Московская панк-рок группа «Бродячий Цирк» представила свой дебютный полноформатный альбом, получивший название «Не время спать».
«Не время спать» – хороший дебют. Мы обычно стараемся не использовать прямых оценочных суждений, но в этот раз удержаться трудно. Ценителям добротного панк-рока с изрядной долей мелодик-панка и гранжа понравится более-менее всё: и музыка, и тексты, и подача.
Уверенный темп – без истеричных аллюзий на странные переходные формы между панком и хардкором, которые очень уж любят отдельные коллективы, без проседания в энергетике. Мощный, упругий звук без заигрываний с лоу-фай, которые тоже нынче нет-нет да проскакивают даже у заядлых фирмачей. Но и не без экспериментов – по делу. И содержание – то, без чего панк-рок превращается в примитивную гаражную панкуху. Все, понятное дело, с нее начинали, но заканчивать ей точно не стоит – и «Бродячий Цирк» вполне решительно ушел дальше. Остросоциальные темы, личные проблемы, взросление – казалось бы, обычный набор, но тут главное правильно обрисовать и выбрать точку, с которой можно будет пристально наблюдать за обществом и собой. И у «Бродячего Цирка», похоже, получилось. Осмысление реальности через призму крайне свободолюбивой и при этом остроумной музыки – это всегда интересно.
И тут есть всего один момент: группе «Бродячий Цирк» уже 15 лет. То есть в возрасте, когда другие панки начинают величать себя ветеранами панк-рок сцены, москвичи выпустили свой первый альбом.
О том, как так вышло, «Портал Субкультура» поговорил с фронтменом группы «Бродячий Цирк» Александром Кузьмичевым. А еще о самой пластинке, панк-роке, протесте и много о чем другом.
Читайте также
– «Не время спать» – строчка из трека «Сегодня остаюсь». Почему весь альбом получил такое название?
– Вообще, ещё на стадии написания материала, альбом должен был называться иначе, но, песня, с которой был связан нейминг, в итоге не вошла в финальный трек-лист. Соответственно, встал вопрос о поиске нового названия, которое бы не просто сочеталось с материалом, но и несло в себе какой-то концепт. Было замечено, что строчка «Не время спать» здесь максимально уместна как контексте истории группы, так и в контексте нынешнего времени, а главное – в контексте песенного наполнения пластинки. Если посмотреть, мы ведь действительно долго спали в ожидании того самого момента, когда пробуждение станет практически неизбежным следствием. В то же время эта фраза точно описывает процессы, происходящие в обществе. Хочется верить, что конец этого сюрреалистичного сна уже скоро наступит, и последующая реальность окажется не такой фатальной, как в закрывающем треке нашего альбома.
– Иногда бывает так, что целый альбом возникает вокруг одной-двух центральных песен, ради которых всё и затевалось. В «Не время спать» есть такая?
– Скорее нет. В нашем видении альбом – это всё-таки целостная работа. В ней нет случайностей и все детали паззла были продуманы ещё до начала записи. Безусловно, любая картина начинается с первых мазков, но не факт, что в конечном счёте именно на них обратят внимание. Центральные песни, конечно же есть, но они выделились уже к тому моменту, когда материал был собран воедино. Тут скорее наоборот, песни с которых в творческом плане начиналась эта пластинка не входят в топ-5 по количеству прослушиваний.
– «Не время спать» – ваш дебютный альбом. И вышел он спустя 15 лет после возникновения группы. Как так?
– Сложный вопрос. По сути-то группы как таковой не было с 2008 по 2018. Абсолютно все музыканты разбежались по разным проектам. Получается, 10 лет «Бродячий Цирк» был на паузе с редкими попытками что-либо сделать. Так, например, в 2015 вышла песня «Не верь!», но внутренние проблемы на тот момент не позволили шагнуть дальше. Естественно, долгий простой не отменил того, что песни писались и копились, и в какой-то момент чаша оказалась переполнена. Захотелось запечатлеть итоги и дать «Бродячему Цирку» ещё один шанс. Судя по фидбэку, попытка удалась.
– Как вы сохраняли интерес к группе со стороны слушателей всё это время? За богатейшим выбором люди вообще могут напрочь забыть о том, что в каких-то лохматых годах им понравилась «Они придут за тобой» от группы «Бродячий Цирк».
– Никаких действий к сохранению интереса не предпринималось. Я сам удивлялся, когда читал отзывы к нашему синглу, о котором сказал чуть ранее. Оказалось, что спустя семь лет молчания всё-таки есть люди, которые помнят «Бродячий Цирк» и даже были на концертах. Думаю, не последнюю роль здесь сыграло участие в сборнике «Панк-о-мания 4». Но по факту, нам приходится начинать всё по новой. И в этом, безусловно, есть и положительные стороны.
– Что с клипами? Какой из треков вам бы хотелось визуализировать, и как?
– Были такие планы. Хотели начать съёмку клипа в мае, но ситуация с карантином и всем, что с этим связано кардинально нарушила планы. Раскрывать детали сценария и выбранной песни не хотелось бы – вдруг что-то изменится. Возможно, вернёмся к этой теме летом, но сейчас для нас куда важнее завершение работы над новым синглом, которая была начата ещё до введения разного рода ограничений.
– Какие планы на презентацию? Ну, если мы представим, что карантин и все ограничения когда-нибудь отменят.
– Как таковую отдельную презентацию альбома делать уже бессмысленно. Скажу лишь, что мы собирались презентовать его на одном из летних фестивалей, но сейчас, увы, всё подвисло по объективным причинам. Если с летом не срастётся, то презентуем альбом вместе с новым синглом 20 ноября в московском клубе «Город». Хочется верить, что к тому моменту ситуация стабилизируется.
– «…с весомой долей протеста и злости, направленной не на продажных чиновников, и беспредел власти, а на конфликт индивидуума и общества в целом», – пишете вы об альбоме. А в чем, на ваш взгляд, заключается конфликт индивидуума и общества?
– Любое общество – это в первую очередь свод неких правил, законов, устоев… Даже если рассматривать какую-либо субкультуру, ты увидишь то же самое. Человек по своей натуре животное свободное, ограниченное лишь собственным внутренним кодексом и моральными установками. Поэтому конфликт неизбежен в любом случае, особенно если общество диктует избыточные условия для сосуществования внутри себя, которые противоречат мировоззрению индивидуума. Любой человек всегда будет пытаться стать чуть свободнее. То есть в основе этого конфликта всегда будет стоять понятие «свободы».
– В чем заключается эта самая «свобода»?
– Это, по сути риторический, вопрос. Свою степень свободы каждый измеряет сам. Думаю, истинная свобода – это состояние, при котором у человека в принципе не остаётся никаких сожалений о чём-либо. Ни о прошлом, ни о настоящем.
– Протестная музыка – это всегда любопытное явление. Особенно в России. Если на западе в тексты зачастую завернуты совершенно конкретные ситуации, конкретные претензии и, порой, даже предложения, то у нас это почти всегда абстракции вида «мы за всё хорошее против всего плохого». Насчет конкретизации претензий – оставим, а предложения? Какие, например, последуют от «Бродячего Цирка»?
– Предложения уже есть. Доверять только себе, проверять информацию, следовать за мечтой, не опускать руки. Мы, как мне кажется, как раз тот случай, когда предложений больше, чем критики. Я в последнее время часто вижу комментарии такого плана: «Нет песен про то, как всё плохо в стране», «Нужен реальный протест», «Нужно обличать власть» и всё в таком духе. Почему-то часть аудитории стала видеть протест только там, где кого-то ругают. Мне же такая форма совсем не близка. Сейчас основная часть претензий, изложенных в песнях современных групп так или иначе сопряжена с политикой. Оно и понятно – мы живём не в самые светлые времена. В этом плане мне куда интереснее использовать здоровый стёб, как например, в песне «Только себе». Это, по сути, тоже форма протеста, тоже критика, но показанная под другим углом и может быть с адекватной долей позитивных эмоций.
– Для чего, по-вашему, вообще существует протестная музыка?
– Каждый сам решает для чего ему служит та или иная вещь. С музыкой, в том числе и с протестной – та же история. Тут дело ещё в чём, музыка, а в особенности её живая инкарнация в виде концертных перфомансов – это эмоциональный аттракцион, а протест – это прямое выражение не только эмоций, но и мнения, позиции. И для песенной формы, на мой взгляд – это идеальное сочетание. Но если копнуть чуть глубже, то сама музыка – это протест. Протест против тишины.
– «Мы дети зассанных подъездов» – абсолютно справедливо в отношении наших поколений. А новое? Как вы считаете, нынешний молодняк, обитающий в социальных сетях и «Тиктоке», понимает, о чем вы поете?
– Думаю, что по этому поводу лучше вообще не париться, а делать то, что хочешь делать. В этом и есть вся суть творчества, да и просто вся суть. Нельзя всех тинейджеров поголовно причислить к группе людей, которым чужда эстетика, например, рок-музыки или каких-либо консервативных ценностей. У современных подростков, по моему мнению, зачастую мировоззрение шире, чем у нас в их годы. Они спокойно могут слушать одновременно Little Big, Элджея и «Король и Шут», Nirvana, Deftones и Billie Eilish. По сути, возраст не имеет никакого значения, когда стилистические, да и не только границы потихоньку да стираются. Сейчас рэперы не дерутся с металистами как в нашей молодости, такие конфронтации считаются моветоном. Музыка в целом стала доступнее и это, наверное, хорошо. Однако, не могу не согласиться с тем, что те, кто до сих пор топят за чистоту стиля – любого, не только, к примеру панк-рока – рано или поздно выпадут из контекста времени. Сейчас эклектика должна быть не только в музыке, но и в голове.
– То есть, нынешним панк-рок командам не стоит бояться стать музейными экспонатами, потерять актуальность и просто делать то, что им нравится?
– Как я сказал чуть ранее – нужно делать то, что хочешь делать. Всегда оставаться собой. Фальшь всегда распознается на раз-два, а искренность вечна. Искренность – это и есть панк-рок во всех смыслах. О «музейности» жанра, как мне кажется, говорить рано, особенно учитывая то, что аудитория, к примеру наших слушателей – это люди от 12 до 45 лет. и у других групп примерно такая же картина – вопрос только в объёме слушателей в каждом конкретном случае. Так что панк-року все возрасты покорны. Другой вопрос – форма, в которой музыка доносится до слушателя. Для меня панк-рок и его форма в частности – это в первую очередь свобода. Свобода творчества в том числе. Если вдруг мы решим эпизодически использовать электронный бит – мы это сделаем. Если для требуемого результата нужно будет добавить бас-дроп – почему бы и нет. Использовать иной нетривиальный ход – нет проблем. Главное, чтобы это было действительно нужно, уместно и без попытки кому-то понравиться или под что-то подстроиться. Любой стилистический синтез, любая интерпретация жанра – это всегда скорее плюс, чем минус.
– Что должно произойти с группой «Бродячий Цирк», чтобы вы сказали: «У нас всё получилось»?
– На данный момент наш горизонт событий – запись и издание уже написанного материала, которого за 15 лет накопилось на пару-тройку альбомов вперёд. Вот, наверное, когда судьба всех архивных песен будет решена – это и станет первой ступенью к тому моменту, когда мы сможем сказать «у нас всё получилось», а пока сложно сказать, что должно стать пиковой точкой, достигнув которую, лично я смогу ответить на этот вопрос.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!