Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

Подборки

Премьеры

Падением астероида ознаменовался конец эры динозавров, однако образ их современника — дракона — пользуется популярностью в массовой культуре до сих пор. Крылатый, огнедышащий и свирепый — в какую мифологию не загляни, а драконьи характеристики всегда схожи. Но так ли этих магических существ изображают в анимации? Разбираемся в этом материале.

«Как приручить дракона»

Название франшизы говорит само за себя — драконы тут одни из главных действующих лиц. Основан же анимационный мир на книжной серии британской детской писательницы Крессиды Коуэлл, в свою очередь явно опирающейся на скандинавскую мифологию. Во-первых, по сюжету противостоят драконам именно викинги. Во-вторых, сам Вулканический Остров как место обитания огнедышащих рептилий рождается не в фантазиях сценаристов, а ещё в легендах скандинавов.

Что же касается самих драконов, то они изначально тоже вполне соответствуют мифическим описаниям: грозные и опасные, ведущие непримиримую войну с людьми (в скандинавской мифологии, например, чтобы остановить дракона Ёрмунганда Тору приходится пожертвовать собой). Правда, до тех пор, пока Иккинг, главный герой и один из викингов, не повстречает дракона Беззубика — окажется, два издревле враждующих племени очень даже могут сосуществовать.

2873127427346327467324

Источник фото: © Paramount Pictures

Авторы умело играют с представлениями зрителей: в противостоянии мы «болеем» за викингов, потому что видим драконов не иначе как смертельной опасностью. Однако сюжет не стоит на месте, и нам дают возможность посмотреть на происходящее желтыми драконьими глазами. И кто же теперь жесток? Разве не люди, охотящиеся на магических существ? Разлом стереотипа крайне удачен: жестокость (человека или дракона) — не столько природная данность, сколько обусловленная косностью величина. И стоит только вернуть себе гибкость мышления, как кровавая традиция падёт и наступит мир.

«Шрек»

Эта серия не нуждается в представлении — гроза всех сказочных канонов не могла обойти стороной и чешуйчато-огненную тему. Само по себе прогрессивно и новаторски сделать персонаж дракона женским. Ни в одном из мифологически-сказочных сюжетов на такое не наткнёшься, но в канву Paramount Picturesистории «Шрека» этот ход вписывается крайне органично, так как феминистская повестка красной нитью проходит и через арку Фионы (она, в отличие от классических принцесс, легко может постоять за себя, в чём ей помогает знание приёмов карате).

83423847238472384723874

Источник фото: © DreamWorks

И хотя мультфильм основан на одноименной книге Уильяма Стейга, очевидно обыгрывание в завязке распространенного средневекового предания о заточенной в башне принцессе, охраняемой свирепым драконом. В нашем случае — Драконихой. И вновь зритель сталкивается с расхождением между представлениями и анимационной действительностью: на поверку Дракониха оказывается не жестоким стражем, а крайне одиноким, требующим любви и заботы существом. Она — своеобразный двойник принцессы: тоже ждёт, когда её спасут из башни холодной отчужденности.

Человеку нужен человек. А Драконихе — Осел.

«Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

Авторы серии о богатырях (в том числе) ориентировались и на успех сатирического западного предшественника — «Шрека». Переняли не только иронически-развязный тон повествования, но и некоторые архетипы персонажей. Например, в неизменно шутящем коне Юлие легко считываются черты Осла, воплощающего на экране Трикстера. Впрочем, вернёмся к конкретному фильме о Добрыне Никитиче.

Здесь обращение к славянской мифологии легко считывается. И богатыри, и Баба Яга, и Змей Горыныч — весьма известные персонажи, сказки о которых читают всем детям. Нашему дракону, в отличие от западного средневекового, сторожить поручают не принцессу, а Калинов мост, по которому попадают в царство мёртвых, к тому же безобидных девушек он вообще предпочитает воровать. Образ складывается устрашающим, но как и в предыдущих случаях — это лишь уловка, создающая контраст между мифом и его актуализацией в современном мире. Горыныч оказывается другом богатыря и похищает княжескую племянницу не из-за злого нрава или корыстных целей, а по причине долга, который не может погасить деньгами.

742347263472364726374236

Источник фото: © Мельница, СТВ

Интересно, что Горыныч не только оказывается, в целом, «хорошим парнем», но и пытается исправить ошибку трусости, отправляясь в свое приключение героя к башне, воплощенной в Избушке на курьих ножках. Метафорически обретение смелости, а вместе с ней и самости происходит в момент, когда славянский дракон наконец взмывает вверх на крыльях, которые многие годы отказывались ему служить.

Обман ожиданий — главный «штрих» в драконьем образе в анимации. Начиная как антигерой, огнедышащее существо неизменно перевоплощается в хорошего друга (или даже жену!) протагониста. И если вы видите дракона в современном мультфильме, то можете быть спокойны: он не пустит в вас струю огня, а возьмёт под переливающееся чешуйчатое крыло и согреет.

Источник фото обложки: © DreamWorks

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика