Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Выпустили релиз или сняли клип? Расскажите об этом у нас: main@sub-cult.ru

Исландия не просто страна сказок, а сама по себе сказка. Маленький остров с населением меньше 400 тысяч человек каждые пару лет обязательно как-нибудь удивит: то вулканом, который может устроить апокалипсис, то футбольной командой, дошедшей до четвертьфинала чемпионата Европы, то странной музыкальной группой, становящейся открытием «Евровидения». Но главное потрясение, которым страна удивляет мир уже лет 30, — её музыкальная сцена. Такую музыку, как в Исландии, вряд ли можно ещё где-то услышать. Фольклор исландцев настолько сильно вжился в музыкальную ткань, что его отголоски можно услышать как в электронной музыке, так и в современной академической.

Когда мы слышим исландскую музыку, какие ощущения она дарит? В ней будто бы собралась вся природа ледяного острова, его повышенная влажность и тёмно-зелёные степи. Исландская музыкальная традиция тесно связана с мифологией скандинавии. Народные песни полны сказочных персонажей, вроде эльфов и троллей, но пафос уступает место лёгкому юмористическому настроению. Благо, что никто не додумался внедряться в Исландию из-за рубежа, и жители сохранили уникальный несравнимый фольклор, который теперь сам начинает проникать в глобальную поп-культуру.

Как это получилось? С далёких времён исландцы сохранили два музыкальных инструмента — лангспил и фидлу. Оба являются по своей сути скрипками с двумя и четырьмя струнами соответственно, которые издают характерный «средневековый» холодный звук. Помимо того, что к имитации подобного звучания прибегают большинство местных музыкантов, исландский колорит привнесла в Голливуд композиторка Хильдур Гуднадоттир. Инструмент, на котором она играет, называется холлдорофон и представляет собой электронную виолончель, по звуку напоминающую исландские скрипки. Именно под холлдорофон, например, танцует Джокер в ванной комнате или прибывают инопланетяне в картине Вильнёва.

Так какова же она — музыка Исландии? Проследим через 10 современных и не очень коллективов, которые так или иначе сохраняют в своей музыке эту самую исландскую айдентику. А если даже этого будет мало, то вот ещё один материал, посвящённый известным группам.

Savanna tríóið

Пока в 60-е в мире вовсю гремел психоделический рок, три друга из исландской бизнес-школы решили собраться, чтобы играть традиционную музыку своего народа. И чтобы понять всю красоту исландского фольклора, достаточно включить второй альбом коллектива, который так и называется — Folksongs From Iceland. Весёлые сказки трио вышли за пределы страны и стали первым открытием миру исландской традиционной музыки. Задумчивым скандинавским струнам практически не нашлось место — вместо них слушатель увидел позитивную сторону исландского характера, чтокоторая в целом оказалось недалеко от правды. Аранжировщик группы Торир Бальдурссон после распада трио в 1969 году оказался весьма востребованным музыкантом, успевшим посотрудничать не только с соотечественниками, но и с ABBA и Элтоном Джоном.

Björk

В популярности Бьорк в Исландии может посоревноваться разве что тот самый вулкан, чьим названием учителя географии пугают школьников. На своей родине Бьорк Гвюдмюндсдоуттир стала звездой уже в 11 лет, выпустив дебютный альбом с детскими песнями и каверами на исландском. Став суперзвездой с платиновой пластинкой, девочка ушла в отрыв, постоянно собирая новые панк-коллективы и даже параллельно записывая джаз-фьюжн. На мировую сцену Бьорк вышла вместе с проектом The Sugarcubes, чей сингл Birthday побывал в чартах Британии и США (обратите внимание на психоделические струнные на заднем фоне — они и являются тем самым маркером «исландскости» песни). Ну а дальше уже известная история — переезд в Лондон и создание самой уникальной музыки времени. На стыке трип-хопа и арт-попа музыка Бьорк изначально была о вечном, но рассказанная необычными метафорами, как, например, первый хит Human Behaviour, написанный от лица животного. Эволюцию творчества Бьорк можно заметить по обложкам альбомов, где она с каждым новым релизом сияла всё более вычурными нарядами. И если дебютный альбом 1993 года был сложной, но всё же поп-музыкой с переживаниями милой девушки с характерным скандинавским акцентом, то к десятому альбому Fossora Бьорк и сама превратилась в нового сказочного персонажа Исландии, снова запев на родном языке и посвящая песни своей семье и грибам.

múm

Пока Бьорк наводила шум глобально, несколько друзей сделали переворот на локальной сцене и собрали группу múm (официальный сайт просит произносить miooyyuujm) в 1997 году. Большой коллектив из семерых человек часто менял состав и через года в группе успела побывать лауреатка «Оскара» Хильдур Гуднадоттир и Оулёф Арнальдс, о которой пойдет речь далее. Музыка коллектива странна, но притягательна — это спокойная электроника с множеством приятных шумов и глитчей. Сквозь поток синтезаторов и драм-машин зачастую пробиваются традиционные инструменты, которые придают ещё больше тепла музыке. И в этой синестезии холодной синтетики и тёплого фолка выстраивается новый звучание, которое в своё время и определило то, как должна звучать современная исландская музыка, как она выражает дух местного населения.

Grandma Lo-Fi

Осторожно, сейчас будет очень мило. Сигридур Нильсдоттир хоть и родилась в Дании, но для Исландии стала настоящим сокровищем музыкальной сцены. Начавшую писать музыку в 70 лет Сигридур прозвали ласково «Бабушкой лоу-фай», а о её влиянии на сцену говорит как минимум то, что про неё сняли документальный одноимённый фильм местные музыканты. Хотя, казалось бы, — пожилая женщина писала музыку на синтезаторе Casio, сидя дома на кухне и записывала это на кассетник — что может быть в этом особенного? Но старческий высокий голос бабушки вкупе с кустарными условиями записи создают настолько мощный эффект уюта, что даже хюгге не подарит такой комфорт. Сигридур скончалась в 2011 году, оставив большое наследие из около 700 песен, которые все отыскать невозможно, но благодаря фильму в интернете появился часовой сборник с лучшими песнями бабушки лоу-фай.

Seabear

Группа, образовавшаяся в 2000 году, но собравшаяся только к 2005-му, по началу кажется обычным инди-фолком из нулевых. Но нюансы кроются в звучании. Да, это похоже и на Бэка, и на Суфьяна Стивенсона, и даже чем-то на Arcade Fire, но в музыке Seabear нет надрыва, нет нервов и глубоких переживаний. Если те, с кем зачастую сравнивали группу, делали музыку для расставаний, то Seabear создают музыкальные полотна (хотя корректнее назвать их музыку пледом), полные ностальгии и светлых эмоций. Они нужны, в первую очередь, чтобы вспомнить, кто ты есть, и понять, каким ты стал. Внушительный коллектив из семи человек, в котором также нашлось место музыкантам из múm, поёт о любви через аллегории, записывая нежнейшие анималистичные баллады.

Sóley

Участница Seabear сольно пишет не менее пронзительную музыку. Но если в коллективе Солей Стефансдоттир играет лишь на клавишных, то в одиночестве музыкантка раскрывает свой песенный талант вовсю, записывая на пианино меланхоличный инди-поп. Но даже в минималистичности Солей слышно влияние múm — то тут, то там можно услышать различные шумы. К сожалению, голос певицы можно услышать не на всех её релизах, но её эмоциональности хватает, чтобы услышать её и в чисто инструментальных альбомах.

Ólöf Arnalds

Бывшая участница múm пошла по пути прямо противоположному и стала писать музыку без какой-либо электроники. В её инструментарии можно встретить не только северные народные инструменты, но и, к примеру, южноамериканскую гитару чаронго и японский струнный инструмент кото. При этом Оулёф не уходит в космополитизм и не берёт музыку разных стран — её интровертные баллады на родном исландском звучат по скандинавски скромно и минималистично. И казалось, что у такой тихой музыки нет шанса стать популярной, но опыт бабушки лоу-фай показал, что именно в таких тихих музыкантах вся сила Исландии. Благодаря Бьорк, Арнальдс была подписана на британский лейбл, о ней заговорили главные музыкальные издания, а за продюсирование музыки взялись лучшие музыканты страны, успевшие обрести мировое имя.

Árstíðir

Главными продолжателями традиции народной музыки Исландии сегодня можно назвать именно их — группу с красивым названием «Времена года». И то, насколько сильно в стране ценят фольклорную музыку, говорит популярность коллектива. Несколько их синглов возглавляли национальные чарты, дебютный альбом стал хитом в Исландии, и даже на сайте RYM это главный релиз жанра Icelandic folk music, а на третью пластинку Árstíðir успешно собрали деньги на «Кикстартере». И в целом в музыке группы нет ничего сверхъестественного — коллективов, сочиняющие новые песни в старой традиции, можно встретить в каждой стране. Но не каждую группу уважают так же сильно, как исландцевы Árstíðir, а значит, что красивая народная музыка коллектива нужна своей стране.

Samaris

Группа, которая превратила электронный звук в музыку исландской сырости. Образованная в 2011 году, Samaris не имеет в своём инструментарии ничего, кроме голоса, ноутбука и флейты, но даже этого оказывается достаточно, чтобы изобразить лиричность севера. Этот холодок в музыке пришёлся по душе сначала самим исландцам, из-за чего группа была подписана на главный инди-лейбл страны 12 Tónar (среди его подписантов — половина героев этого текста), а затем на британский One Little Independent, занимающийся выпуском необычной музыки со всего света. Благодаря Samaris мы узнали, что, оказывается, британский жанр даунтемпо лучше всего звучит не в лондонских гаражах, а в милых небольших домиках с видом на бушующий океан.

Low Roar

Итак. Исландцы жизнерадостный флегматичный народ, замкнутый на своей традиции и щедро делящийся ею со своим миром. Но можно ли в Исландии грустить? Музыкант с большим опытом Райан Каразия переехал из солнечной Калифорнии в Рейкьявик в 2010 году. Там он и собрал совершенно новую группу, в которой не осталось ни единой ноты от яркого восточного побережья, вдохновляясь все исландской музыкой одновременно. И если дебютный альбом Low Roar напоминал не то Radiohead под седативными, не то Sigur Rós под кофеином, то к своему «нулевому» релизу 2014 года Каразия нашёл уникальное звучание, меланхолию прибрежного чёрного песка. Но группа не приобретала признание за рубежом, пока гениальный геймдизайнер и меломан Хидео Кодзима не добавил её музыку в игру Death Stranding, где сам ландшафт был вдохновлён исландскими равнинами. С каждым новым альбомом Low Roar отходил от тоскливого настроения и всё больше созерцал природу, создавая всё более громкую и красивую музыку. Но 29 октября 2022 года в соцсетях группы появилось сообщение, что Райан Каразия умер после осложнений от пневмонии. Low Roar не обрели такого культового статуса, как Sigur Rós и múm, но стали группой, которая окончательно раскрыла для мирового слушателя всю красоту звука Исландии, в которой найдётся место не только радости или успокоению, но и меланхолии.

Источник фото: Grandma Lo-fi: The Basement Tapes of Sigrídur Níelsdóttir

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика