Манга «Прогулки» Дзиро Танигути — островок, нет, целая островная страна, спокойствия в море стремительно сменяющих друг друга кризисов и отрицательного роста всего, кроме тревог. Книга приглашает на прогулку, бесцельную, но не бесполезную. Неторопливо бродить по улочкам, подмечать мелочи, находить прекрасное в обыденном и наслаждаться пребыванием в моменте — забытые радости для жителя мегаполиса, которые и подарит Танигути.
Ещё пару лет назад имя Дзиро Танигути ничего не говорило российскому любителю комиксов, обычно не читающему на досуге японские сайты с новинками манга-индустрии. И вот два издательства, не сговариваясь (не сговариваясь же?), выпускают на рынок несколько однотомников автора. Сначала «Фабрика комиксов» в 2021 году издаёт его ранние работы: сборник «Отель с видом на гавань» Танигути и Нацуо Сэкикавы и мангу «Кей» Танигути и Сиро Тосаки. А в мае 2022 года уже Alt Graph знакомит нас с однотомником «Прогулки», первоначально изданным в период увлечения автора умиротворяющими повседневными сюжетами.
Про Дзиро Танигути можно говорить долго. За свою жизнь он перепробовал себя в разных, порой контрастирующих друг с другом жанрах. Танигути получил кавалера ордена Искусств и литературы во Франции, главный приз и приз за лучший сценарий на фестивале в Ангулеме. Был очень популярен в Европе. Заслужил прозвище «поэт манги» за обилие лирических образов в работах и при этом являлся последователем новой волны течения гэкига, пропагандирующего реалистичность в изображении.
Манга «Прогулки» Танигути издавалась с 1990 по 1991 годы в Японии, позже она была переведена на английский и французский языки, а также номинированная на премию Айснера. Не уверены насчёт «квинтэссенции» творчества мангаки, но небольшой сборник историй и, правда, стал поворотной точкой в его карьере. Именно в этом ярком представителе жанра слайс-оф-лайф автор достигает небывалого мастерства в рассказывании повседневных историй без историй, да и практически без слов.
Уделяя большое внимание прорисовке пейзажей и эмоций, Танигути не слишком заботится о сюжетной линии. Его герой немногословен и немного странноват. Он любит длинные прогулки и интересуется обыденными мелочами с горящими глазами младшеклассника. У него есть жена, собака и какая-то офисная работа. Это, пожалуй, всё, что мы о нём знаем. Зато в «Прогулках» можно найти других, не привычных читателю, «персонажей»: сакуру во дворе, запутавшийся в ветках самолётик, необычную ракушку, забытую губную помаду и тяжеленный тростниковый навес.
Танигути предлагает нам не стремительно погрузиться в сюжетные перипетии, а, наоборот, замедлиться и обратить внимание на обыденные, на первый взгляд скучные вещи. Рассматривая сборник, вы невольно обретёте способность очаровываться даже узором в разбитых очках и фонарями у мусорного бака. А поможет в этом увеличенный формат издания, твёрдый переплёт и цветные вставки невероятной красоты — отличное решение Alt Graph для этого сборника.
Следуя по страницам манги, мы путешествуем по узким колоритным улочкам благодаря прекрасным пейзажам и умело вырисованным нюансам, но не только. Мишель де Серто, социальный философ и автор оригинальной теории повседневности, в «Изобретении повседневности» сравнивал ходьбу с чтением. В его трактовке ходьба — это способ прочтения городской среды, соответственно чтение — способ «пройти текст» вместе с авторов. Являясь взаимозаменяемой метафорой, ходьба и чтение ещё теснее сплетаются в «Прогулках» Танигути благодаря выбранной автором теме.
Но это далеко не всё, что позволяет нам в прямом смысле гулять по страницам книги. Можно сказать, что время в манге течёт по-особенному. Заостряя внимание на деталях, автор вынуждает задерживаться на вполне определённых мелочах, навязывая оптику и опыт героя. Так постепенно чтение перетекает в созерцание, подчинённое атмосфере и ритму фланирования. И вот мы уже сами не замечаем, как оказываемся на окраине небольшого посёлка префектуры Наро.
В оригинале манга Aruku Hito дословно переводится как «Гуляющий человек». Но «Прогулки» тоже «отличное название» — как заметил комиксист и издатель Виталий Терлецкий, отчего-то написавший заключительной статью к книге. Не знаем, были ли все японисты заняты или это такой хитрый расчёт редакции, но немного иронии Терлецкого в финале можно считать той самой разрядкой, так и не данной читателю в манге, лишенной завязки, кульминации и развязки как таковой.
Как бы то ни было, открывшему «Прогулки» предлагается не только пройтись по живописным улочкам и распробовать на 240 страницах почти все японские эстетические категории с непроизносимым названием, но и прочитать ряд заключительных статей от самого Танигути, Терлецкого и редакции Alt Graph.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!