5 июля в российский прокат вышел британский триллер «Невидимка» от режиссёра Энтони Бирна («Острые козырьки», «Последнее королевство»). Эта картина стала для него полностью авторским проектом. Он выступил не только в качестве режиссёра, но и в качестве сценариста и продюсера. «Субкультура» решила выяснить, что из этого получилось.
Лабиринт сюжетных линий
Главная героиня фильма – слепая пианистка София (Натали Дормер). Вопреки своему недугу, который с первых минут располагает к ней зрителя, она живёт полноценной жизнью: играет в симфоническом оркестре, общается с друзьями, самостоятельно справляется со всеми делами. И всё бы хорошо, но однажды девушка становится невольной свидетельницей ссоры между своей соседкой Вероникой (Эмили Ратаковски) и незнакомым мужчиной, после которой первая погибает.
Надо заметить, что в фильме присутствуют элементы неожиданности. Не все из них можно назвать действительно удачными, но свою роль они всё же выполняют: скучать в целом не приходится. Только вот чем дальше заходит сюжет, тем больше становится путаницы. В картину длительностью чуть более полутора часов попытались уместить слишком много сюжетных линий, которые в итоге раскрыть не смогли. То же самое можно сказать и про героев, среди которых, к слову, есть несколько очень интересных, но явно недостаточно проработанных. К их числу относятся, например, сама София и главный злодей, которого сыграл Ян Бейвут.
Впрочем, несмотря на недоработки сценария, все актёры справились со своими ролями довольно хорошо, живо и без перебора. Да и Натали Дормер, (которая, будучи супругой Бирна, тоже приложила руку к сценарию и продюсированию фильма), в образе слепой пианистки весьма убедительна. Более того, её игра завораживает. И от этого наблюдать за развитием событий ещё любопытней.
Читайте также
Правда, сам образ главной героини не вполне свеж: если припомнить французскую короткометражку «Настройщик» 2010 года, главным героем которой был молодой человек, притворяющийся слепым настройщиком клавишных, чтобы располагать к себе клиентов, а потом столкнувшийся с криминалом, то возникают некоторые вопросы. Говорить о том, что режиссёр «Невидимки» не был знаком с этой историей, не приходится, потому что «Настройщик» – чуть ли не открытие того года, лента в индустрии кино не просто известна, она отмечена множеством наград. И даже если допустить, что Энтони Бирн и правда прошёл мимо «Настройщика» и создал образ Софии сам, то тогда можно говорить о вторичности его картины.
Звуки из темноты
Как бы то ни было, режиссёру неплохо удалось воплотить задумку со слепым музыкантом. Это выглядит впечатляюще, и изюминку картине придаёт её звуковое оформление. Оно играет важную роль, создает определенный шарм и имеет особый смысл, потому что София, которая с детства ничего не видит, связана с внешним миром в первую очередь с помощью звуков, различных шумов. Что, кстати, отражено в оригинальном названии фильма – «In Darkness», «В темноте», так что определенный смысловой слой – жизни в абсолютной темноте и ориентации в пространстве только за счёт звуков – прокатчики в очередной раз загубили. Среди этих звуков посредством режиссуры акцентируются какие-то отдельные слова, стук, грохот и, конечно, музыка. Всё это есть в фильме и в сочетании с качественной операторской работой позволяет зрителю в той или иной степени понять ощущения героини, создавая эффект присутствия.
Если подробнее говорить о музыкальном сопровождении, то с первых минут фильма становится ясно, что к его выбору подошли очень тщательно и трепетно, что неудивительно, если учесть род деятельности героини. Все саундтреки для картины написал композитор Ниал Бирн. И надо отдать ему должное, они, спокойные и в то же время динамичные, иногда нагнетающие и немного жутковатые, превосходно передают общую атмосферу фильма, специфику конкретных сцен и внутреннее состояние героев, но при этом остаются ненавязчивыми, а иногда даже незаметными. Иными словами, музыка в этой картине чуть ли не сливается с сюжетом, становясь его составной частью.
«Невидимка», как уже было отмечено, это триллер. И о несоответствии жанру оснований говорить нет: есть и интригующая идея, и неожиданное развитие событий, и даже некоторое напряжение чувствуется. Однако фильм в итоге абсолютно не цепляет, а потенциально многогранные герои не вызывают искреннего участия. В сюжете остаётся много прорех и непонятностей: где-то не хватает предысторий, где-то совсем не объясняются мотивы героев, где-то можно было бы добавить чуть больше деталей. Так, практически не раскрытой остаётся история Вероники, гибель которой становится завязкой и в дальнейшем играет ключевую роль.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!