О новой картине выпускницы мастерской Александра Сокурова стало известно ещё летом 2022 года, когда Тина Мастафова представила её на Международном кинофестивале «Зеркало» имени Андрея Тарковского. Спустя полгода премьерные показы фильма «Тембот» в Петербурге состоялись 10 и 11 февраля, а уже 16 февраля кино выйдет в прокат.
Мы пообщались с режиссёром фильма Тиной Мастафовой и узнали о сюжетных поворотах, отношениях главного героя с друзьями и родителями, а, главное, выяснили — где искать опору и любовь.
Источник фото: Андрей Кречетов
— Тина, рады приветствовать вас! Чем, по-вашему, принципиально различается юность и молодость людей, живущих в Кабардино-Балкарии, от москвичей и петербуржцев? А в чём они похожи?
— Отличие в менталитете, традициях, устоях, культуре. В Нальчике часто можно услышать [такие слова, как] хабзэ, нэмыс (прим. ред.: от кабардинского «нормы поведения», «честь»). Это — основа нашего воспитания. Но иногда его коверкают, и растут люди с изменёнными понятиями о себе и своей роли в обществе. Многие люди этим пользуются, и в итоге происходит то, что мы видим в фильме «Тембот».
Читайте также
В пример я приведу часть вопросов, которые звучали на показе «Тембота» в Москве, в рамках фестиваля «Зеркало».
«Почему Тембот не бросит и не оставит мать? Почему не пошлёт всё? Просто уйди и нет проблем»
Потому что у нас так не принято. С детства мы знаем главное правило — уважай старших. Мы не сбегаем. Мы живём и заботимся о старших. В родительском доме всегда остается жить один ребенок, чтоб он мог быть рядом и присматривать. Родители ведь стареют и их нужно оберегать.
«Почему нет мата? Так не бывает»
В кругах которых я нахожусь, мне редко удаётся услышать что-либо подобное. А они, между прочим, настолько разные, что порой я и сама диву даюсь.
В фильме схожесть прослеживается в проблемах. Проблемах с родителями, проблемах с работой, денег, взаимоотношений.
Мы ведь взаимодействуем, встречаемся и адаптируемся, и это сводится к минимальным социальным различиям. Иногда это — схожесть характеров.
— Главный герой вашего фильма — молодой парень. Он полон сил и энергии. В чём ещё прелесть его возраста? Для чего нужен этот возраст каждому человеку? Возможно, вы поделитесь своими открытиями, связанными со своей жизнью или то, что вы поняли через призму Тембота.
— Делай СВОЙ выбор. Не страшись. Следуй тому, чего ТЫ хочешь.
— Когда стоит начинать думать о своём будущем?
— Когда сам к этому придёшь.
— Возможно ли его планировать? И как не разочароваться в своих целях и мечтах?
— Да, а дальше тебе придётся карабкаться. Ведь говорят: «Хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах». Это значит — будь гибкой и не сходи с пути, продолжай идти. После ты с гордостью можешь сказать себе «я молодец, я хорошо постаралась».
— В вашем фильме главной опорой Тембота были его друзья (и, конечно, он сам). Я очарована тем, какими тёплыми вы сделали их отношения. Что для вас значит дружба и какое место в жизни она занимает?
— Таких отношений у меня нет, но я хотела подарить их Темботу. Ему нужнее.
— Где ещё можно искать опоры молодым людям? Что делать, если в родителях, так уж сложилось, её нет?
— В себе. Ты являешься силой.
— Признаюсь, фильм «Тембот», несмотря на светлые моменты, я восприняла тяжело. Больно видеть, как мать не принимает своего ребёнка, проецирует на него свою боль. И как молодой человек всё равно продолжает любить свою маму. Мне вспомнился фильм «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, от которого первое время у меня была незаживающая рана. Как вы относитесь к работам этого режиссёра? Является ли Андрей Звягинцев для вас примером хорошего режиссёра?
— Каждый фильм и каждый режиссёр привносит в нашу жизнь то, что в последующем останется с нами на годы, а может и больше. Поэтому мы с трепетом, а иногда и с жаждой ждем новых работ. В особенности фильмы тех, кто знает, как разрыхлить, а позже посадить в нас зерно истории.
Источник фото: Андрей Кречетов
— Любила ли мать своего сына Тембота на самом деле?
— Любовь проявляется не в пустых словах, а в действиях. Мать отдала долг, хотя могла бы этого не делать. Она пожертвовала своим комфортом и своей жизнью. Разве это не проявление любви?
— Безотцовщина — это всё-таки бич детей 90-х годов. Это было тяжёлое время, когда многие не справлялись с новой жизнью. Здесь ситуация иная, мужчина появился в кадре, но без слов. Какова роль отца в судьбе Тембота? Почему парень не теряет надежду и продолжает звонить папе?
— Потому что мы тянемся к недостигнутому. Помним, что когда-то было хорошо, и стараемся это вернуть, прочувствовать.
Источник фото: Андрей Кречетов
— «Искусство должно оставлять надежду», — говорил режиссёр Марлен Хуциев. Как вы считаете, оставляет ли фильм «Тембот» надежду? В чём она для вас?
— Тембот прожил жизнь в ожидании. И после всех событий он понял, перед тем как просить или требовать любовь, сперва начни её проявлять к себе.
— Что вы сейчас думаете о своём фильме «Тембот», спустя несколько месяцев после первых показов? Что вы открыли для себя в нём?
— Жажду и страсть жизни. Здесь и сейчас.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!