После долгого пыления на полке студии Amazon в прокат наконец-то вышла новая работа Вуди Аллена «Дождливый день в Нью-Йорке». Казалось бы, фильм с таким названием только и смотреть в середине пасмурной осени. Однако он совсем на навевает осенней меланхолии, наоборот, этот лёгкий ромком растворит серость вокруг.
Выход «Дождливого дня…» задержали на год: Аллен планировал выпустить его ещё в 2018 году, но из-за разгоревшегося вокруг режиссёра секс-скандала Amazon не захотела выпускать картину. В Штатах она так и не выйдет, зато у нас есть возможность её посмотреть, а заодно от души посмеяться над очередной нью-йоркской историей Вуди Аллена.
Поначалу этот новый фильм действительно кажется «очередным»: неизменная локация, закадровые монологи главного героя и любовная история, которая всё равно просачивается на первое место несмотря на другие темы. Примечательно, что «Дождливый день...» в России вышел в свет примерно через месяц после повторного проката отреставрированного «Манхэттена» 1979 года, культового и одного из самых известных фильмов Аллена. Так что история новой картины режиссёра покажется ещё более знакомой. Но есть в ней определённый шарм, который Аллену удаётся вносить в свой каждый фильм и благодаря которому он перестаёт быть просто «очередным».
Молодой денди Гэтсби (Тимоти Шаламе) сорит выигранными в покер деньгами направо и налево, впустую «растрачивает свой IQ» (как о нём отзывается его мать) и рассуждает о чёрно-белой классике кинематографа. Его девушка Эшли (Эль Фаннинг), журналистка университетской газеты, собирается в Нью-Йорк, чтобы взять интервью у известного режиссёра Роланда Полларда (Лив Шрайбер). Гэтсби, уставший от жизни в деревне (университет Ярдли), решает устроить Эшли незабываемые романтические выходные в Нью-Йорке — его любимом городе. Однако у города свои планы: Гэтси встречает младшую сестру (Селена Гомес) своей бывшей девушки, а интервью Эшли превращается в путешествие в мир кинематографа. И этот дождливый день в Нью-Йорке дал им по-новому посмотреть на свою жизнь.
Читайте также
Фильм привлекает своим юмором, в каком-то месте даже фарсом. Герои доведены до определённой степени нелепости, которая сначала кажется перегибом, переигрыванием. Только потом понимаешь, что автору надо было довести персонажей до такой степени, чтобы сделать их комичными и выделить на их фоне главных героев. Например, с первого появления в кадре героиня Эль Фаннинг похожа на какую-то обезьянку: кривляется, не в тему смеётся и, честно, выглядит очень нелепо. В течение фильма этот образ не распадается, наоборот, Эшли становится ещё нелепее, но начинаешь понимать, что так и должно быть, что это персонаж, которого не надо воспринимать всерьёз, а над курьёзностью которого надо посмеяться. Тогда же меняется и отношение к игре актрисы: если в начале кажется, что она слишком переигрывает и жеманничает, то к концу уже нельзя не оценить её отдачу в изображении такой чудно́й девушки, как Эшли.
Также удивительно и комично действуют и другие второстепенные персонажи. Режиссёр Ролланд Поллард, актёр Франциско Вега (Диего Луна) и сценарист Тео Давидофф (Джуд Лоу, который удивляет необычной для него ролью ранимого и романтичного персонажа) олицетворяют разные стороны современного кинематографа. С помощью их образов Вуди Аллен посмеивается над кинематографом, в котором уже так много лет (с 1960-х). Но это добрый смех, потому что эта троица в итоге из крутых парней превращается в потерянных и раскисших странников, и их даже становится немного жалко. Такие же чувство вызывает и Эшли: ты смеёшься над ней не злорадствуя, а с сочувствием и какой-то грустью.
С этими второстепенными героями контрастируют главный герой и Шэн, персонаж Селены Гомес. Их юмор исходит из их саркастических высказываний в адрес друг друга и других персонажей и ситуаций, в которые они попадают. С одной стороны, они циники, которым много чего не нравится в современном мире, в другой – большие романтики, мечтающие о любви как в чёрно-белых фильмах. Гэтсби и приезжает в Нью-Йорк, чтобы создать такой фильм с Эшли, но вовремя понимает, что Эшли не главная героиня в его истории.
В образе Гэтсби виден Вуди Аллен. Гэтсби Тимоти Шаламе в «Дождливом дне…» чем-то напоминает Айзека самого Аллена в «Манхэттене»: в какой-то момент кажется, что у двух героев даже манеры и движения похожи. Однако даже тот факт, что персонаж нового фильма Аллена похож на персонажа старого фильма Аллена, не делает Гэтсби или в целом весь «Дождливый день…» менее интересным или скучным. И, конечно, свежести в образ нового героя добавляет игра Тимоти Шаламе, который сейчас максимально часто появляется на киноэкранах, но всё равно привносит что-то новое в каждого своего героя. Здесь ему удаётся объединить в образе Гэтсби две стороны – дерзкого, саркастичного светского юноши и романтичного, мечтательного парня.
Ну и, конечно, не стоит забывать о ещё одно персонаже – Нью-Йорке, очень частом госте фильмов Аллена. Именно он вмешивается в жизни героев и подстраивает их под себя. Режиссёр, рассказывая о новой картине, упоминал, что дождь – ещё один участник его фильма. Однако роль дождя кажется здесь не такой значительной, как роль города. Кто знает, если бы этот дождь пошёл не в Нью-Йорке, может, это была бы совсем другая история? Здесь город предстаёт перед зрителями во всей свой красе. Немного размытый в дожде, но всё равно выделяющийся яркими красками осени, которые поддерживают романтическую атмосферу (за красивые кадры города спасибо оператору Витторио Стораро). «Жить в Нью-Йорке или вообще не жить» – вывод, который делает для Гэтсби, а с ним вместе и сам режиссёр. В этой фразе подводится и главный итог фильма. Находить себя, дружить, влюбляться здесь или вообще нигде. Ведь именно Нью-Йорк распорядился судьбами героев и в очередной раз притянул к экранам зрителей, которые в подарок к красивому городу получили замечательную историю о любви.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!