Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите дать нам интервью? Пишите: main@sub-cult.ru

В 2016 году известная питерская поэтесса Стефания Данилова взялась за прозу под псевдонимом «Атлас памяти», и кое-кто из нашей редакции даже клюнул на сказку про загадочного автора, не пользующегося соцсетями. Но летом 2017-го Стеф неожиданно раскрыла анонимность и презентовала «Атлас» в Питере и Москве. Всё зашло настолько далеко, что теперь к печати готовится книга! Портал Субкультура решил встретиться с писательницей, чтобы спросить, что всё это значит, – и неожиданно познакомился с её альтер эго. Из этого интервью вы узнаете о профессиональном раздвоении личности, о средстве от амнезии и о том, как из боли рождается красота. Итак, очень личная история одной литературной мистификации.

Девочка с незабудками в голове: интервью с альтер эго Стефании Даниловой

— Привет, Стеф! Сегодня мы с тобой поговорим как с прозаиком. У нас уже было интервью с тобой в качестве поэтессы, а теперь хотелось бы побольше узнать о твоей прозе.

— Стефания Данилова-поэт и Стефания Данилова-прозаик – это два разных человека, которых разве что зовут одинаково. Они даже выглядят по-разному.

— А как выглядит Стефания Данилова-прозаик? Так, как сейчас?

— Да. Если человек занимается совершенно разными вещами в жизни, это не может не влиять на его внешность. Когда я училась на литературных курсах одного известного современного писателя, нам показывали схемку «Дом и Лес». Это всегда круг. Сидишь дома, слышишь Зов, потом ты что-то делаешь и оказываешься в мире так называемого Леса, а потом начинается такая стадия, как маркировка личности. Чем бы ты ни начал заниматься новым. Когда я была только про поэзию, я выглядела по-другому.

— А теперь как? Вот ты просыпаешься, собираешься куда-то и выбираешь специальные вещи?

— Конечно, у меня в гардеробе один шкаф для поэта, другой для прозаика. (Смеётся.) Нет, это бессознательно происходит.

— Расскажи, с чего начался «Атлас памяти»?

— Изначально «Атлас памяти» был задуман мной как таблетка анонимности. Мне хотелось создать своё альтер эго, чтобы никто даже не догадывался, что это Стефания Данилова, поэтому я выбрала не стихи. Изначально тексты строились так, чтобы не был даже понятен гендер говорящего. Кстати, прозу я начала писать ещё с 13 лет, когда опять же под псевдонимом (страсть у меня такая, видимо) написала подростковый роман про девушку-кошку со сверхспособностями. Им зачитывались на форуме «Эгмонт» мои ровесники. Вероятно, я даже его издам, только перепишу нормально.

— А почему анонимность? Какие возможности она тебе даёт?

— Возможность объективности. Когда ты автор с каким-то уже более-менее узнаваемым именем, то очень часто читатели открывают произведение, видят имя, и если они тебя как Стефанию Данилову за что-то не любят, то они и текст любить не будут.

— А если любят – то будут сразу хвалить…

— Конечно. Мне всё-таки хотелось, чтобы относились к моим текстам как к текстам.

Девочка с незабудками в голове: интервью с альтер эго Стефании Даниловой

— Слушай, ведь «Атлас» участвовал во всяких конкурсах? Насколько реально анонимное участие?

— Абсолютно реально. С международным конкурсом «Колибри» было очень здорово: моё имя не знали даже члены жюри. Там сложная система – double-blind review, как в научных журналах, когда всё до последнего момента остаётся анонимным. И когда я узнала, что у меня гран-при, это было для меня «ого, ничего себе». Это помогло мне доказать, что я не выезжаю за счёт имени, что я сама по себе, в непривычной для меня текстовой сфере, тоже что-то могу. Эта победа стала для меня намного ценнее поэтических, потому что туда я уже давно за призами не хожу. Я иду на конкурс, только если понимаю, что мне там будет интересно.

— Кто он, герой «Атласа»? Это твоё альтер эго или совершенно другой человек?

— В «Атлас» может попасть кто угодно, сам того не подозревая. Бывает, что я сижу в кафе, вижу человека за соседним столом и подслушиваю его историю, если он говорит по телефону. Или могу идти по улице и увидеть девочку в какой-нибудь особой одежде, например, у меня есть текст про спбгушных девочек. На мой взгляд, это особая каста: непременно пальто, вишнёвые гетры, шарф, вот этот вот флёр, а вот мой текст.

— Ты пропускаешь их жизнь через себя? Или как это происходит?

— Мне очень близка теория формирования речи по Лакану: начальный этап – это «первичный бульон», второй – синтаксис, а в третьем она уже вылетает из наших уст. Всё, что угодно, в нашем мире делается по Лакану, и вот этот «первичный бульон» перманентно формируется у каждого человека, чем бы он ни занимался. У меня есть зарисовка «Поезд в 2010». Там просто девочка вышла из вагона, расстроенная тем, что только одна она из команды не выиграла Всероссийскую олимпиаду. И это было пронесено сквозь 6 лет.

— Как тебе удаётся не забывать эти эмоции?

— Иногда мне кажется, что у меня в голове сад с незабудками. У «Атласа памяти» есть медицинская функция – средство от амнезии. У меня была амнезия, я не помню больше месяца своей жизни. Я ходила пообщаться с психиатром в клинику, где мне диагностировали хроническую депрессию и напрописывали различных таблеток. Врач немного переборщил с дозировками, поэтому у меня были суровые галлюцинации. Мне всё время хотелось спать, и всё, что я помню из того времени – бесконечная сокровищница вроде той, что в Оружейной палате: кольца, цепи, броши, скипетры и державы невероятной красоты, такого я в жизни никогда не видела, хотя часто посещаю музеи. Позже врач мне сказал, что если в таком состоянии транслируется красивый бред, то и в мироощущении всё красиво. Я поняла, что это такая боль сквозь красоту, красота сквозь боль. По крупицам собирала месяц своей жизни и осознала, что «Атлас» мне поможет вспомнить. И не только мне. Кроме того, у «Атласа памяти» есть тёзка, он называется так же, но выглядит совсем по-другому. Это моя неслучившаяся тетрадь по черчению, в которую я вклеиваю бумажные свидетельства моей жизни: визитки мест, где я была, билеты с самолётов и поездов, кино и экскурсий, этикетки от духов, страницы из книг и много чего ещё. Всё, что я не хотела бы забыть. Все, что я хотела бы вспомнить, если все-таки забуду.

— А что касается аудитории: она у Стеф-поэта и Стеф-прозаика разная?

— Да. Вначале она совсем не соприкасалась с моей. Но люди делали репосты, и, конечно же, мои знакомые узнали об «Атласе». Дальше началось самое интересное: сижу я, никого не трогаю, и мне присылают мой пост. Я думаю: ну всё, меня спалили. Мне пишут: «Просто почитай, это невероятно! Не знаешь, кто бы мог это быть?» Думаю: что бы на это ответить? Пишу: «Чушь, мне не нравится, даже читать не буду». Потом я начала уже играть, присылала иногда своим знакомым: «Смотри, вот автора в сети нашла, что ты думаешь по этому поводу?» Когда совсем осмелела, стала делать репосты на свою страницу. Никто до конца не догадывался.

Девочка с незабудками в голове: интервью с альтер эго Стефании Даниловой

— Да, я помню, там так хитро всё было: заходишь на страницу «Атласа памяти», там всем заведует Стефания Данилова и пишет, что автора нет в сети, а она просто публикует его тексты.

— Да, это был уже второй период. Первый – полная анонимность, второй – когда я решила быть администратором. Но всё равно не палилась.

— А что сказала твоя публика, твои знакомые, когда выяснилось, кто же такой «Атлас памяти»?

— Они не думали, что Данилова докатится до такого. Какие-то анонимности, какие-то прозаические эксперименты. Но ещё больше они были шокированы причиной, по которой это произошло. Один мой близкий друг знал историю с «Атласом» с самого начала, мы обсуждали с ним фидбек, всякие забавные ситуации. И он однажды меня спросил: «Что же такого должно произойти, чтобы ты раскрыла анонимность?» И я говорю: «Определенно, что-то невероятное, например, мы с Х. расстанемся». На тот момент такая ситуация вообще не представлялась возможной. Но именно это и произошло. Я поняла, что я ещё долгое время не смогу себя вести так, как обычно. Сменила место жительства, избавилась от всего своего гардероба, духов, книг, полностью сменила кожу, походку и целый мир. Понятное дело, отказаться от поэзии полностью не могла, но мне нужна была пауза. Это был процесс реабилитации, очень долгий, это была работа с психологами. Я поняла, что мне хочется поговорить со своей публикой не о расставании и не стихами. И тут я вспомнила про «Атлас памяти». На тот момент мне казалось, что мне действительно нечего терять, но если бы эта ситуация не произошла, я продолжала бы хранить эту тайну и сумела бы издать эту книгу без упоминания моего имени.

— Есть такие вещи для тебя, которые лучше получается выразить прозой?

— Вышеупомянутых девочек из СПбГУ нельзя стихами. В них и так слишком много поэзии, чтобы об этом ещё стихи писать. Получается какое-то «масло масляное». На любых литературных курсах вам выскажут большое «фи» номинативности или, проще говоря, назывности. Хочешь написать кому-то «я тебя люблю» – не называй этих слов, хочешь написать, что тебе холодно – слова «холод», «мёрзлый», «замёрзший» фигурировать не должны. Играй.

— Бывали ли в истории «Атласа» случаи, когда герои себя узнавали?

— У меня два типа адресатов. Первые – с которыми я в контакте, про которых пишу легально, а вторые – которые совсем не в курсе. Есть в «Атласе» текст о том, как подруга везла меня в багажнике к одному человеку. И вот подруга на концерт пришла и вспомнила эту ситуацию, а тот человек даже и не подозревает, что о нём история чуть ли не в духе боевика существует и будет жить в книге, в магазине несколькими этажами ниже его квартиры. Люблю следить за лицами людей в зале, когда читаю прозу. Как будто сидишь за каким-то пультом с лампочками, нажимаешь – и человек вспомнил и засмеялся. Или нет.

Девочка с незабудками в голове: интервью с альтер эго Стефании Даниловой

— Давай теперь расскажем о том, как эта книга будет издаваться. На какой сейчас всё стадии?

— Сейчас она отправлена в «Рипол Классик» на редактуру. Изначально мы решили сделать краудфандинг и собрать 50 000 руб., чтобы издать книгу миниатюрным тиражом для своих. Но в день окончания сбора Сергей Михайлович Макаренко, генеральный директор «Рипол», предложил мне: а что, если?.. И я поговорила со спонсорами, это была очень откровенная беседа. Мы совместно решили, что эти 50 000 пойдут на сопровождение «Атласа» – чтобы это была не просто книга, а именно вселенная, жизнь. Это будет короткометражка, это будет запись альбома, это будет выпуск атрибутики – открыток, кружек. Я почему-то хочу, чтоб это были именно кружки. Чтобы память стала напитком.

— Ну и напоследок, для тех, кто захочет поспособствовать выходу книги: есть ли ещё такая возможность?

— «Атлас памяти» можно поддержать всегда. Люди часто мне говорят, что моё видение их помогает им очень многое понять о себе. Это напоминает мне одну старинную притчу, в которой художник взялся нарисовать царя через непроницаемую завесу. И когда царь отдёрнул завесу, он увидел там себя: художник так отполировал стену, что она стала зеркалом. «Атлас памяти» – как раз про это.

Фотографии Алисы Минченко.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика