Топ-100

Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: leonovichjohn@mail.ru

"Лучше, чем люди"

Если сегодня назвать какой-либо продукт «отечественным», на него наверняка посмотрят косо, с явным недоверием . Бесконечные шутки о качестве «родных» автопрома, медицины, образования и кинематографа, к сожалению, рождаются не на пустом месте. Тем не менее, не следует слепо обобщать, ведь только ситхи всё возводят в абсолют. Даже если кажется, что есть правило, нужно учитывать возможные исключения.

Что касается сериалов, уже одна реклама некоторых проектов или диалоги персонажей заставляют чуть ли не выбросить телевизор в окно и больше никогда не иметь дело с российскими телепродуктами. Но встречаются и достойные экземпляры.

Одним из таких можно назвать относительно новый фантастический драматический сериал «Лучше, чем люди» режиссёра Андрея Джунковского. Мировая премьера состоялась 23 ноября 2018-го года в онлайн кинотеатре Первого канала и на видеосервисе START. Премьера телевизионная – 22 апреля 2019-го года на Первом канале. Два сезона по восемь серий.

Мир будущего

События разворачиваются в России 2029-го года. Технологии шагнули вперёд: телефоны-браслеты проецируют вызовы и смс-ки на предплечья, за порядком в городе следят вездесущие дроны с камерами, красный сигнал светофора виртуальной стеной преграждает автомобилистам дорогу, у телевизоров и компьютеров голографические мониторы, а голограммы с рекламой нависают над улицами или занимают целые фасады домов.

Особое место в жизни людей занимают боты – роботы-слуги, выполняющие грязную работу. Общество воспринимает андроидов как вид бытовой техники. Эти новые помощники человечества выполняют работу санитаров скорой помощи, охранников, грузчиков, дворецких, секретарей, официантов, а также отдельно производятся боты для секс-услуг. Производством последней категории (а также ботов-слуг) занимается крупная корпорация CRONOS.

"Лучше, чем люди"

Естественно, что не все довольны активным внедрением роботов в повседневную жизнь. Они отбирают у людей рабочие места, а кому-то заменяют настоящую, живую любовь. Несогласные с таким укладом вступают в ряды «Ликвидаторов» – радикальных борцов против механических работников. «Смерть – ботам, жизнь – живым!» – таков лозунг сопротивления. Их цель – уничтожать андроидов.

Про что сериал

История развивается вокруг особенного робота китайского производства, которого глава CRONOS’а Виктор Торопов (Александр Устюгов) купил на чёрном рынке. Имя этого робота – Ариса (Паулина Андреева). Она, насколько известно из сериала, единственный в своём роде эмпатический бот, то есть она умеет считывать человеческие эмоции. В отличие от своих примитивных собратьев, Ариса не слепо исполняет любые указания хозяина. У неё есть только одна центральная установка: заботиться о членах семьи, в которой она живёт. А вот в чём забота должна проявляться – Ариса решает самостоятельно. Её задача настолько приоритетна, что в случае необходимости андроид проигнорирует три закона робототехники (с которых и начинается весь сериал). Иными словами, Ариса – единственный бот, который может осознанно убивать людей, что, конечно, вселяет некоторый страх.

Три Закона Айзека Азимова

  1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
  2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
  3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.

"Лучше, чем люди"

Ещё одна особенность Арисы – способность к обучению. Через наблюдение и общение она узнаёт о жизни людей и пытается приспособиться к этому миру, соответствовать роли жены и матери для своей семьи. Подобно ребёнку, она познаёт мир и пытается неукоснительно следовать своей цели. Не понимая иррациональную и местами лживую человеческую природу, она поступает наивно и прямолинейно, как дитя. Возможно, её бескорыстное и неосознанное самопожертвование делает её действительно лучше людей.

В сериале проходят несколько параллельных сюжетных линий, каждую из которых можно было бы назвать сериалом в сериале. С одной стороны, отношения внутри семьи Сафроновых (куда попала Ариса) – раскол и попытка восстановления, конфликты бывших супругов, отцов и детей. С другой стороны, борьба за власть внутри CRONOS’а, сдобренная циничными поступками и коварными интригами. В то же время идут детективное расследование следователя Варламова (Кирилл Полухин) и жестокая борьба ликвидаторов против системы. Получается своеобразный синтез сериалов про фантастику, семейную жизнь, «разборки ментов и бандитов», любви и борьбы за идеалы.

Приятно удивляют моменты, когда, казалось бы, малозначительный персонаж через несколько серий набирает вес и оказывает чуть ли не ключевое воздействие на весь сюжет. Мотивации и истории персонажей раскрываются зрителю постепенно, по кусочку пазла за серию, что заставляет строить теории и наперёд придумывать дальнейшее развитие событий.

Реальность кадра

Большую часть времени картинка держится в холодных тонах, иногда даже кажется бледной. Будто в кадре что-то не вполне живое (что логично для истории об андроиде). Голограммы и манипуляции с телефоном на предплечье выглядят вполне убедительно и гармонично. По сравнению со многими телесериалами, съёмка впечатляет своей кинематографичностью.

Отдельного внимания заслуживает работа гримёров. Развороченные лица и другие части механических тел внушают доверие, а местами пугают реалистичностью.

"Лучше, чем люди"

Работая над ролью Арисы, Паулина Андреева приучила себя долго не моргать на съёмках, а также нашла способ дышать в кадре максимально незаметно. Работа шла и над механическими движениями, и над тембром голоса, интонациями (из-за чего героиня звучит, как голосовой помощник Алиса). Благодаря стараниям актрисы и оператора, бот выглядит максимально безжизненно.

Остальные же актёры не принуждены скрывать живые эмоции от зрителя. Их герои часто импульсивны, иррациональны, но при этом не без человеческой харизмы. Им сочувствуешь, переживаешь: что же с ними случится и как они себя поведут. Особенно порадовала актёрская игра маленькой Сони Сафроновой (Виталия Корниенко). Именно потому, что это детская игра, от которой непротивно и которой хочется верить (как антипример вспоминается тоже отечественный сериал «Два отца и два сына», но там даже глупо предъявлять претензии к игре ребёнка, когда даже взрослые актёры не стараются).

«Казнить нельзя помиловать»

Неизбежны сравнения с зарубежными проектами похожей тематики. Фильмы «Терминатор» и «Я, робот», шведский сериал «Настоящие люди» и основанный на нём англо-американский сериал «Люди», игра в жанре интерактивного кино «Detroit: Стать человеком». В сети некоторые пользователи называют «Лучше, чем люди» плагиатом или пародией на вышеперечисленные проекты. Заявление выглядит спорным, потому что как самостоятельный проект история Арисы выглядит добротно и на уровне. К тому же, наличие в сюжете разумного андроида ещё не делает историю вторичной (аналогичным способом можно обвинять а плагиате все фильмы на инопланетную тематику, потому что во всех встречается внеземная жизнь). Так или иначе люди продолжают задумываться: что будет, если роботы обретут разум, подобный человеческому или лучше. Да и в проектах предшественниках основное внимание уделялось борьбе роботов с людьми (за свои права или за власть), в то время как здесь только один своевольный бот, а его единственное желание – защитить свою семью.

Американский стриминговый сервис Netflix купил права на эксклюзивный показ «Лучше, чем люди» под собственным брендом (Netflix Original) на всех территориях, кроме России и Китая. Планируется дубляж на 25 языках. Сумма сделки составила около миллиона долларов.

Так что это: прорыв или провал? Возможно, в масштабах мира «Лучше, чем люди» никакой революции не совершил (да и собирался ли?). Но в целом для отечественной сериальной индустрии это своеобразный прорыв, яркое исключение из печальных правил или даже реабилитация. Как ни назови, но этот сериал наверняка зачтётся нашему кинематографу в кинематографическом раю.

 
16+