Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

Подборки

Премьеры

Популярнейший поп-культурный референс и причина депрессии великого аниматора — разбираемся, о чём рассказала «Принцесса Мононоке», вышедшая на экраны в 1997 году. Осторожно, спойлеры!

Матчасть

Вообще, оригинальное название аниме-фильма скорее переводится как «Принцесса мстительных духов». Однако истории с довольно странной адаптацией случались с работами Миядзаки и до, и после. Та же премьера 2023-го — «Мальчик и птица» — в действительности именуется «Как поживаете?». Так или иначе подобные локализаторские тонкости только дают лишний повод задуматься и копнуть глубже.

В древних легендах «мононоке» было общим названием для злых духов, которые вселялись в людей, чтобы изводить и мучить их. Со временем это определение обрело большую конкретику, и в нынешнем понимании это скорее любые создания (духи, люди, боги), охваченные страстями и способные только на разрушения. Согласитесь, так название приобретает больший смысл, готовя к тому, что предстоит увидеть на экране.

princessmononoke_1

© Studio Ghibli

События «Принцессы Мононоке» разворачиваются в период, когда в Японию было впервые завезено огнестрельное оружие, смертоносное и бесчестное, ставшее угрозой для всего живого. По сюжету девушка Сан, воспитанная волками, защищает дом (на минуточку, целый лес) от внешнего вторжения. Она ненавидит людей и отрицает свою к ним видовую принадлежность.

Вместе с Сан центральную роль в истории играет и мальчик Аситака, последний принц эмиси, проклятый одержимым демоном-кабаном и изгнанный из племени. Он отправляется на поиски лекарства от недуга, и тогда невольно становится частью противостояния людей и леса. Первых в этой битве представляют Железный город и госпожа Эбоси, человек цивилизации, готовая на любые жертвы во имя цели. На противоположной стороне ринга — лесные создания — волчица Моро с уже упомянутой приёмной дочерью Сан и кабан Оккотонуси. Концептуально конфликт сформирован достаточно наглядно. Аситака становится его свидетелем, как и мы — однако сторону он не выбирает, скорее занимая миротворческую позицию.

309149184981294812094

© Studio Ghibli

Символика

В одном из интервью Миядзаки признавался: даже спустя четыре месяца после выхода «Принцессы Мононоке» он не до конца понимал, что именно изобразил в фильме. Лента стала первой масштабной исторической работой японского мастера, сочетающей в себе одновременно элементы привычной ему семейной сказки и боевика с присущими жанру жестокостью и кровопролитностью. Отчасти расширила жанровое своеобразие картины и одна из главных тем аниме — тема защиты природы. Развиваясь, люди всё больше подавляют могущество Земли, вредят и пренебрегают ей как источником необходимых ресурсов. Хотя и идея эта не стала новаторской для режиссера — для Миядзаки единство природы и человека — идеал, представленный в противовес мрачным суждениям о войне («Ветер крепчает», «Ходячий замок») — впервые оказалась в центр повествования.

Сам 1997 год поставил перед постановщиком новые задачи: невозможно было игнорировать очевидные проблемы и продолжать снимать о радостях жизни. Для чего и для кого снималось бы такое кино, лживое и пропагандистское? Именно об этом Миядзаки и говорил после: он не собирался намеренно транслировать чёткой идеи, игнорировать политику, экономику и общество и просто подать на блюдечке мысль «давайте дорожить природой». Снимать фильм о том, что итак всем ясно, было бесполезно. Такая здоровая прямолинейность и реалистичный взгляд на вещи, даже лёгкий цинизм — то, за что фанаты всегда любили и уважали мастера. Кроме того, именно в этом кроется причина, почему его фильмы, созданные для детей, помогали этим детям судить как взрослым. Во многом эта позиция и сформировала сам механизм «Принцессы Мононоке». По крайней мере, именно под таким углом стоило смотреть картину.

2831728174983274832

© Studio Ghibli

Мастер риторики, Хаяо Миядзаки из раза в раз задаёт вопросы, на которые никто не просто не находит точного ответа — его не существует. «Мононоке» не стала исключением. Во вневременную идею противостояния человека и природы японский постановщик внёс немаловажную деталь — природа не стала смиренно ждать, когда люди её уничтожат, она дала отпор, возвращая каждый полученный удар с удвоенной силой. Аниме не кричало о выгодном, здоровом сосуществовании леса и людей — компромисс в этом конфликте пока невозможен — и пути решения оставалось (и остаётся) только додумывать, дофантазировать.

«Почему человек не может жить в мире с Лесом?». Потому что он никогда ему не принадлежал. Горечь от финала фильма, в котором дух леса погибает, разрывается, словно ядерная бомба — неочевидная отсылка к одной из главных японских национальных травм — сопровождался также и надеждой на саму жизнь. Да, погибнув, понеся страшные потери, лес будет восстанавливаться годами, едва ли достигнув былого величия. Долгое возрождение и жалкое зрелище, но нескончаемое стремление к тому, чтобы жить — вот, чем предстал лес в истории Миядзаки. Людям же, считающим, что они могут быть узурпаторами, убийцами и ворами безнаказанно, потому что у них есть ружья, осталось будущее, в котором рано или поздно они понесут наказание за самонадеянность.

Немаловажной деталью в этом контексте стало и проклятие Аситаки — изображённая в виде уродливых чёрных червей всепоглощающая ненависть, которая разъедает живое создание изнутри. Интересно, кого она в итоге съест? И уж точно не лес.

9418942054605463212

© Studio Ghibli

Притча о жизни

Японский мастер, как и главный герой Аситака, не принимает чьей-либо стороны. Опять же, это невозможно, когда одни так зависят от других. Однако в его истории читается горечь по судьбе природы. Миядзаки демонстрирует эдакое перетягивание каната: он принимает жадное стремление человечества к росту и процветанию, которое устранит всё на пути, но также трепетно относится к желанию природы сохранить саму себя.

princess-mononoke-desktop-wallpaper-hd

© Studio Ghibli

«Принцесса Мононоке» показывает, что было бы, возьмись природа за оружие; как она бы мстила, безжалостно и очень по-человечески, обретя голос. Мы не видим героев и злодеев, чёрное и белое. Глубина понимания людской сути и осознание ключевых вопросов современности делают из Миядзаки искусного рассказчика, над тейками которого будут размышлять десятилетиями.

Особенность многих работ мастера как раз в том, что они не просто идут в ногу со временем, а с годами приобретают всё больше актуальности. Глобальное потепление, загрязнение атмосферы и мирового океана, вырубка лесов и истощение природных ресурсов — сейчас не какая-то абстрактная апокалиптическая концепция, а реальность, которую мы продолжаем игнорировать в погоне за прогрессом. Человечество как никогда нуждается в поиске гармонии и мира и, возможно, мы могли бы начать оттуда, с чего всё и началось: первозданный лес, бескрайние степи и океан. Или хотя бы с городского парка по соседству.

В конце-концов, «Принцесса Мононоке» — история не только о противопоставлении природного и человеческого, но и двухчасовой вопрос о том, как жить в этой жестокой реальности.

princess-mononoke-animated-movies-film-stills-anime-animation-t_p54620

© Studio Ghibli

Напоминаем, что аниме снова покажут в российских кинотеатрах с 18 января 2024 года.

Источник фото обложки: © Studio Ghibli

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика