В мае этого года американский телеканал HBO вместе с британской телесетью Sky представил на суд зрителя пятисерийный мини-сериал «Чернобыль». Как можно догадаться по названию, речь идёт о трагедии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года.
Эта историческая драма (простите за невольный каламбур) произвела эффект разорвавшейся бомбы: высокие рейтинги от IMDd и Rotten Tomatoes, обгоняющие «Игру престолов»; активные обсуждения в соцсетях, на ТВ и в печатных СМИ; повышенный интерес к предпосылкам, событиям и ликвидации этой немыслимой аварии.
В России мнения о творении Крэйга Мазина (создатель и сценарист) и Йохана Ренка (режиссёр) неоднозначны. Одни обвиняют сериал в антироссийской пропаганде, когда другие хвалят за непредвзятый взгляд на историю. Одни ругают за фактические неточности, другие превозносят за достоверность. Для одних «Чернобыль» - попытка осквернить память о СССР, а для других – лучший сериал 2019. Если разговоры про очернение нашего социалистического прошлого кажутся спекулятивными, то идея поговорить о лучшем проекте года выглядит вполне безобидно.
Быль или небыль?
Сюжет позволяет зрителю увидеть ключевые этапы чернобыльской катастрофы: от взрыва на 4-м энергоблоке с последующим тушением пожара и распространением радиации до судебного процесса и строительства защитного саркофага над повреждённым реактором. Пятисерийный формат (серия около часа) позволил ёмко рассказать о самом основном. Тут не будет документальной дотошности в каждой секунде. Зато гарантировано целостное представление о событиях и атмосфере тех дней.
Это не значит, что все события сериала – выдумка. Мазин работал над сценарием с 2016 года, изучая информацию об инциденте. Помимо показанных в начале истории кассет профессора Легасова и записи заседания суда, Крэйг так же обращался к историям самих ликвидаторов аварии (например, через книгу Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва»). Поэтому «Чернобыль» можно считать исторической картиной. Картиной, в которой есть неточности.
В сериале встречаются некоторые искажения. Разбившийся в октябре 1986 года вертолёт в сериале падает в мае, откуда-то появляется угроза повторного взрыва (потому что так на экране сохраняется напряжение), преувеличенными выглядят бесконечные обращения «товарищ» и угрозы Бориса Щербины (Стеллан Скарсгард) выбросить Валерия Легасова (Джаред Харрис) из вертолёта, а сцена переговоров министра угольной промышленности Михаила Щадова (Майкл Колган) с тульскими шахтёрами будто бы вовсе игнорирует реальных людей и логику времени. К этим искажениям можно добавить персонажа Ульяну Хомюк (Эмили Уотсон), которая была придумана авторами как обобщённый образ всех учёных, боровшихся с последствиями аварии на АЭС.
Тем не менее все эти недостоверности не мешают волноваться за героев и верить в естественность событий. Нужно понимать, что «Чернобыль» - не документальный, а художественный сериал. Поэтому местами правда факта должна уступить правде художественного произведения, чтобы история не потеряла темп и оставалась понятной, интересной для зрителя. А с учётом того, что персонажи сериала объясняют друг другу (и зрителю) довольно сложные аспекты работы АЭС, понятность истории важна как никогда.
Ядерная атмосфера
Очень дотошно воспроизведена обстановка советского времени. Интерьеры АЭС, поликлиники и простых квартир, костюмы гражданских и военных, агитационный плакаты (хотя больше похоже на стилизацию), вкрапления новостных выпусков и радиоэфиров. Всё это кажется таким знакомым и родным. Да и наружные съёмки проходили на постсоветском пространстве: в Литве и Украине. Энергоблоки же снимали на литовском близнеце Чернобыльской станции – Игналинской АЭС.
В кадре преобладают холодные тона. Люди и мир вокруг них какие-то серые, мертвенно бледные. Давит безысходность. Легасов и Щербина знают, что получили высокую дозу радиации и что жить им осталось недолго. Люся Игнатенко (Джесси Бакли) не знает, как помочь своему умирающему от радиоактивных ожогов мужу Василию (Адам Нагайтис). Угроза распространения радиации нависает на Европой и всем миром. В появившейся вокруг Чернобыльской АЭС зоне отчуждения нормальное движение жизни восстановится только через несколько веков…
Цепочка губительных событий угнетает – это сериал не поможет расслабиться на выходных. «Чернобыль» больше напоминает хоррор с самым реальным и самым страшным убийцей – атомной энергией. Как огонь, даря свет и тепло, способен уничтожать города, так и атом, обеспечивая нас энергией, способен истребить всё живое вокруг. Невидимый, непонятный враг, которому не нужна мотивация для действия, с которым невозможно вести переговоры, которого нельзя убить, – вселяет почти первобытный ужас.
К вопросу о пропаганде
В некоторые моменты сериал становится будто бы обвинительным манифестом в сторону тоталитарного режима советской власти. Поступки и слова чиновников и других управленцев местами вызывают вопросы. Неужели действительно людей больше интересовало своё кресло, чем жизни тысяч и тысяч граждан? Неужели для них важнее написанное на бумаге, а не происходящее в реальности? Советская система показана беспощадной и вездесущей машиной, которая готова на любую ложь, лишь бы сохранить свой трон непоколебимым.
Чувства двойственные. С одной стороны, логика и знание истории подсказывают, что подобное отношение было вполне возможным – внутренне сложно не поверить. С другой стороны, как можно что-либо точно утверждать о событиях 33-летней давности, к которым никто не был готов (никто просто не верил, что могло произойти нечто подобное). Наивно ждать объективности от англо-американского сериала, когда речь идёт об ошибке СССР мирового масштаба. И ссылки на воспоминание свидетелей тоже к истине не приведут – каждый знает только часть этой истины, какую-то свою правду, в то время как целая картина остаётся недосягаемой. С тем же образом заместителя главного инженера по эксплуатации ЧАЭС Анатолия Дятлова (Пол Риттер), показанного в сериале самодуром и некомпетентным руководителем, одни коллеги соглашаются, а другие называют его большим профессионалом с большими амбициями.
В то же время ярко показан героизм простого советского народа, готового выступить против глобальной угрозы и пожертвовать своими жизнями ради родных, ради страны и ради всего человечества. Эта суровая самоотверженность наполняет гордостью за своих соотечественников и прошлое. В условиях беспрецедентной катастрофы с большими потерями всё же Советскому союзу (простым гражданам и власти) удалось ликвидировать последствия.
Главная заслуга
Учить историю по этому сериалу (да и по любой другой художественной картине) не рекомендуется. Но у «Чернобыля» не отнять его, наверное, главной заслуги – он заставляет искать информацию и анализировать её самостоятельно. Раньше об аварии на ЧАЭС вспоминали только в конкретную дату – возложить цветы к памятнику погибшим ликвидаторам. «Чернобыль» провёл реанимацию памяти, и за это его можно назвать лучшим сериалом 2019 года, и тут сериал – не художественное произведение, а общественно значимое высказывание.
Благодаря проекту Мазина множество людей решило разобраться в случившемся. Пошли обсуждения, статьи и видео, отделяющие историческую правду от художественного вымысла. Прошли интервью с ликвидаторами аварии (которые так же прокомментировали этот сериал). Из глубин интернета всплыли старые документальные фильмы. Наверняка, к кассетам профессора Легасова, книгам Алексиевич и Дятлова вновь обратятся люди. А трагедией 1986 года будут интересоваться не только фанаты игр и книг «S.T.A.L.K.E.R.», но и многие новые люди из самых разных стран.
Истина по-прежнему останется неуловимой. Но будущее можно строить только помня о прошлом. «Чернобыль» скорее выступает против монополии на информацию, против лжи. Именно желание одних сокрыть правду от других привело к плачевным результатам. В наше время, время быстрого обмена данными и fakenews, было бы смертельно глупо не учитывать опыт прошлых лет.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!