Японское кино в период своего становления отличалось тяготением к японскому театру, мимикой и жестами, непонятными для европейца, поэтому оно всегда сопровождалось комментариями и не было широко распространено за пределами страны. Однако к 1950-м годам в кино пришёл реализм, более того, десятилетие стало «золотым веком» японского кинематографа. Фильмы этого времени стали мировой классикой, вдохновили знаменитых режиссёров от Тарковского до Скорсезе на создание своих картин. В нашей подборке собрано несколько замечательных фильмов, с которых следует начать знакомство с кинокультурой Японии.
Расёмон / Rashomon
Режиссёр: Акира Куросава
Продолжительность: 88 мин.
Именно эта работа отца японского кинематографа Акиры Куросавы вывела кинематограф страны на новый, мировой уровень. Фильм в жанре дзидайгэки (костюмированная историческая драма) снят по рассказу одного классика японской прозы – Рюноскэ Акутагавы. Это история об убийстве самурая и изнасиловании его жены, рассказанная с четырёх разных точек зрения. Почему истории свидетелей противоречат друг другу, да и что такое правда?
Сказки туманной луны после дождя / Ugetsu monogatari
Читайте также
Режиссёр: Кэндзи Мидзогути
Продолжительность: 96 мин.
Дзидайгэки с длинными иммерсивными сценами и отсутствием монтажа (кроме простых склеек), один из любимых фильмов Андрея Тарковского. Эта история разворачивается в XVI веке, в период гражданских войн в Японии. Амбициозный гончар Гэндзюро и его друг вместе со своими семьями решают отправиться в город, где их товары лучше распродаются. Посреди путешествия на лодке выясняется, что неподалеку орудуют пираты. Тогда Гэндзюро оставляет жену и сына на берегу реки, обещая вскоре вернуться за ними.
Токийская повесть / Tokyo monogatari
Режиссёр: Ясудзиро Одзу
Продолжительность: 136 мин.
Фильм о важности семьи и гармонии с близкими, о ценности повседневной жизни. Пожилая пара в одностороннем порядке решает навестить своих выросших детей. Однако дети относятся к времяпрепровождению с родителями как к обязанности, даже решают отправить тех на горячие источники, чтобы от них избавиться. В итоге отец встречается со старыми собутыльниками, а мать со вдовой одного из сыновей – единственной, кто рада старикам.
Годзилла / Gojira
Режиссёр: Исиро Хонда
Продолжительность: 96 мин.
Первый фильм о Годзилле, положивший начало целой серии кинолент. Пробудившееся древнее чудовище способно уничтожить Токио – на самом деле над этим фильмом-катастрофой нависла тень бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Из всей серии фильмов первый считается лучшим, именно потому что представляет собой пронзительную аллегорию о разрушительной силе ядерного оружия, в то время как дальнейшие фильмы развиваются в русле экшена и ориентируются на более молодую аудиторию.
Голый остров / Hadaka no shima
Режиссёр: Канэто Синдо
Продолжительность: 96 мин.
Фильм, лишённый слов. История о невыносимо тяжёлой жизни семьи, состоящей из четырёх человек, семьи, которая в одиночку живёт на маленьком острове. Несколько раз в день её члены плавают на соседний остров, чтобы набрать воды для полива своих жалких полей. В СССР этот фильм считался культовым, именно по нему составляли представление о японском кинематографе.
Женщина в песках / Suna no onna
Режиссёр: Хироси Тэсигахара
Продолжительность: 123 мин.
Аллегоричный экспериментальный фильм, наполненный идеями даосизма, поднимающий вопрос о выборе между гармонией с миром или противодействии ему. Энтомолог из Токио, собирая в песчаной деревне образцы насекомых, опаздывает на последний автобус, поэтому местные жители предлагают ему найти место для ночлега – выбирают расположенный на дне песчаной ямы дом молодой женщины. На следующее утро оказывается, что верёвочную лестницу из ямы убрали. Героя заманили в ловушку – он будет должен всю жизнь выгребать песок вместе с женщиной.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!