В середине июня издательство Alt Graph, специализирующееся на выпуске японской манги, порадовало выходом сборника комикс-рассказов Сатоси Кона. И пусть для широкого зрителя он известен в первую очередь как режиссёр картин «Идеальная грусть» и «Паприка», карьеру Сатоси Кон начинал как мангака. «Окаменелые грёзы» способны впечатлить и заядлого фаната его режиссёрских работ, и случайного читателя, находящегося в поиске нестареющей классики манги.
Сатоси Кон «Окаменелые грёзы», с. 106-107 © Alt Graph
До того, как сделать первые шаги в аниме-индустрии, Сатоси Кон успел поработать ассистентом у Кацухиро Отомо, автора «Акиры», а также выпустить однотомник «Возвращение в море» и начать работу над серией «Опус». Обычно, вспоминая о его карьере мангаки, называют и его совместную работу с Мамору Осии над «Серафим — 266613336 крыльев». Отрадно, что вся эта манга представлена на российском рынке. Тем большей неожиданностью был выход первых графических работ автора, датированных 1984 – 1989 годами.
Рассказы сборника не отличаются однородностью, но в них уже прослеживается фирменный стиль Сатоси Кона, построенный на смешении реальности и иллюзий или, согласно заявленному названию, грёз. Однако не стоит раньше времени отправлять «Окаменелые грёзы» в фантасмагорический парад безумия автора. В отличии от некоторых его анимационных работ, почти все истории сборника имеют право на линейное прочтение.
Читайте также
Сатоси Кон «Окаменелые грёзы», с. 292-293 © Alt Graph
В нём читатель найдёт классические сюжеты взросления, сдобренные типичными подростковыми эмоциями. В рассказе «Веселуха» поездка школьной команды по футболу на региональные соревнования превращается в масштабную драку, вызванную завистью бейсболистов, не сумевших пробиться столь высоко. Герой из «Беспокойного лета» пытается совладать с бушующими гормонами и примеряет на себя роль «настоящего мужчины». «Когда уйдём со школьного двора» рассказывает о сложном периоде окончания школы и связанных с ним надеждах. Ещё молодой в то время Сатоси Кон цепко ухватывает эмоциональное и физиологическое состояние мальчика, который становится мужчиной.
Автору удаётся и от души рассмешить читателя, используя типичные комедийные мотивы. Эпичная погоня за старушкой на больничной каталке в рассказе «По ту сторону солнца» незримо переплетается с историей «Приключений старого Басё». Известный поэт убегает от кредиторов, оставив им лишь хайку о весне вместо платы, а пожилая женщина, кажется, наоборот, пытается нагнать свою семью, отдыхающую на пляже. Однако уже в этих работах за комической ширмой скрывается не столь весёлое содержание. Так ли на самом деле читателю смешно наблюдать за тем, как Басё прозябает в бедности, а старушка оказывается обузой для своей семьи?
Сатоси Кон «Окаменелые грёзы», с. 312-313 © Alt Graph
Добравшись до «Пленника», вы окончательно убедитесь, что перед вами работа будущего мастера двойственности и иллюзий. Оруэлевская теория Большого брата соседствует здесь с эфемерной действительностью. В обществе жестких рамок нет места взбалмошным подросткам, их направляют в центр коррекции. Однако, как именно эта коррекция происходит, никто из провинившихся не помнит. Неожиданный финал наводит на мысли: не здесь ли братья (сестры) Вачовски черпали вдохновение для своей «Матрицы»?
Фантастические сюжеты и психологические мотивы совсем уже в стиле Сатоси Кона поджидают читателя в рассказах Carve и Picnic. Есть в сборнике и истории («Ваира» и Yoyful Bell), способные поймать вас в излюбленную автором ловушку парадоксального. Неоднозначность повествования заставляет читателя активно домысливать. Идея рассказа напрямую зависит от того, какую интерпретацию вы ему припишете. К примеру, в рождественской сказке Yoyful Bell один читатель увидит: чудеса случаются даже с Сантой. В то время как другой решит: Санте не помешал бы отпуск. Ведь отдохнувшему человеку не мерещится не пойми что.
Сатоси Кон «Окаменелые грёзы», с. 322-323 © Alt Graph
Жонглируя рассказами разной плотности, сборник способен увлечь как любителей искажённой реальности автора, так и читателей, ожидающих от манги приемлемого баланса между увлекательным и сложным чтением.
Отдельно порадовало интервью с Сусумой Хирасавой, композитором, работавшим с Сатоси Коном над аниме «Паприка», «Агент паранойя», «Тысячелетняя актриса», вместо послесловия. Его описание стиля жизни и работы мастера помогает глубже понять творчество мангаки, режиссера и сценариста. Каждое слово музыканта пропитано сложными и двоякими эмоциями, схожими с теми, что читатель испытывает при знакомстве с рассказами Сатоси Кона.
Обложка: Сатоси Кон «Окаменелые грёзы», с. 289 © Alt Graph
Уже захотелось прочитать этот комикс? Эти и другие графические романы ты найдешь на ЛитРес!
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!