Август Фольц – основатель DIY-проекта «КАРМА-ПХАЛА», в рамках которого менее чем за полгода было выпущено две полноформатных пластинки, четыре EP и ряд синглов. «Портал Субкультура» поговорил с Августом о подходе к релизам, lo-fi музыке, близости аудитории и карме.
– Проект «КАРМА-ПХАЛА» существует около полугода, верно? Можете рассказать о том, как он вообще возник? Может была какая-то ситуация, которая стала своеобразным толчком, поводом к тому, чтобы начать делать музыку?
– Действительно, проект, подчеркну – «проект» существует чуть менее полугода, но это не значит, что мой музыкальный путь начался 19 февраля 2018 года. Первые пробы начались в далёком ноябре 2016 года. За этот обширный и богатый событиями период сменилось всё, вплоть до количества человек в коллективе и музыкального жанра. Случилось так, что я оказался один и подготовленный материал не мог пылиться дальше. Тогда я и основал проект; на мой взгляд, это новый уровень моего творчества, потому «КАРМА-ПХАЛА» появился не с пустого места. Первый же проект под мрачным названием «передоз диониса» сформировался с единомышленником под его впечатлением моих музыкальных навыков. Я же нашёл что-то родное в его стихотворениях. Это и есть тот самый толчок, побудивший действовать. Это был октябрь и ноябрь 2016 года.
– Что сейчас из себя представляет «КАРМА-ПХАЛА»? Это скорее сольный проект, или командная история?
– Так же, как и раньше, «КАРМА-ПХАЛА» – это сольный проект, задача которого найти героев, о которых я пою. Да-да, того самого романтика, который хоть и помнит, что его цветы давно растоптаны, но всё ещё не потерял любовь. Того, кто предпочтёт погибнуть космонавтом, а не солдатом. Того, кто так же, как и я, заточён в Солнечной системе. Искать, таким образом, друзей – не моя цель. Цель одна: донести до «прототипов» моих песен, что они не одиноки. Это похоже на программу «SETI» по поиску внеземных цивилизаций. Именно отсюда и родилась та идея, что «КАРМА-ПХАЛА» – это не Земной, а инопланетный инди-рок.
– Вы помните свои впечатления и эмоции, когда загружали в сеть первый трек, и когда под ним появился первый комментарий? Изменились ли эти эмоции сейчас?
Читайте также
– Помню. Это трепет и отчаяние. Комментарий был сатиричным от моей подруги, потому я просто улыбнулся. А эмоции неизменны. Почему именно трепет и отчаяние? Всё тот же «поиск», о каком я говорил ранее.
– За эти полгода вы выпустили два лонгплея, четыре миньона и почти десяток синглов. Насколько сложным для проекта является процесс записи? В каких условиях она происходит?
– Не скрою, запись была тяжелой. Во-первых, это был первый опыт записи в одиночку путём наложения инструментов в порядке: ударные, бас-гитара, ритм, синтезатор или соло. Далее это всё сводилось, и я просто шёл к высочайшей заброшенной бочке, в которой ранее хранили воду, и записывал вокал, на одном телефоне включая запись, на другом – минусовку и текст. Да, реверберация голоса на всех песнях – естественная, шедшая от стенок той самой бочки. Менеджер расценил это как «лайфхак». Во-вторых, записывать вокал приходилось или в холод, или в жару, или в позднее время. Холод несколько раз буквально отрубал или обездвиживал телефон, и записывать не удавалось. Жара – это затхлый воздух и жажда. Некоторые сессии заканчивались к 11 часам вечера, а бочка близко расположена к частному сектору. Потому, к сожалению, во многих песнях есть хотя бы один момент, где я не попадаю в ноты. Такие вот условия записи. Но я ни о чём не жалею.
– Олдовый советский панк и западный пост-панк, на которые вы, вероятно, во многом ориентируетесь, были lo-fi вынужденно – у пацанов просто не было возможности делать по-другому. Группы, которые эксплуатировали lo-fi в девяностых и в начале нулевых таким образом выражали протест или экспериментировали. Почему в 2018 году вы решили звучать именно так? Это по-прежнему протест?
– Нет, это не протест. Повторюсь, цель проекта – поиск «прототипов» песен, а не бунт. Всё просто – иного звучания мне пока не добиться, но это – не повод останавливаться сочинять и записывать, тем более, у меня есть мысли, какие я желаю выразить в песнях! Весь этот lo-fi появился как безысходность, как невозможность «качественной» записи и сведения. Но вот единственная музыкальная группа, которая вселила в меня веру, что качество записи не должно быть важнее заложенного смысла, это «Гражданская Оборона» периода 1985-1990-ых годов. Пожалуй, другого влияния касаемо lo-fi я не получил.
– У вашей музыки есть какая-то своя концепция, или это поток сознания?
– Это определённо поток сознания, но я стараюсь собирать песни в какие-то группки, чтобы создать некоторую концепцию. У песен разница во времени их написания может составлять полтора года, но тем не менее, они вместе на одном релизе. Пожалуй, это ещё один ответ на вопрос о качестве и количестве.
– Насколько лирические герои ваших песен близки вам?
– Образы героев зачастую приходят ко мне трансцендентно. Но всё же, герои из песен «Я УВИДЕЛ НЕБО», «МОЁ ПОСЛЕДНЕЕ ЛЕТО», «СКЕЙТ, ЛЮБОВЬ И НОЧЬ» состоят из моих личных переживаний, мыслей и историй. Самый яркий пример героя, который не имеет и малейшего отношения к моей жизни – герой песни «ЛАМПА В РУБАШКЕ».
– Ваша аудитория прямо сейчас – кто она? Какой вы ее видите?
– Моя аудитория в основном состоит из подростков и моих сверстников. Я стараюсь держать связь с каждым моим слушателем, который изъявил желание пообщаться со мной. Мне очень важно контактировать со своей аудиторией. Если она увеличится, то для каждого я найду время поговорить. Я вижу свою аудиторию очень дружной и крепкой, а главное – искренней. Особенно «ближайшую аудиторию», которая состоит из 11 человек. Я люблю их, мы часто говорим это друг другу. Любовь, семья, дети.
– Темы вашего творчества вполне соответствуют стилистике – суицид, смерть, психические расстройства, наркотики, любовь, которая оказалась не той, о которой поют поп-дивы. Вы считаете этот спектр востребованным своей аудиторией?
– Востребован, но ни в коем случае как руководство к действию. Поднимая такие темы, я прививаю своей аудитории борьбу. Суицид – это смелость, это своего вида залп, но его нельзя совершать для того, чтобы «закончить со всем этим», ведь конца нет, а уходить раньше положенного нельзя. Смерть – это неминуемо, но её нельзя бояться, и надо жить назло самому себе. Плохо? Мерзко? Так собери свои рваные части и докажи СЕБЕ, что тебя не перекатить даже тяжелой депрессией, что ты – сильнее всего, что тебя тянет к суициду. А невзаимная любовь не стоит ни суицида, ни наркотиков. Только борьба, даже если и против себя. Вот что я хочу привить своим слушателям, и я очень надеюсь, что они это поняли, хотя бы пообщавшись со мной наедине.
– Как вы думаете, такая востребованность – не следствие ли определенного комплекса социальных проблем? Стоит ли пытаться их решить, или в целом это естественно для нашего общества?
– Да, востребованность к борьбе сложилась из-за того, что в социуме этих «язв» боятся. Боятся, что они настигнут близких. Пока общество боится, оно не станет развиваться и «лечить язвы». Потому единственный способ решения – борьба, хотя бы с тем же страхом.
– Если через пару лет вы начнете делать другую музыку, то нынешний инфантилизм покажется вам неудачей или этапом становления?
– Я не думаю, что через пару лет продолжу сочинять музыку. Но тем не менее, всё, что происходит сейчас – этап. Прошлое не достижимо для изменения того, что в настоящем кажется зазорным или клеймом, оно нужно для получения опыта. Через два года я обязательно отвечу, не изменилось ли моё мнение касаемо этого вопроса.
– Побродив по тематическим пабликам, которые репостят вашу музыку, можно заметить, что каждая третья команда делает более-менее то же самое. Как вы сами относитесь к очевидной одинаковости такой музыки?
– В большинстве случаев моё отношение нейтральное, но не буду скрывать, что я питаю глубокую симпатию к двум Отечественным коллективам: «slackers ☂» и «ssshhhiiittt!».
– Почему такой формат настолько часто эксплуатируется молодыми независимыми музыкантами?
– А почему такой формат часто эксплуатируется, я, сказать честно, сам не знаю, но полагаю, что дело в некотором подражании зарубежных современных инди-музыкантов, которые до нас добрались через Bandcamp. К примеру, «teen suicide», «LFSX», «salvia palth». Полагаю, такие коллективы дали нашей молодёжи интерес к скейтбордингу, подростковой меланхолии, «культу» VHS. А когда об этом не поют отечественные «рок-идолы», конечно хочется всё сделать самому.
– Не теряет ли инди-музыка при этом присущей ей индивидуальности, если делается шаблонно?
– Как ни парадоксально, но не теряет, однако без определяющих черт, таких как харизма лидера, актуальность текстов, своеобразность звучания, «пробиться» проблематично.
– В чем вы сами видите уникальность своего проекта?
– Уникальность именно в «близком контакте» с аудиторией, призыв к борьбе со своими страхами и негативными эмоциями, отказ от страданий, взаимопомощь и эмпатия. По сути, основы буддизма через энергичную, понятную, и главное ЗНАКОМУЮ музыку. Я считаю, это отличительная черта проекта «КАРМА-ПХАЛА».
– Вас интересует сцена побольше?
– Я стремлюсь к сцене побольше, чем нынешняя, и я уверен, всё ещё придёт, но надежд не питаю, они имеют свой нож за спиной – способность обленить, будто команда: «Ничего не делай, сиди на месте, авось, придёт само».
– Как считаете, такой звук и подача могут заинтересовать достаточно широкую аудиторию?
– Я считаю, звук и подача отсеят меня от популярности, которой, даже гипотетически, не желаю. Но тем не менее, я твёрдо считаю, что могут.
– Вы используете в том числе, пожалуй, самый необычный способ продвижения – расклеиваете листовки. В чем шик такого подхода?
– Кто-то назвал «агитацией» историю с листовками. Шик в уникальности (тем более, в наше время) способа привлечения аудитории. Мне предлагали подать объявление в газетной колонке, даже в самой «жёлтой», но естественно последовал мой отказ.
– Как много человек приняло в этом участие? Есть уже результаты?
– Сколько изъявило желание, а сколько человек принялось за дело, мне, честно сказать, неизвестно, так как «Августин» был создан спонтанно, внезапно и децентрализованно. Чтобы устаканить ситуацию, я и написал тот длинный пост в паблике, и просил ссылать на него всех, кто заинтересовался. Я знаю точно, что люди из Сургута, Саратова, Москвы, Костаная, Новокузнецка и Тирасополя или приступили, или вот-вот приступят. И да, хотя прогресс ещё не набрал обороты, но 4 человека точно прибавилось. Для паблика, где всего 60 человек, это ощутимо. Если кто-то примет участие в этой «агитации», будьте добры, сообщите мне в личные сообщения.
– Карма-пхала – «плод кармы», воздаяние или вознаграждение по делам. Чем ответила Вселенная прямо сейчас на то, что вы делаете?
– Безвозмездной поддержкой от незнакомых мне людей (это касается не только моего творчества), открытием свежих истин, которые держат меня «на плаву», и главное – нахождением вектора, по какому мне стало радостно жить!
– Куда должна вас привести ваша музыка в рамках «КАРМА-ПХАЛА», чтобы можно было с уверенностью сказать: «У меня получилось»?
– У меня уже всё получилось!
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!