20 июля анимационный фильм «Унесённые призраками» третий раз выходит на широкий экран благодаря кинокомпании «Пионер». Почему японскую классику продолжают перезапускать? Насколько она популярна в России? И как на её прокат повлиял COVID-19? Попробуем разобраться!
С чего всё началось?
В 2018 году компания «Пионер» сообщила о приобретении прав на 17 анимационных фильмов студии Ghibli, отреставрированных под личным руководством знаменитого Хаяо Миядзаки. И стало очевидно, что интерес российского зрителя к аниме-индустрии растёт. Ранее японские мультфильмы уже выходили в российских кинотеатрах благодаря прокатчикам CP Classic, RUSCICO и «Централ Партнершип», правда, только 10 из заявленных 17.
И действительно, сегодня уже сложно найти человека, который ничего не слышал о японской анимации. Даже далёкий от индустрии читатель найдёт в этом списке знакомое название: «Навсикая из долины ветров», «Небесный замок Лапута», «Мой сосед Тоторо», «Ведьмина служба доставки», «Порко Россо», «Принцесса Мононоке», «Унесённые призраками», «Ходячий замок», «Рыбка Поньо на утёсе», «Еще вчера», «Помпоко: Война тануки», «Наши соседи Ямада», «Сказание о принцессе Кагуя», «Шепот сердца», «Возвращение кота», «Сказания Земноморья», «Воспоминания о Марни».
Как прошёл первый повторный показ?
Кинокомпания «Пионер» успешно показала ранее обкатанные картины. Так, мультфильм «Унесённые призраками» принёс ей 13,7 млн. руб., а «Ходячий замок» — 12,8 млн. руб. Это значительные результаты, которые закрепили картины на 3 и 4 строчках в российском рейтинге самых кассовых фильмов в повторном прокате за последние 10 лет. Но удивляться здесь нечему: от столь популярных картин Ghibli меньшего и не ожидали. К тому же, «Унесённые призраками» является ещё и единственным оскароносным фильмом японской анимации.
Однако эта планка оказалась недостижимой для остальных отреставрированных фильмов. Даже «Мой сосед Тоторо», способный конкурировать с первыми двумя по популярности, набрал лишь 6,2 млн. руб. в российском прокате. Конечно, причиной этого стали коронавирусные ограничения. Всеобщий любимец Тоторо просто не мог настолько отстать от Хоула и Тихиро (героев двух вышеупомянутых картин) в гонке за зрительские симпатии.
Как коронавирус повлиял на прокат?
Сборы первого уик-энда «Тоторо» в октябре 2020 года ещё не сильно отставали от показателей «Унесённых призраками». Но уже в следующий уик-энд показ пришлось отменить, так как вторая волна COVID-19 привела к сокращению наполняемости кинозалов до 25% и их очередному закрытию.
Самым провальным фильмом из пока что вышедших на широкий экран стал «Порко Россо», который собрал 2,4 млн. руб. Кажется, что прокатчик с самого начала не особо рассчитывал на него, оставив картину без русскоязычного трейлера. И не удивительно: эта работа Миядзаки не слишком известна в России и названа рядом рецензентов на «КиноПоиске» сложной для понимания. Кроме того, история «Порко Россо» метит во взрослую аудитории, «Пионер» же позиционирует анимацию студии Ghibli как фильмы для всей семьи. Возможно, виноват и локдаун марта 2020, который пришёлся на середину проката фильма. Однако «Ходячий замок» при тех же условиях сумел набрать почти 13 млн.
Чем обусловлен очередной выход «Унесённых призраками»?
Предполагалось, что после «Небесного замка Лапута», который покажут на широком экране в августе, состоится выход картин других режиссёров студии Ghibli. Тем более что часть из них («Помпоко: Война тануки», «Наши соседи Ямада», «Сказание о принцессе Кагуя», «Возвращение кота», «Воспоминание о Марни») ещё ни разу не добиралась до российских кинотеатров. Однако вместо ожидаемых новинок «Пионер» назначил очередной перевыпуск «Унесённых призраками». Состоится он 20 июля в честь 20-летия фильма, и это будет уже третье появление фильма на широком экране. В чём причина такого выбора?
С одной стороны, столь необычное решение выглядит как попытка кинокомпании восстановить своё финансовое положение, подпорченное пандемией и конкуренцией стриминговых сервисов. Ведь в прошлом году стриминговые сервисы Netflix и «КиноПоиск HD» получили права на показ 21 фильма студии Ghibli.
С другой, за 2,5 года компания «Пионер» уже заработала на фильмах Ghibli 56,4 млн. руб. Так что, возможно, очередное возвращение «Унесённых призраками» стоит расценивать как пиар-ход.
Что будет дальше с прокатом фильмов Ghibli?
В целом результаты от проката отдельных фильмов Миядзаки ожидаемы. В начале года Александра Геллер, генеральный директор компании «Пионер», уже комментировала успешность фильмов. По её словам, они получили невероятный отклик у широкого зрителя, и перевыпуск культовых картин оказался удачной идеей.
По оценкам же Владислава Никиткина, сооснователя проекта «Аниме в России», оставшиеся произведения будут не столь успешны. Из непоказанных картин только «Небесный замок Лапута» имеет шансы на приличные кассовые сборы (около 5-6 млн. руб). Другие же фильмы из списка вряд ли смогут существенно пополнить копилку прокатчика. Так, отметку в 3 млн. руб., по мнению Никиткина, удастся преодолеть «Сказанию Земноморья». И то только благодаря популярности литературного первоисточника и сыну великого Миядзаки в режиссёрском кресле. Шансы есть и у относительно известных в узких кругах российского зрителя фильмов «Воспоминания о Марни» и «Возвращение кота». Тёмной лошадкой видится «Сказание о принцессе Кагуя», номинант на премию «Оскар», который имеет весьма специфический визуальный стиль, что может оттолкнуть случайного зрителя.
Оправдаются прогнозы или нет — зависит в том числе и от эпидемиологической обстановки. А пока что ценителям японской анимации стоит почаще заглядывать в график премьер, ведь «Пионер» порадовал нас лишь половиной своих Ghibli-запасов и, судя по всему, останавливаться не собирается.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!