Если сегодня назвать какой-либо продукт «отечественным», на него наверняка посмотрят косо, с явным недоверием . Бесконечные шутки о качестве «родных» автопрома, медицины, образования и кинематографа, к сожалению, рождаются не на пустом месте. Тем не менее, не следует слепо обобщать, ведь только ситхи всё возводят в абсолют. Даже если кажется, что есть правило, нужно учитывать возможные исключения.
Что касается сериалов, уже одна реклама некоторых проектов или диалоги персонажей заставляют чуть ли не выбросить телевизор в окно и больше никогда не иметь дело с российскими телепродуктами. Но встречаются и достойные экземпляры.
Одним из таких можно назвать относительно новый фантастический драматический сериал «Лучше, чем люди» режиссёра Андрея Джунковского. Мировая премьера состоялась 23 ноября 2018-го года в онлайн кинотеатре Первого канала и на видеосервисе START. Премьера телевизионная – 22 апреля 2019-го года на Первом канале. Два сезона по восемь серий.
Мир будущего
События разворачиваются в России 2029-го года. Технологии шагнули вперёд: телефоны-браслеты проецируют вызовы и смс-ки на предплечья, за порядком в городе следят вездесущие дроны с камерами, красный сигнал светофора виртуальной стеной преграждает автомобилистам дорогу, у телевизоров и компьютеров голографические мониторы, а голограммы с рекламой нависают над улицами или занимают целые фасады домов.
Оборудование для видеонаблюдения
Особое место в жизни людей занимают боты – роботы-слуги, выполняющие грязную работу. Общество воспринимает андроидов как вид бытовой техники. Эти новые помощники человечества выполняют работу санитаров скорой помощи, охранников, грузчиков, дворецких, секретарей, официантов, а также отдельно производятся боты для секс-услуг. Производством последней категории (а также ботов-слуг) занимается крупная корпорация CRONOS.
Читайте также
Естественно, что не все довольны активным внедрением роботов в повседневную жизнь. Они отбирают у людей рабочие места, а кому-то заменяют настоящую, живую любовь. Несогласные с таким укладом вступают в ряды «Ликвидаторов» – радикальных борцов против механических работников. «Смерть – ботам, жизнь – живым!» – таков лозунг сопротивления. Их цель – уничтожать андроидов.
Про что сериал
История развивается вокруг особенного робота китайского производства, которого глава CRONOS’а Виктор Торопов (Александр Устюгов) купил на чёрном рынке. Имя этого робота – Ариса (Паулина Андреева). Она, насколько известно из сериала, единственный в своём роде эмпатический бот, то есть она умеет считывать человеческие эмоции. В отличие от своих примитивных собратьев, Ариса не слепо исполняет любые указания хозяина. У неё есть только одна центральная установка: заботиться о членах семьи, в которой она живёт. А вот в чём забота должна проявляться – Ариса решает самостоятельно. Её задача настолько приоритетна, что в случае необходимости андроид проигнорирует три закона робототехники (с которых и начинается весь сериал). Иными словами, Ариса – единственный бот, который может осознанно убивать людей, что, конечно, вселяет некоторый страх.
Три Закона Айзека Азимова
- Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
- Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
- Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.
Ещё одна особенность Арисы – способность к обучению. Через наблюдение и общение она узнаёт о жизни людей и пытается приспособиться к этому миру, соответствовать роли жены и матери для своей семьи. Подобно ребёнку, она познаёт мир и пытается неукоснительно следовать своей цели. Не понимая иррациональную и местами лживую человеческую природу, она поступает наивно и прямолинейно, как дитя. Возможно, её бескорыстное и неосознанное самопожертвование делает её действительно лучше людей.
В сериале проходят несколько параллельных сюжетных линий, каждую из которых можно было бы назвать сериалом в сериале. С одной стороны, отношения внутри семьи Сафроновых (куда попала Ариса) – раскол и попытка восстановления, конфликты бывших супругов, отцов и детей. С другой стороны, борьба за власть внутри CRONOS’а, сдобренная циничными поступками и коварными интригами. В то же время идут детективное расследование следователя Варламова (Кирилл Полухин) и жестокая борьба ликвидаторов против системы. Получается своеобразный синтез сериалов про фантастику, семейную жизнь, «разборки ментов и бандитов», любви и борьбы за идеалы.
Приятно удивляют моменты, когда, казалось бы, малозначительный персонаж через несколько серий набирает вес и оказывает чуть ли не ключевое воздействие на весь сюжет. Мотивации и истории персонажей раскрываются зрителю постепенно, по кусочку пазла за серию, что заставляет строить теории и наперёд придумывать дальнейшее развитие событий.
Реальность кадра
Большую часть времени картинка держится в холодных тонах, иногда даже кажется бледной. Будто в кадре что-то не вполне живое (что логично для истории об андроиде). Голограммы и манипуляции с телефоном на предплечье выглядят вполне убедительно и гармонично. По сравнению со многими телесериалами, съёмка впечатляет своей кинематографичностью.
Отдельного внимания заслуживает работа гримёров. Развороченные лица и другие части механических тел внушают доверие, а местами пугают реалистичностью.
Работая над ролью Арисы, Паулина Андреева приучила себя долго не моргать на съёмках, а также нашла способ дышать в кадре максимально незаметно. Работа шла и над механическими движениями, и над тембром голоса, интонациями (из-за чего героиня звучит, как голосовой помощник Алиса). Благодаря стараниям актрисы и оператора, бот выглядит максимально безжизненно.
Остальные же актёры не принуждены скрывать живые эмоции от зрителя. Их герои часто импульсивны, иррациональны, но при этом не без человеческой харизмы. Им сочувствуешь, переживаешь: что же с ними случится и как они себя поведут. Особенно порадовала актёрская игра маленькой Сони Сафроновой (Виталия Корниенко). Именно потому, что это детская игра, от которой непротивно и которой хочется верить (как антипример вспоминается тоже отечественный сериал «Два отца и два сына», но там даже глупо предъявлять претензии к игре ребёнка, когда даже взрослые актёры не стараются).
«Казнить нельзя помиловать»
Неизбежны сравнения с зарубежными проектами похожей тематики. Фильмы «Терминатор» и «Я, робот», шведский сериал «Настоящие люди» и основанный на нём англо-американский сериал «Люди», игра в жанре интерактивного кино «Detroit: Стать человеком». В сети некоторые пользователи называют «Лучше, чем люди» плагиатом или пародией на вышеперечисленные проекты. Заявление выглядит спорным, потому что как самостоятельный проект история Арисы выглядит добротно и на уровне. К тому же, наличие в сюжете разумного андроида ещё не делает историю вторичной (аналогичным способом можно обвинять а плагиате все фильмы на инопланетную тематику, потому что во всех встречается внеземная жизнь). Так или иначе люди продолжают задумываться: что будет, если роботы обретут разум, подобный человеческому или лучше. Да и в проектах предшественниках основное внимание уделялось борьбе роботов с людьми (за свои права или за власть), в то время как здесь только один своевольный бот, а его единственное желание – защитить свою семью.
Американский стриминговый сервис Netflix купил права на эксклюзивный показ «Лучше, чем люди» под собственным брендом (Netflix Original) на всех территориях, кроме России и Китая. Планируется дубляж на 25 языках. Сумма сделки составила около миллиона долларов.
Так что это: прорыв или провал? Возможно, в масштабах мира «Лучше, чем люди» никакой революции не совершил (да и собирался ли?). Но в целом для отечественной сериальной индустрии это своеобразный прорыв, яркое исключение из печальных правил или даже реабилитация. Как ни назови, но этот сериал наверняка зачтётся нашему кинематографу в кинематографическом раю.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!