 год остался в памяти как время господства тяжелой музыки в России. Насколько это близко к правде?

— Не могу согласиться с этим тезисом. Интерес, безусловно, был и определенный рост аудитории наблюдался (к примеру, он рос у Amatory, как я говорил выше), но больших — на восемь тысяч зрителей — сольных стадионных концертов у Amatory так и не случилось, во всяком случае, я этого припомнить не могу. Большие стадионы у нас собирали только именитые западные звезды тяжелой сцены типа Linkin Park, Limp Bizkit или Korn, на разогреве у которых могли сыграть наши ню-металисты Amatory и Jane Air, но не более того.

— Как вы думаете, почему люди начали вспоминать именно 2007 год?

— Почему? Не знаю. Лично я вспоминаю 2006 год, как пик зрительского интереса к Премии Fuzz. Что совсем неудивительно, поскольку мы тогда справили двойной наш юбилей — 15 лет журналу и 10 лет Премии Fuzz. Подобные нумерологические празднования всегда вызывают неизменный интерес у публики. Отмечу, что мы провели фестиваль одновременно на двух аренах Дворца спорта «Юбилейный», впервые в своей истории собрав рекордные для нас 12000 зрителей. Отличный результат! И главное — все остались довольны: и зрители, и музыканты, и организаторы мероприятия.

А вот 2007-й год мне памятен сплошными обломами. Я про тогдашнюю Премию Fuzz говорю, которая с самого начала у нас не задалась — из-за досадных накладок, связанных с невозможностью арендовать нужную нам площадку, так что пришлось менять привычный ДС «Юбилейный» на необъятный СКК «Петербургский». Серия обломов продолжилась и в день проведения фестиваля. Днем на саундчеке последовательно взорвались два звукорежиссерских пульта, пока ждали привоза третьего — слава богу, он не подкачал, работал как надо весь вечер — пришлось задержать начало церемонии на целый час! Такого позора в нашей истории еще не случалось ни разу, мы всегда традиционно начинали шоу ровно в семь вечера торжественным звучанием фанфар...

Но и это еще не все. Фестиваль должен был завершиться сетом группы «Мумий Тролль», которой вручили премию «За вклад (в развитие рок-музыки)». И в финале выступления Илья Лагутенко в лучших провокативных рок-традициях вытащил на сцену мало кому известного тогда Cергея Смирнова aka Masterboy, лидера питерской рэп-группы «Трэш- шапито КАЧ», внешне исключительно приметного худощавого парня в фасонистых очочках, коротко стриженного и облаченного в пижонский костюм и лакированные туфли, в общем, всамделишного тролля-эпатажника для совместного исполнения песни «Подвиг», посвященной известному продюсеру «Фабрики звезд» Виктору Дробышу, песни со скандально-матерным припевом, в которым его фамилия была ловко зарифмована с нецензурным словом… Как и задумывалось, все обернулось грандиозным скандалом — на следующий день редакционный телефон был раскален — все жаждали моего комментария… Вот это я понимаю — настоящий рок-н-ролл! Но если серьезно, дело в конце концов закончилось не так хорошо, как планировалось до того — судебным иском, и не к Илье Лагутенко — он-то просто ручкой помахал в такт музыке, не подпевая при этом, а к автору и исполнителю песни «Подвиг» Сергею Смирнову. Пришлось ему отвечать за свой демарш по всей строгости закона.

057b

С Тэмом на пресс-конференции в СКК «Петербургский» перед выступлением группы «Lumen» на «Премии FUZZ». СПб. Апрель 2007 г.

— Тренд на ностальгию в современной музыке — это хорошо?

— Думаю, что это ни хорошо и ни плохо, а просто — нормально. Такое случалось не раз в мире рок- и поп- музыки, когда у исполнителя или группы начинался новый виток популярности, и на их концерты в качестве зрителей порой приходили родители со своими подросшими детьми.

Источник фото: Личный архив Александра Долгова

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика